Теоретический вопрос о православном браке.

Крещён в Православии
Здравствуйте! Вопрос для меня чисто теоретический, практической нужды в ответе нет, спрашиваю из любопытства - может быть, Вы знаете? В Таинстве бракосочетания, насколько мне известно, супругам подается благодать для помощи в совместной жизни. Но если оба неверующие, а потом один поверил, а другой нет, то брак не разрывается в случае взаимного согласия - по апостольскому слову. Однако, получается ли это тогда брак без благодатной помощи? Или, может быть, в древней Церкви существовал какой-нибудь специальный обряд для такого случая?
Спасибо!
 
Баку
Православный христианин
Здравствуйте!
А у меня к Вам встречный вопрос, чисто практический - как так случилось, что два неверующих человека приступили к Таинству брака и обвенчались? Это, как минимум, нелогично. Зачем двум неверующим людям идти в храм на венчание?
 
Крещён в Православии
Нет, Вы меня не поняли. Брак был не церковный, брак неверующих. Потом один из супругов поверил, а другой нет, но согласился продолжать жить в браке. "Но если кто имеет мужа неверующего или жену неверующую и она согласна жить с ним...", как в послании написано. Венчания-то все равно нет, потому что один из супругов неверующий. А брак есть. Это брак без благодатной помощи?
 
Баку
Православный христианин
Очевидно, что та благодатная помощь, которая преподается супругам в Таинстве браковенчания, этой семейной паре не была преподана. Однако, это не значит, что Бог не слышит молитв одного из супругов, когда он молится о семье. Есть много примеров, когда верующий супруг\супруга приводили свою вторую половинку к вере и последующему венчанию. А иногда это делают дети. Я однажды венчал семейную пару в день 50-летия их свадьбы. Супруга была крещена в детстве, а вот супруг принял православие за пару лет до венчания, и пришел к нему через болезнь дочери.
 
Крещён в Православии
Я сейчас поискал в Интернете историю Таинства брака - там пишут, что сначала никакого Таинства вообще не было, а потом оно появилось, и некоторое время равноценным ему было благословение на брак. Поэтому у меня возник такой глупый вопрос: а если подобная ситуация возникает в наши дни, от обратившегося к вере супруга Церковь не требует получить благословение? Вообще ничего не надо делать?
 
Баку
Православный христианин
Да, тот обряд венчания, что есть сейчас сложился не в древней Церкви, а несколько позднее. До этого Таинство брака совершалось через благословение епископа. Епископ благословлял пару на брак, с того момента все члены общины считали их мужем и женой. И эти два человека, ставшие мужем и женой, были верующими христианами, а не язычниками. С какой бы стати епископу-христианину благословлять на брак язычников? Помимо этого в Римской империи существовала и "государственная регистрация" брака. В брак вступали ведь и язычники тоже. И потом, действительно, один из супругов мог обратиться ко Христу, а второй нет. О таких говорит апостол: "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы" https://azbyka.ru/biblia/in/?1Cor.7:14&r. В его словах нет речи о каком-то особом церковном благословении. Церковное благословение - это венчание или благословение епископа в древности, что равносильно венчанию. Оно доступно только для двоих верующих христиан.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
С какой бы стати епископу-христианину благословлять на брак язычников?
Здесь уже я не понял, поняли ли Вы меня. Мой глупый вопрос заключается в следующем. Живут в браке два атеиста. Один становится христианином. Есть ли какое-нибудь благословение, которое произносится над одним человеком (верующим), на брак с другим человеком (неверующим)? Или ничего не надо делать, никаких благословений не просить? Какая практика для таких случаев в РПЦ МП?
 
Баку
Православный христианин
Здесь уже я не понял, поняли ли Вы меня. Мой глупый вопрос заключается в следующем. Живут в браке два атеиста. Один становится христианином. Есть ли какое-нибудь благословение, которое произносится над одним человеком (верующим), на брак с другим человеком (неверующим)? Или ничего не надо делать, никаких благословений не просить? Какая практика для таких случаев в РПЦ МП?
Таких благословений не может быть - Церковь не может благословить на брак с неверующим.
 
Крещён в Православии
Но ведь можно наверное попросить "помощи Божией на совершение такого-то трудного дела". Например, приходит женщина к священнику и говорит: "трудно мне жить с мужем моим неверующим, сплошные искушения...". Что она должна тогда попросить? Отслужить молебен о содействии благодати в совместной жизни? Пусть не "благословение" - какая-то форма помощи в Церкви для этого существует?
То есть, благословение - это на совершение какого-то дела. А если нужна именно помощь при совершении дела, а само дело есть как данность - в какой форме это дается?
 
Баку
Православный христианин
Священник не может благословить на брак с неверующим мужем, тем паче, что они и так уже в браке. Но может вместе с женщиной помолиться о семейном благополучии.
 
Сверху