Суеверия

Здравствуйте, помогите добрым словом моей маме. Недавно умерла мама моей мамы, она последнее время жила у сестры маминой, т.к. бабушка сломала руку и ногу, пять месяцев пролежала и недавно скончалась. После этого мама "заболела". Накануне бабушкиной смерти у мамы возникло ужасная агрессия к бабушке, мама говорит аж сама испугалась своих чувств, они возникли потому что неожиданно (мама в это время была у своей сестры, ухаживала за бабушкой, т.к. ее парализовало), а на следующий день бабушка скончалась, вечером ее отпел батюшка, и дал земли в мешочке сказал посыпать перед закрытием гроба. в суете мешочек оставили там. Мама очень сильно испугалась и велела вскрыть гроб, чтобы досать мешочек с землей. теперь нахоиться в постоянном страхе о худшем. Ходила в церковь, батюшка сказал, что это все суеверия, мама ходит каждый день в церковь но не может найти успокоение души. ночью у неё бывают такие душевные муки, что она стонет, кричит, готова лезть на стенку. Помогите пожалуста словом и поясните что действительно она "наделала делов". жду ответа от священослужителе й.
 
Баку
Православный христианин
Никаких "делов" она не наделала. Если есть душевное беспокойство, то пусть сходит в храм, исповедуется, причастится. Ну и за маму пусть молится.
 
Одесса
Православный христианин
У нас на Украине некоторые священники эту землю прямо в гроб и высыпают, если сами на кладбище с покойником не собираются ехать. Так что ничего страшного не произошло. Земля при гробе, как и полагается. И уж точно не нужно вскрывать гроб.
 
Здравствуйте! В дополнение темы есть хорошая статья иерея Алексия Плужникова http://memoriam.ru/main/vred?id=130 Приведу выдержку:


"Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

Откуда пошёл этот «земельный» обряд?

В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия."
 
Сверху