преподобный Савва Освященный

Читая житие святого http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Sk...podobnogo-ottsa-nashego-savvy-osvjashhennogo/ хочу для понимания уточнить некоторые вопросы:
1)Об одной из пещер, в которых жил святой, сказано, что он поднимался в нее и спускался по веревке, а как вообще обычно выглядели пещеры отшельников? Например вход в пещеру принято было закрывать дверью или вход оставался всегда открытым как у естественных пещер (но ведь тогда туда могли зайти дикие звери), устраивалось ли недалеко от пещеры подсобное помещение?
2) "Савва каждому приходящему к нему давал приличное место, на котором находилась небольшая пещера и келья". Следовательно пещера и келья это не одно и тоже, а чем они отличаются?
3)в житии говорится о встретившемся Савве отшельнике, который "тридцать восемь лет прожил в сей пещере с Богом, и ни с каким человеком не видался", означает ли это, что для отшельников было позволительно не причащаться столь длительное время?
4)сказано что в Лавре был рабочий скот, чем его могли прокормить, если вокруг была безжизненная пустыня или были недалеко от Лавры места для выпаса скота?
5)монахи Лавры жили только за счет пожертвований и плетения корзин, которые продавали? Все необходимое для жизни и богослужений они покупали?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
1) Вариантов было много, в зависимости от условий местности, желания самого отшельника и многого другого. Бывало, что рельеф местности позволял заходить в пещеру и человеку и животному без особых затруднений, бывало, что до пещеры надо было залезать обладая определенными навыками скалолазания (ну или пользоваться веревкой). Многие пещеры действительно углублялись самим жителем (ну или его помощниками) и тогда вход мог закрываться каким то подобием двери. С "подсобкой" аналогично: в ее роли могла выступать соседняя пещерка, небольшое строение (если речь идет уже о монастыре) или она могла отсутствовать вообще. Сказать что существовал некий "генеральный план" невозможно - монахи в каждом случае могли решать по-разному.
2) строго говоря "Келья" (вернее "Келлион") изначально название конкретного монастыря в Египте (если мне память не изменяет), потом это слово стало нарицательным, но пониматься под ним могло разное. Более того, даже сейчас под келией может пониматься разное: в русских монастырях это чаще всего комната, а на Афоне - отдельное здание или даже домик с пристройками.
В данном случае, полагаю, речь идет о находившейся неподалеку пещерке с пристройкой (возможно закрывающей вход в нее).
3) Да, у древних монахов долгое время существовала практика редкого Причащения за неимением своих священников. Потом ситуация изменилась, но долгое время практики сосуществовали вместе. Хорошей иллюстрацией служит житие Марии Египетской, которая живет в духе первых монахов, а старец Зосима - уже в общежительном монастыре (правда с большой долей идиоритмии).
4)Увы, тут ничего сказать не могу - не был. Надо спрашивать в самой Лавре.
5) Кроме плетения корзин существовали и другие рукоделия, а монахов могли поддерживать благочестивые городские аристократы и торговцы. Тут надо помнить, что Палестина - страна маленькая (особенно по русским масштабам), поэтому в дне пути можно было дойти до нескольких соседних городов, где найти все необходимое. Кроме того, потребности монаха V века были очень малы, поэтому для жизни нужно было не так уж и много. Монашеское богослужение так же сильно отличалось по виду от привычного нам. Для него достаточно было хлеба (ну или пшеницы для самостоятельного выпекания) и вина. Утварь - самая простая, подаренная каким то мирянином несколько лет назад, облачение аналогично. Хранить драгоценные сосуды, оклады для книг и одежды было еще и слишком опасно - разбойники.
 
Сверху