Здравствуйте, Оксана!
Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,- с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. (Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII - нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.;
в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г.
ЛИТЕРАТУРА
Ерминия ДФ. С. 160, 175; Detzel. Bd. 2. S. 64; Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112; Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2; Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266; Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156; Миjовић. Менолог. С. 191, 280, 301, 373; Правдолюбов С., прот. Великий канон св.
Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215; Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87; Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167; Белоброва О. А.
Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206-220. Ил. 208; Христианские реликвии. С. 30, 134-136, 177-180.
* * *
ДИОНИСИАТ
По всей вероятности, это трапезная монастыря Дионисиат на Афоне. Взгляните на несколько фотографий трапезной — фрески очень похожи по оформлению.
- http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100498/49890.b.jpg
- http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100498/49891.b.jpg
- https://i.pinimg.com/originals/9f/b5/31/9fb531a09675bc6fcf99c84cfcaedf45.jpg
АВТОРСТВО
Дионисиат очень известен своими фресками на тему Апокалипсиса. Кто именно автор фрески святителя
Андрея Критского — сказать трудно.
<...> Фрески кафоликона (наос и лити) (1546-1547) прекрасно сохранились и представляют большую художественную ценность. Ктиторская надпись над южными дверями не упоминает имя иконописца, но из типика 1634 г. известно, что храм расписал «дивный мастер Зорзис с Крита». Стилистические особенности роднят росписи кафоликона Дионисиата с работами мастера Феофана Критского (1-я треть XVI в.), учеником которого мог являться Зорзис (Μαμαλάκης. 1971. Σ. 394). Его отождествляют с критским художником XVI в. Дзордзисом Фукасом, который, согласно письменным источникам, расписал некоторые храмы в Греции и на Афоне, но ни одной его работы не сохранилось. Детальный анализ живописи позволяет выявить работу нескольких мастеров, вероятно учеников Зорзиса.
Фрески экзонартекса принадлежат неизвестному румын. мастеру XVIII в., который пользовался в качестве образца работами Мануила Панселина. Позднее маленькие, изящные надписи были заменены грубыми прописями. В верхнем ярусе экзонартекса изображены сцены из Акафиста Пресв.
Богородице, в др.- мученики.
<...> Общая трапезная, расположенная в юж. крыле рядом с кафоликоном, вмещает до 200 чел. Старое помещение трапезной, параллельное экзонартексу и более обширное, полностью оформлено мастерами критской школы. Сев. и юж. стены расписаны в 3 яруса: верхний - чудеса Господа, средний - сцены из Жития св. Иоанна Крестителя, нижний - ростовые изображения аскетов. Вост. стену занимает композиция «Страшный Суд», на зап. стене в апсиде изображен св. Иоанн Креститель с прп. Дионисием и свт. Нифонтом, в конхе апсиды - иллюстрация к рождественской стихире «Что Ти принесем, Христе».
В 1568 г. на средства молдавского господаря Александру Лэпушняну и его супруги Руксандры трапезная была расширена к югу, для чего часть стены была разрушена и укреплена 2 мраморными колоннами, так что новое помещение приобрело в плане Т-образную форму. Пристройка также расписана. В юж. конхе помещена композиция «Тайная вечеря», под ней - святители и преподобные. В соседних небольших конхах изображены сцены «Гостеприимство Авраама» и «Три отрока в пещи огненной», рядом - 12 патриархов, в оконных проемах - апостолы от 70. Зап. стена занята композициями «Лествица Иоанна Синаита» и «Собор Небесных сил бесплотных по падении денницы», а также изображениями мучеников в рост и сценами мучений. На противоположной стене -
ростовые изображения иерархов в монашеских одеждах и композиция «Смерть грешного монаха».
Согласно надписи под «Тайной вечерей», фрески были выполнены в 1603 г. на средства некоего иерея Димитрия. В центр деревянного потолка, украшенного прямоугольниками и ромбами, помещена икона Христа. У правой колонны, расположенной между 2 помещениями трапезной, возвышается резной амвон (1727).
ИСТОЧНИКИ:
АНДРЕЙ. (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
www.pravenc.ru
ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ. [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)
www.pravenc.ru
---
Всего доброго!
И помощи Божией во благих делах!