Страхи,страхи,страхи...

Москва
Православный христианин
Спасибо за поздравления и пожелания!Желаю Вам всего наилучшего!Страхи были,и до,и остаются ныне.

Спаси Господь Вас,благодарю.

Олег,основание грехов уже перерублено св. Крещением,даруй Вам Господь победить все зло,оставшееся в Вашей душе.Подвизайтесь,"трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник Ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.".(1 Пет,5).


Кстати,Вы совершенно верно спросили про жизнелюбие,я позволю себе немного вернуться к этому вопросу.Он не такой между прочим простой.Я Вам ответил,наверное,все же не о жизнелюбии,а о миролюбии,я не могу Вам однозначно сказать, что имел в виду прп.Исаак Сирин,это разные термины,хотя они и соприкасаются.

Возможно он как раз обращает внимание на заповедь Спасителя,сказанную Им в 14 главе св. Евангелия от Луки:"кто не возненавидит жизни своей,тот не может быть моим учеником".Поэтому я обращу Вас для ответа на Ваш вопрос к изучению святоотеческого понимания этой заповеди,она вообще совсем непроста для понимания и осмысления и требует очень серьезного вдумчивого ответа.Вот как пишет о ней Учитель св.Церкви блж. Феофилакт:"Этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение.".Для меня лично это заповедь о самораспятии,о многотрудной борьбе со страстями,похотями и духами злобы,которая предлежит всем православным для получения спасения,о своем жизненном Кресте,о тесных вратах и узком пути,которым заповедует идти всем нам Бог в Нагорной проповеди,"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями"(Гал. 5) и "многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие"(Деян.14),а на этом самораспятии плотского человека при постоянных скорбях и не будешь любить свою жизнь и это я сказал еще очень мягко.Эта заповедь раскрывается в полной мере для православного человека наверное не сразу,и только при именно настоящей жизни во Христе,при подвижнической жизни,при подвиге самораспятия и терпения скорбей... .

Еще бы я добавил заканчиваю тему страхований,что по большому счету почти все современные христиане страдают в определенной степени от маловерия и жизнелюбия и миролюбия,поэтому для всех в той или иной мере,учитывая слова прп. Исаака, придется бороться с различным страхованиями возникающими в их душе.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Спасибо за поздравления и пожелания!Желаю Вам всего наилучшего!Страхи были,и до,и остаются ныне.

Очень хорошо и тщательно описаны страхования в "Лестнице" преподобного отца нашего Иоанна в 21 главе.

Позволю себе привести здесь его сочинение,он однозначно указывает как и прп.Исаак на маловерие и неверие как основу боязливости,но вот очень интересно то,что он называет и 2 или может быть 3 важнейшую причину страхований...это тщеславие.Учитывая огромную значимость в православном аскетическом мире Лествицы, можно с твердостью сказать,что мы нашли основы страхований и малодушной боязливости:

1.Маловерие
2.Тщеславие
3.Жизнелюбие(миролюбие)

Возможно что-то Вам не будет понятно,но однозначно это полезно прочесть и я бы сказал крайне полезно,все полностью расписано,включая методы борьбы.И конечно не забудьте о Св.Таинстве исповеди,обратите особое внимание в своей дальнейшей жизни на первое предложение 5 пункта.


image.php

Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.



   1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и порождение тщеславия.
   2. Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.
   3. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.
   4. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.
   5. Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.
   6. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники, и гробокопатели не боятся.
   7. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.
   8. Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас.
   9. «Устрашишася ми власи и плоти» (Иов.4:15), говорил Елифаз, возвещая о коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию одна другой передают. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.
   10. Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему.
   11. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
   12. Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело; а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Очень хорошо и тщательно описаны страхования в "Лестнице" преподобного отца нашего Иоанна в 21 главе.

Позволю себе привести здесь его сочинение,он однозначно указывает как и прп.Исаак на маловерие и неверие как основу боязливости,но вот очень интересно то,что он называет и 2 или может быть 3 важнейшую причину страхований...это тщеславие.Учитывая огромную значимость в православном аскетическом мире Лествицы, можно с твердостью сказать,что мы нашли основы страхований и малодушной боязливости:

1.Маловерие
2.Тщеславие
3.Жизнелюбие(миролюбие)

Возможно что-то Вам не будет понятно,но однозначно это полезно прочесть и я бы сказал крайне полезно,все полностью расписано,включая методы борьбы.И конечно не забудьте о Св.Таинстве исповеди,обратите особое внимание в своей дальнейшей жизни на первое предложение 5 пункта.


image.php

Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.



   1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и порождение тщеславия.
   2. Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.
   3. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.
   4. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.
   5. Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.
   6. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники, и гробокопатели не боятся.
   7. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.
   8. Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас.
   9. «Устрашишася ми власи и плоти» (Иов.4:15), говорил Елифаз, возвещая о коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию одна другой передают. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.
   10. Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему.
   11. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
   12. Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело; а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.
Спасибо большой за Ваш труд!Такой детальные и полезные ответы!Разве что,думаю,некоторое в отрывке все-таки больше для монахов-к примеру,про посещения страшных мест в полночь.А так,все будто про меня-маловерие,тщеславие,сильные и порой очень глупые страхи...И правда,чуть ли не тени своей боюсь...Спаси Господи!
 
Очень хорошо и тщательно описаны страхования в "Лестнице" преподобного отца нашего Иоанна в 21 главе.

Позволю себе привести здесь его сочинение,он однозначно указывает как и прп.Исаак на маловерие и неверие как основу боязливости,но вот очень интересно то,что он называет и 2 или может быть 3 важнейшую причину страхований...это тщеславие.Учитывая огромную значимость в православном аскетическом мире Лествицы, можно с твердостью сказать,что мы нашли основы страхований и малодушной боязливости:

1.Маловерие
2.Тщеславие
3.Жизнелюбие(миролюбие)

Возможно что-то Вам не будет понятно,но однозначно это полезно прочесть и я бы сказал крайне полезно,все полностью расписано,включая методы борьбы.И конечно не забудьте о Св.Таинстве исповеди,обратите особое внимание в своей дальнейшей жизни на первое предложение 5 пункта.


image.php

Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.



   1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и порождение тщеславия.
   2. Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.
   3. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.
   4. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.
   5. Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.
   6. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники, и гробокопатели не боятся.
   7. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.
   8. Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас.
   9. «Устрашишася ми власи и плоти» (Иов.4:15), говорил Елифаз, возвещая о коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию одна другой передают. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.
   10. Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему.
   11. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
   12. Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело; а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.

Здравствуйте, Денис. А вы давно изучаете святоотеческую литературу?
 
Сверху