Обожение - делами или верой?

Православный христианин
Здравствуйте, дорогой о.Сергий. Цель жизни человека в обожение, как об этом говорит апостол Павел, прп.Серафим Саровский и др. Но чем оно достигается? Человек должен быть членом Церкви, участвовать в Таинствах и проводить в жизнь в соответствии с заповедями, получается так? Но может ли человек исправить свою жизнь, может ли он сделать хоть что-нибудь сам, он даже имея видимый ориентир (заповеди) не знает куда двигаться? А ведь есть ещё аскетика, которую я вообще не совсем понимаю. Она обязательно или можно без неё? Что для меня в ней неудобовразумимое, я как-то больше понимаю Евангельскую Любовь(ах, если бы я её действительно понимал:(), чем аскетику, которая у меня больше ассоциируется с законом. Есть Христос и мы спасаемся не своими делами и поступками, а только им, а вот тут возникает серьёзный вопрос, так я сам спасаюсь или Христос меня спасает? Конечно, это синергия, но все-таки что могу я? Да я даже исправляться не хочу, только и могу где-то в глубине стенать:"Господи спаси меня!", а в остальном провожу жизнь хуже всех грешников. Если обобщить, то где же цель жизни, как её достичь, особенно если я плохой человек и никакой христианин. Спаси Господи вас за ваш труд.
 
Дорогой Андрей!
Преподобный Макарий Оптинский словно для вас писал: «Вижу, что вы читаете книги святых учителей; но писание есть лес, в котором без искусного путеводителя можно заблудиться и быть в опасности; что многие и пострадали по своей самонадеянности: кто принимается за высокое жительство и ищет в себе духовных видений и наслаждений, на того находит гнев Божий, за то, что, не исцелив прежде страстную часть души "деланием терпения досады креста, возмечтал в уме славу креста" (Исаак Сирин, Сл.2); пишет тот же св. Исаак Сирин: "прежде даже не внидеши во град смирения, да не поверуеши, яко почил еси от страстей; подсаду убо некую готовит тебе сопротивный, но по покои оном многа стужения имети будеши" (Сл. 74). Вы, читая оные святые книги, не беритесь за высокое жительство или за умную молитву, но держитесь более животворных заповедей Христовых и, зря высоту их и свое недостоинство, погружайте мысль свою во глубине смирения, на которое призрит Господь...»


Да, обожение – это всегда дар Бога. Оно недостижимо одними только человеческими усилиями. И чтобы человеку получить этот великий дар, ему необходимо ревностно подвизаться в борьбе с грехом и в стяжании добродетелей, в покаянии, молитве, смирении, трезвении, воздержании, любви Архимандрит Георгий (Капсанис) так говорит об этом: «…нам надо помнить, что это дар Божий, а не то, чего можно добиться одним своим усилием. Естественно, необходимо наше желание, наше борение и готовность, чтобы принять и с ревностью сохранить это удивительное дарование, ибо Бог ничего не хочет делать без нашего согласия. И всё же, дар остаётся даром. Вот почему святые отцы говорят, что мы «испытываем» обожение, в то время как Бог «соделывает» его в нас».
Однако существуют необходимые «предпосылки», которые ставят человека на путь обожения. Первейшее условие для обожения, согласно святоотеческой традиции это – смирение. Невозможно встать на путь обожения, принять божественную Благодать, сделаться другом Божиим без святого смирения. Даже для того, чтобы просто осознать, что смыслом жизни является ни что иное как обожение, нужна известная доля смирения. А как иначе увидеть свою жизненную цель вне нас самих – не в себе, а в Боге? ...Смирение окажется необходимым и для того, чтобы увидеть, что мы больны, повреждены страстями и слабостями.

Далее Отцы отмечают, что обожение имеет свои ступени, от самых начальных и до самых высоких. Научившись смирению, мы начинаем труд по практическому исполнению Христовых Заповедей в нашей повседневной жизни, с покаянием и великим терпением, ради очищения от страстей - это первая ступень к обожению, именуемая деланием. Это – аскетическое руководство, начало пути. Святые отцы разработали глубочайшее и точнейшее учение об устроении души и человеческих страстях, и о том, как их преодолевать. Подробно вы самостоятельно можете ознакомиться с деталями аскетического учения - краткая же идея аскетики заключается в том, что если три силы души – умная, раздражительная и желательная - не будут очищены, то человек не сможет вместить в себя благодать Божию, а следовательно не сможет быть обожен. Умная сила очищается трезвением, которое есть непрестанное внимание к своему уму и рассуждение помыслов, т.е. отсекание мыслей и чувств, внушаемых врагом, и взращивание других, приходящих от Бога. Раздражительную силу врачует любовь. И, наконец, сила желания очищается воздержанием. Для очищения и освящения всех их служит молитва.

И следующее условие обожения говорит, что Христос вселяется в человеческое сердце через церковные таинства – святое крещение, миропомазание, исповедь, Божественную евхаристию. Те, кто Христовы, носят в себе Бога и имеют в сердцах своих Его Благодать, будучи крещены и приступая к исповеди и святому причащению».


Святые отцы утверждают, что обожение возможно для человека потому, что он изначально создан по образу и подобию Божию. Обожение – это то состояние, ради которого Бог и сотворил человека Зная, что человек призван стяжать высокий дар обожения, христианину, тем не менее, надо стремиться не к высоким духовным состояниям, а к исполнению заповедей, покаянию, смиренной молитве, зрению своих грехов и к борьбе с ними. Бог даёт Свои дары не тогда, когда ждёт человек, а только по мере стяжания христианином смирения, когда он готов принять дар благодати без вреда для своего духовного устроения, то есть смиренно. Святые отцы учат, что благодать приходит тайно, неощутительно для человека. Тот же, кто ищет высоких и утешительных состояний, неизбежно бывает обманут бесами и впадает в прелесть. Или, подобно вам – в отчаяние.
Но не подавайтесь сомнениям - по учению святых отцов обожение возможно для человека благодаря нетварным Божиим энергиям. Да, сущность Божия неприступна и невыносима для человека, но энергии Божии божественны, хотя они и не сущность Его. Если бы эти энергии не были божественны, нетварны, то они не были бы способны дать нам обожение, соединить с Богом. Душа человека – это сотворённый Богом дух, подобный по природе ангелам, ограниченный пространством и временем и отнюдь не являющийся частью Божества. Человек может достигнуть обожения во Христе Иисусе и стать богом по благодати. Обожение возможно для него по причастию Божественного озарения, благодати, а не путём претворения в Божию Сущность. Душа - создание, и нет никакого подобия между её естеством и естеством, сущностью Бога. Обожение – это приобщение Божией благодати, а не изменение естества человека, и богом человек может стать не по естеству, а по благодати, «по усыновлению».

И резюмируя все, чтобы укрепить вас в возможности обожения, процитирую выписку из письма Священного Кинота Святой Горы Афон от 25 мая 2016 года: «Необходимым условием для этого служат личное совершенство, общение с Богом и Его откровение, которые возможны только в лоне Церкви. Аскетический подвиг в своей совокупности осуществляется только по благодати Божией, а не в независимости от нее (т.е. путем применения различных техник, встречающихся в различных древних и современных мистических течениях или независимым развитием человеческого мышления и знания). Бог не остается недоступным для человека, но, благодаря Своим нетварным энергиям, вступает в непосредственную с ним связь и личное общение. Таким образом, человек становится причастником божественной жизни и богом по благодати. Энергия Божия не есть какая-то неопределенная сила или сверхсила: это Живой, Личный Бог в Троице, Который для человека становится доступным и причастным, Он входит в его историю и жизнь, чтобы сей стал «причастником божеского естества», нося в себе «образ Божий», и через аскезу, добродетельную жизнь и бесстрастие следуя по пути достижения «подобия». Этим боготворящим путем, описанным выше, в сердце человека входит мир Христов, «мир свыше».

Желаю вам такого боготворящего пути!
 
Православный христианин
Дорогой Андрей!
Преподобный Макарий Оптинский словно для вас писал: «Вижу, что вы читаете книги святых учителей; но писание есть лес, в котором без искусного путеводителя можно заблудиться и быть в опасности; что многие и пострадали по своей самонадеянности: кто принимается за высокое жительство и ищет в себе духовных видений и наслаждений, на того находит гнев Божий, за то, что, не исцелив прежде страстную часть души "деланием терпения досады креста, возмечтал в уме славу креста" (Исаак Сирин, Сл.2); пишет тот же св. Исаак Сирин: "прежде даже не внидеши во град смирения, да не поверуеши, яко почил еси от страстей; подсаду убо некую готовит тебе сопротивный, но по покои оном многа стужения имети будеши" (Сл. 74). Вы, читая оные святые книги, не беритесь за высокое жительство или за умную молитву, но держитесь более животворных заповедей Христовых и, зря высоту их и свое недостоинство, погружайте мысль свою во глубине смирения, на которое призрит Господь...»


Да, обожение – это всегда дар Бога. Оно недостижимо одними только человеческими усилиями. И чтобы человеку получить этот великий дар, ему необходимо ревностно подвизаться в борьбе с грехом и в стяжании добродетелей, в покаянии, молитве, смирении, трезвении, воздержании, любви Архимандрит Георгий (Капсанис) так говорит об этом: «…нам надо помнить, что это дар Божий, а не то, чего можно добиться одним своим усилием. Естественно, необходимо наше желание, наше борение и готовность, чтобы принять и с ревностью сохранить это удивительное дарование, ибо Бог ничего не хочет делать без нашего согласия. И всё же, дар остаётся даром. Вот почему святые отцы говорят, что мы «испытываем» обожение, в то время как Бог «соделывает» его в нас».
Однако существуют необходимые «предпосылки», которые ставят человека на путь обожения. Первейшее условие для обожения, согласно святоотеческой традиции это – смирение. Невозможно встать на путь обожения, принять божественную Благодать, сделаться другом Божиим без святого смирения. Даже для того, чтобы просто осознать, что смыслом жизни является ни что иное как обожение, нужна известная доля смирения. А как иначе увидеть свою жизненную цель вне нас самих – не в себе, а в Боге? ...Смирение окажется необходимым и для того, чтобы увидеть, что мы больны, повреждены страстями и слабостями.

Далее Отцы отмечают, что обожение имеет свои ступени, от самых начальных и до самых высоких. Научившись смирению, мы начинаем труд по практическому исполнению Христовых Заповедей в нашей повседневной жизни, с покаянием и великим терпением, ради очищения от страстей - это первая ступень к обожению, именуемая деланием. Это – аскетическое руководство, начало пути. Святые отцы разработали глубочайшее и точнейшее учение об устроении души и человеческих страстях, и о том, как их преодолевать. Подробно вы самостоятельно можете ознакомиться с деталями аскетического учения - краткая же идея аскетики заключается в том, что если три силы души – умная, раздражительная и желательная - не будут очищены, то человек не сможет вместить в себя благодать Божию, а следовательно не сможет быть обожен. Умная сила очищается трезвением, которое есть непрестанное внимание к своему уму и рассуждение помыслов, т.е. отсекание мыслей и чувств, внушаемых врагом, и взращивание других, приходящих от Бога. Раздражительную силу врачует любовь. И, наконец, сила желания очищается воздержанием. Для очищения и освящения всех их служит молитва.

И следующее условие обожения говорит, что Христос вселяется в человеческое сердце через церковные таинства – святое крещение, миропомазание, исповедь, Божественную евхаристию. Те, кто Христовы, носят в себе Бога и имеют в сердцах своих Его Благодать, будучи крещены и приступая к исповеди и святому причащению».


Святые отцы утверждают, что обожение возможно для человека потому, что он изначально создан по образу и подобию Божию. Обожение – это то состояние, ради которого Бог и сотворил человека Зная, что человек призван стяжать высокий дар обожения, христианину, тем не менее, надо стремиться не к высоким духовным состояниям, а к исполнению заповедей, покаянию, смиренной молитве, зрению своих грехов и к борьбе с ними. Бог даёт Свои дары не тогда, когда ждёт человек, а только по мере стяжания христианином смирения, когда он готов принять дар благодати без вреда для своего духовного устроения, то есть смиренно. Святые отцы учат, что благодать приходит тайно, неощутительно для человека. Тот же, кто ищет высоких и утешительных состояний, неизбежно бывает обманут бесами и впадает в прелесть. Или, подобно вам – в отчаяние.
Но не подавайтесь сомнениям - по учению святых отцов обожение возможно для человека благодаря нетварным Божиим энергиям. Да, сущность Божия неприступна и невыносима для человека, но энергии Божии божественны, хотя они и не сущность Его. Если бы эти энергии не были божественны, нетварны, то они не были бы способны дать нам обожение, соединить с Богом. Душа человека – это сотворённый Богом дух, подобный по природе ангелам, ограниченный пространством и временем и отнюдь не являющийся частью Божества. Человек может достигнуть обожения во Христе Иисусе и стать богом по благодати. Обожение возможно для него по причастию Божественного озарения, благодати, а не путём претворения в Божию Сущность. Душа - создание, и нет никакого подобия между её естеством и естеством, сущностью Бога. Обожение – это приобщение Божией благодати, а не изменение естества человека, и богом человек может стать не по естеству, а по благодати, «по усыновлению».

И резюмируя все, чтобы укрепить вас в возможности обожения, процитирую выписку из письма Священного Кинота Святой Горы Афон от 25 мая 2016 года: «Необходимым условием для этого служат личное совершенство, общение с Богом и Его откровение, которые возможны только в лоне Церкви. Аскетический подвиг в своей совокупности осуществляется только по благодати Божией, а не в независимости от нее (т.е. путем применения различных техник, встречающихся в различных древних и современных мистических течениях или независимым развитием человеческого мышления и знания). Бог не остается недоступным для человека, но, благодаря Своим нетварным энергиям, вступает в непосредственную с ним связь и личное общение. Таким образом, человек становится причастником божественной жизни и богом по благодати. Энергия Божия не есть какая-то неопределенная сила или сверхсила: это Живой, Личный Бог в Троице, Который для человека становится доступным и причастным, Он входит в его историю и жизнь, чтобы сей стал «причастником божеского естества», нося в себе «образ Божий», и через аскезу, добродетельную жизнь и бесстрастие следуя по пути достижения «подобия». Этим боготворящим путем, описанным выше, в сердце человека входит мир Христов, «мир свыше».

Желаю вам такого боготворящего пути!
Христос воскресе, отец Сергий!:) Прочитал книгу Сергия Худиева "Об уверенности в спасении" и она меня несколько поменяла, в связи с чем возникли вопросы по этой же теме. Если мы скажем, что человек спасается делами, своими личными подвигами, стремлениями, то это окажется юридизмом, да и в общем-то это пелагианство. К тому же, появляется вопрос на каком моменте этих подвигов уже преодолена граница, рубеж , но все эти размышления умаляют крестные заслуги Господа. С другой стороны, если мы скажем, что достаточно одной веры, то непонятно вообще, что же тогда с делами. Например, "Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2:16)", под делами закона Павел явно имеет ввиду не обрядовые установления, а заповеди, так как "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14-15)", а язычники явно не выполняли обрядовых установлений, тогда появляется вывод, что спасение только по вере, "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18)"; "Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10:9)", но куда деть дела, ибо вера без дел мертва есть? Правда, можно сказать, что дела не причина спасения (пелагианство), а следствие, то есть я уже знаю, что если я не отпаду от веры, то я уже спасён и умерев прямо сейчас я точно буду с Богом, а дела- следствие, то есть я просто пытаюсь выполнять заповеди ( которые исполнить не могу, так как "А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно( Мф.19:26)") по любви к Богу, а не ради награды. При чём вариант, что Господь принёс жертву, которую нужно ни то заслужить, ни то каким-то особым образом принять ( в виде хорошего поведения, например) я считаю не состоятельной, так как она опять же умаляет Господа, а с другой стороны при таком понимании дел появляется вопрос, который я затронул выше, где та граница, рубеж, проходной балл, когда всё, я уже знаю, что своими делами я заслужил спасение, ведь заповеди исполнить невозможно, а раз так, то рубеж недостижим и спасение невозможно, что в корне неверно."Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18)"- верующий уже не судится, но приходит в жизнь вечную, значит, он может быть уверен, что Господь его спас. К тому же апостол говорит конкретно, благодать вы спасены, он не говорит получили возможность спастись или что-то подобное, а спасены. Дорогой отец Сергий, не гневайтесь на меня за мою излишнюю надоедливость, помогите мне пожалуйста разобраться.
 
…где та граница, рубеж, проходной балл, когда всё, я уже знаю, что своими делами я заслужил спасение, ведь заповеди исполнить невозможно, а раз так, то рубеж недостижим и спасение невозможно…
Дорогой Андрей!
А вы любили когда-нибудь? Если мужчина искренне любит женщину, то он, вожделенно стремясь соединиться с представительницей противоположного пола, чтобы понравиться совершает пред ней какие-то выдающиеся дела и подвиги. Однако это необходимый, но недостаточный ролевой элемент брачного ухаживания. Нет полной гарантии, что избранница непременно согласится на брачное соединение, даже если оглушить её сентиментальными серенадами и завалить заморскими драгоценностями. Не может быть абсолютной уверенности, что она изберёт именно вас и не отдаст сердце своё другому – у которого любовь ярче, верность ей сильнее, хотя добродетельной расчетливости куда меньше…
Этим примером хочу показать вам, что истинная Любовь живёт в совсем другом жизненном измерении, поэтому «проходной балл» здесь принципиально не может быть установлен.. Весь секрет в том, чтобы иметь в себе этот мир Любви, эту незримую жизнь духа – тогда и дела Добра будут совершаться безискуственно, без всякого надуманного «юридизма». Надо учиться достигать и блюсти это достоинство внутренней духовной жизни, а тогда уж благословенная рука Всевышнего отведёт от всяких ненужных или вредных дел. Если в человеке жива любовь к людям, если есть неутолимое движение сердца, чтобы жизнь их была благостна и не так сурова внешне, то эта любовь и есть та «нужность», через которую Бог даёт обожение – то, что Ему угодно для человека. Сказано Апостолом: «Если я… не имею любви, нет мне в том никакой пользы!» (1Кор.13:2-3). Впрочем, Любовь – такое слово, которое мы не должны говорить «всуе», как имя Божие. Лучше уж говорить о живом ощущении Бога, Его слов и законов, Его непостижимого бытия, Его неизречимом о людях промышении. Постарайтесь, дорогой Андрей, не подменять это вырастающее в душе многоветвистое и цветущее плодовое дерево единичными и сухими мыслями. Несчастье, когда Бог в душе только схема, а не живая и животворная плоть и кровь. И если в человеке замирает внутренняя жизнь духа, тогда умирает и любовь к людям, а значит и к Богу. Это может происходить незаметно и не сразу – по инерции ещё исходят от человека какие-то раздариваемые монеты, но золото их тускнеет, они всё больше стираются и дешевеют – а человек по-прежнему обманывает себя иллюзией любви, позвякивая обесцененными медяшками…
 
Последнее редактирование:
Сверху