О крещении. Крестные и крестники.

Казахстан, Алматы
Православный христианин
Здравствуйте!!! Меня волнует такой вопрос: подруга хочет, чтобы я стала крестной для ее дочери, я согласилась. Но я слышала такую вещь, что девушка первым должна крестить не девочку, а мальчика,является ли это суеверием или нет??? P.S.Становлюсь крестной впервые. Спаси Вас Господи!!!
 
Здравствуйте!!! Меня волнует такой вопрос: подруга хочет, чтобы я стала крестной для ее дочери, я согласилась. Но я слышала такую вещь, что девушка первым должна крестить не девочку, а мальчика,является ли это суеверием или нет??? P.S.Становлюсь крестной впервые. Спаси Вас Господи!!!

Да, суеверие. Вспомним церковные правила.При Крещении как возрастных, так и младенцев, должны быть восприемники. При Крещении возрастных восприемники служат к тому, чтобы: 1) быть свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и таким образом устранить в Крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и проч.; 2) отвечать при Крещении за таких, кои по болезни не могут сами за себя дать ответ.

При Крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо них Символ веры и необходимые ответы и впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).
По правилам Церкви, необходимым считается только один восприемник, - мужчина для крещаемых лиц мужского пола или женщина для лиц женского пола (Большой Требник, чинопоследование Крещения.) Соответственно своему назначению восприемниками должны быть лица православные и сведущие в вере, т.е. знающие, по крайней мере, главные члены веры.
Не допускаются к восприемничеству старообрядцы (а равно, конечно, сектанты) не только у православных, но и у детей старообрядцев, крещаемых православным священником.
Иноверные (католики, армяно-грегориане, протестанты и проч.) не должны быть восприемниками.
Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении по своему нравственному поведению.
Не должны быть восприемниками малолетние (т.е. не достигшие гражданского совершеннолетия), как еще не способные к делу учительства и не твердые в разумении веры и силы таинства, кроме случаев крайней необходимости.

Ни в каком случае родитель или родительница не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей; иначе супружество их должно быть расторгнуто (VIВсел. соб., прав. 53).(Священник Т.Тихомиров. На приходе. М. ПСТБИ. 2002г стр 331-332)
 
Последнее редактирование модератором:
Сан-Паулу
Православный христианин
Этим летом я крестил младшую дочь. Таинство происходило без крестных. Батюшка перед началом Крещения просил каждого еще раз задуматься: достоин ли каждый назваться христианином, принять на себя дар Духа Святого, не делать формальности из этого великого таинства. Это касается и крещаемых и крестных. И это правильно: крестный должен быть духовным наставником, примером христианской жизни. А у нас как??? Мне вообще не довелось найти найти никакого крестного: ни достойного, ни какого бы то ни было (На всё Божья воля) . Тем более большой грех брать для этого величайшего дела далеких от Христа людей.
 
Многие говорят,и пишут, даже священнослужители что институт восприемников не нужен, и что сами родители могут воспринимать своих детей,я как священник с этим никак не могу согласиться. Давайте вспомним историю в частности патрологию.Почитайте внимательно.Если в IV веке еще спорили об оптимальном возрасте для принятия крещения и высказывались различные точки зрении по этому поводу, то впоследствии практика крещения младенцев возобладала во всем христианском мире. С широким распространением этой практики было связано и изменение функции восприемников.

Если во времена Иустина Философа основная функция восприемников заключалась в том, чтобы привести желающего креститься в церковь и засвидетельствовать его доброе поведение в течение периода оглашения.

Впоследствии мы видим, что на восприемников стали возлагать миссию воспитания в вере младенцев, крещенных в бессознательном возрасте. Восприемники же отвечали на вопросы священника при совершении Таинства крещения от лица крещаемого, если он не был еще способен говорить и рационально воспринимать окружающую действительность.


Вот что говорит о крещении младенцев и о роли восприемников автор "Ареопагитского корпуса" в трактате "О церковной иерархии". Ареопагит полемизирует с теми, кто "находит достойным справедливого смеха, когда иерархи учат вещам божественным тех, которые не могут еще слышать, и понапрасну преподают священные предания тем, которые еще ничего не смыслят, и, что еще будто бы смешнее, когда другие произносят за детей отрицания и священные обеты". Опровергая мнение противников крещения младенцев, автор "Ареопагитского корпуса" пишет:

...Младенцы, будучи возводимы к Таинствам по священному законоположению, будут вводиться в священный порядок жизни, делаясь свободными от всякого нечестия и отдаляясь от жизни, чуждой святыни.Приняв это во внимание, божественные наставники наши положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо из посвященных в тайны учения божественного доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо как богодарованным отцом и споручником священного спасения.(Григорий Богослов.Слово 40,(Творение.Т1с-562)

Участвуя в Таинстве крещения, восприемник как бы говорит: "Я даю обещание внушить этому младенцу, когда он будет входить в разум и в состоянии будет понимать священное, чтобы он отрицался всецело всего вражьего и исповедовал и исполнял на деле божественные обеты". Как заключает Ареопагит, "нет ничего плохого в том, что дитя руководится в божественном воспитанию, имея у себя руководителя, который вкореняет навык к божественному и хранит его непричастным всему вражескому."(Архиепископ Иларион (Алфеев). Православие. ИЗД. Сретенского монастыря.М 2009гТом2.с-584-585)

В случае крайней нужды (напр. смертной опасности), крещение может быть совершено и без восприемника (Бол. Требн., гл. 5, «зри»; сн. Ук. Св. Cин. 1810 г., I, 19,—И, 17, и Ук. Св. Cин. Нижегор. Преосвященному 1889 г., II, 13).В случай смертной опасности крещаемаго (а также и при невозможности в местностях с преобладающим иноверным населением найти лицо православнаго исповедания) восприемника может заменить собою сам священник, совершающий крещение или псаломщик.
 
Сан-Паулу
Православный христианин
Спасибо, отец Виктор! Всё ведь случилось не преднамеренно, и тем более, как я предполагаю, второй раз крестить не принято, даже если первый раз не были соблюдены необходимые требования. У меня друг не так давно крестился в церкви, а в детстве его какая-то бабка "крестила". Тут другой случай.
Не идти же мне опять в храм и не просить батюшку повторить таинство, так как в первый раз он сделал не совсем правильно, не до конца придерживался церковных канонов и не отложил таинство, послав искать нужных лиц, т.е. крёстных (воспреемников)??? Господь-всемилостив!!!!!!!!!!!!!!!!!
 
Сверху