Святой Дух исходит «и от Сына»

Сухуми,Грузия
Православный христианин
но если Бог Дух Святой это Личность и полноценный Бог, то изойти Он от Отца мог только однажды и навсегда как Божественная Личность полноценный Бог. То есть не всегда исходит как некая энергия, а исшел только однажды и навсегда, так?
Типо было время когда Святого Духа Бога небыло?
 
г.Иваново
Православный христианин
Сын рождён, Дух как энергия благодати от Отца исходит, всё вроде бы логично, но если Бог Дух Святой это Личность и полноценный Бог, то изойти Он от Отца мог только однажды и навсегда как Божественная Личность полноценный Бог. То есть не всегда исходит как некая энергия, а исшел только однажды и навсегда, так?


Глава VIII
О Святой Троице
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Большинство православных россиян верит, что Святой Дух исходит «и от Сына»
http://www.pravmir.ru/bolshinstvo-pravoslavnyih-rossiyan-verit-chto-svyatoy-duh-ishodit-i-ot-syina/

«…Говорить о Боге, изследовать яже о Нем, покушаться ясным представлять неуяснимое и понятным непостижимое для всех, свойственно человеку самонадеянному и дерзкому. Между тем в эту погрешность впадают не только те, которые говорят что-либо о Боге от самих себя, но и те, которые с пытливостию изследуют и изучают, что сказали и написали против еретиков богословы Церкви нашей, не для того. Чтоб получить от того некую пользу духовную, но чтоб стяжать похвалу от слушателей своих и именоваться богословами….

Не думай же, что Отец был прежде Сына какое-либо время, и не говори, что Отец есть первейший или больший Сына. Отец ни насколько не был прежде Сына, потому что Сын совечен и собезначален Отцу, и Отец весь есть во всем, равночестном Ему, Сыне, как и Сын есть во всем, единосущном Ему, Отце. Как же можно говорить, что Отец прежде совечнаго Ему Сына? Если ты говоришь (просто), что Отец виновник Сына, то говорю тоже и я; только не держи и не подавай мысли, что Бог и Отец был один какое-нибудь время, в каковое время не было Сына, и что Он родил Его после и стал виновником существования Его. Это одно отдаляет тебя от Бога и от истины, как нечестиваго, и делает подобным тем еретикам, которые говорят, что Сын создан от Отца. Это в ум только свой вложить есть дело нечестивейшее и безбожнейшее. В телесном рождении людей мы говорим, что отец прежде сына; но к божественному всегда сущему существованию и нерожденному рождению, неипостасной (не начинающей быть ипостасию) ипостасности и пресущественной существенности, – уж и не знаю как бы сказать еще иначе, – это совсем неприложимо. Обычно бывает так, что кто скажет – первое, тому необходимо потом назвать второе и третье. Но в отношении к Пресвятой Троице говорить так совершенно неуместно. Измерять неизмеримое, напрягаться выразить словом неизреченное, и изъяснить неизъяснимое есть дело крайне скользкое и многобедственное. Итак о божественном и неизреченном рождении Сына и Слова говорим, что отец есть виновник Сына, как говорим, что ум есть виновник слова, источник – потока, корень – ветвей; но никак не говорим, что Он прежде Сына, чтоб не размножить единаго Бога, разделяя единое нераздельное Божество на три бога. В отношении к нераздельной и неслиянной Троице невозможно ни помыслить, ни сказать: первое, второе, третье, или большее лили меньшее. Что есть и каково божественное и пресущественное естество, это совершенно неизреченно, неизглаголанно и недомыслимо; уму человеческому невозможно понять этого...

…Но скажи мне ты, проповедующий льстиво и лукаво догмат требожия, по какой причине наперстник Христов Иоанн Богослов не сказал: в начале бе Отец, но сказал: в начале бе Слово? Вот по какой: чтоб научить нас, что ни Бог Слово никому не был ведом, яко Сын, прежде снизшествия своего на землю и воплощения, ни Бог не был ведом, как Отец, – не потому, чтоб Божество, создавшее мир, не было триипостасно, но потому, что Оно не было еще познаваемо таковым, так как не совершилось еще воплощенное домостроительство Христово. Ибо уже после вочеловечивания Бога Слова, Бог и Отец познался нам истинным Отцем, и Бог Слово, воплотившийся для спасения нашего познался Сыном Божиим, по слову Отца, с небес изреченному: Сей есть Сын мой возлюбленный. Того послушайте; и по слову Сына сказавшаго: Отче праведный, и мир тебя не позна, Аз же Тя познах (Иоан. 17:25), – и опять: сказах имя Твое человеком (Иоан. 17:26), и еще: Отче, прослави Сына твоего, да и Сын твой прославит Тя (Иоан. 17:1), – также: Аз и Отец – едино есма (Иоан. 10:30). Вникни, прошу тебя, в силу слов Господа. Он говорит: Аз и Отец – едино есма. Себя поставил прежде Отца. Для чего? Чтобы показать равночестность и единославие, какия имеет Он во всем со Отцем, и то, что ни Отец ни есть первый, хотя и есть виновник Сына, ни Сын не есть второй, хотя и родился от Отца, ни Дух Святый не есть третий, хотя и исходит от Отца. Ибо как Троица есть едино из начала, и сие едино именуется Троица по ипостасям, то следует, что из сих трех ипостасей или лиц ни одно не может быть первым пред другим. И ни одно из них не было прежде другаго, чтоб тому, которое было прежде, быть первым пред тем, которое от него возсияло. Единая Троица есть едино Божество. Троицею оно называется по лицам, или ипостасям; и поскольку Бог нераздельно разделяется на три лица, неслитно соединенныя во едино, то и называется Бог – Троица. И ни одна из сих трех ипостасей не была прежде другой отнюдь. Ни Отец не был прежде Сына, ни Сын – прежде отца, ни Отец и Сын – прежде Духа Святаго, чтоб один кто был первым пред другим. Все три лица равно безначально сосущи и совечны…».


( Симеон Новый Богослов;Творения и Гимны; СЛОВО ШЕСТИДЕСЯТОЕ).

Читать подробнее


ВОТ ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, которое было, будет и останется таким всегда до скончания ВЕКОВ - Ad finem saeculorum!!!!


«…ни Отец ни есть первый, хотя и есть виновник Сына, ни Сын не есть второй, хотя и родился от Отца, ни Дух Святый не есть третий, хотя и исходит от Отца…».
 
Интересующийся
Спасибо. Разбираем учение по слогам.
Подобным образом веруем и во единого Духа Святаго, Господа животворящего, из Отца исходящего и в Сыне почивающего, Отцу и Сыну «спокланяема» и «сславима», как и единосущного и совечного; в Духа от Бога, Духа «правого», владычествующего, источника премудрости, жизни и освящения; в Бога, со Отцем и Сыном сущего и называемого, несозданного, Полноту, Творца, Вседержителя, всесовершающего, всесильного, бесконечно могущественного, обладающего всякой тварью и не подчиненного господству, в Духа боготворящего, и небоготворимого; наполняющего, не наполняемого; сообщающего, но ничего не заимствующего; освящающего и не освящаемого, Утешителя, как принимающего моления всех; во всем подобного Отцу и Сыну; от Отца исходящего, чрез Сына подаваемого и «воспринимаемого» всею тварью; чрез Себя Самого творящего и осуществляющего все без изъятия, освящающего и сохраняющего; ипостасного, существующего в Своей собственной ипостаси, неотлучного и неотделимого от Отца и Сына; имеющего все, что имеет Отец и Сын, кроме нерожденности и рожденности; ибо Отец безвиновен и нерожден, потому что не есть от кого-либо, но Сам от Себя имеет бытие и из того, что имеет, ничего не имеет от другого; напротив, Он Сам есть для всего начало и причина того образа, как оно существует от природы. Сын же от Отца – по образу рождения; Дух же Святый, хоть также от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Что, конечно, различие между рождением и исхождением есть, это мы узнали; но какой образ различия, этого никак не постигаем. [Знаем только, что] и рождение Сына, и исхождение Святаго Духа происходят одновременно27.


Понятно одно, Церковь не знает как именно исходит Бог Дух Святой от Бога Отца, знает только, что исходит, но как именно исходит - не представляет.
И в этом случае для служителей Бога Слова открывается Богословское поле рассудительности. Я, во всяком случае, представляю мысленным взором единождое исхождение, объясняя это тем, что от Бога Отца вечно и бесконечно исходит не благодатная энергия как к примеру тепло и свет от Солнца, но единожды исшол Бог Дух Святой третья Личность полноценного и триединого Бога. А вот от исшедшего от Бога Отца Бога Святого Духа действительно исходит благодатная и животворящая энергия - благодать, которой всё стоит и движется. Только вот как Бог Дух Святой совершенный Бог и третья ипостасная Личность триединого Бога исшедшая от Бога Отца почил на Боге Сыне, и что это значит почил, вот кто бы объяснил. бо сего я не понимаю. Другое дело, если бы Дух Святой была только благодатная энергия, тогда и мысленный взор представляет без проблем эту исходящую благодатную энергию от Отца передающуюся Богу Сыну и всем иным, кому желает передать благодать Сам Сын. В этом случае картина получается полной и логически выверенной. А как Бог Дух Святой третья Личность триединого Бога исшедший от Отца почил на Боге Сыне Личностно, я не представляю.
 
Сухуми,Грузия
Православный христианин
А как Бог Дух Святой третья Личность триединого Бога исшедший от Отца почил на Боге Сыне Личностно, я не представляю.
Только вот как Бог Дух Святой совершенный Бог и третья ипостасная Личность триединого Бога исшедшая от Бога Отца почил на Боге Сыне, и что это значит почил, вот кто бы объяснил. бо сего я не понимаю.
И не поймешь ты ни одна из Личностей Бога.незабывайся ты человек и тем более необоженый человек.
 
Сверху