Учение о Троице у отцов и учителей Церкви

Интересующийся
Здравствуйте, о. Герман. О триединстве Бога Церковь учила значительно раньше, чем этот догмат был утвержден в Никео-Цареградском Символе веры (325-381гг) Вероятно, подробнее других апологетов эту тему раскрыл Тертуллиан ("Против Праксеаса"). На какой же почве в начале 4 в смогло "прорасти" арианство? Как Арию и его последователям удалось оспорить уже провозглашенную Церковью истину? Почему свт. Афанасию а затем и Каппадокийцам пришлось приложить столько усилий, защищая доктрину о Троице?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго!
Тут можно назвать несколько факторов:

1. В эпоху гонений, Церковь представляла собой довольно разрозненные локальные общины в городах Римской Империи. Близлежащие города были, конечно, связаны с основными центрами - административными центрами провинций, но активного обмена идеями между регионами не было. То, что было в Карфагене могло оставаться неизвестным в Александрии и наоборот. Упомянутый Вами Тертуллиан был почти неизвестен на грекоязычном Востоке.

2. После Миланского эдикта в Церковь стали приходить новые люди. Хотя вал новообращенных еще только поднимался, но приход новых людей с невоцерковленным мировоззрением уже ощущался. Ариаство было банально проще и понятнее для широких масс людей.

3. То, что стало очевидно для одного поколения, может быть непонятно для другого. Ведь и сегодня после стольких веков работы богословов "разжевывавших" учение о Троице для всех желающих, есть различные группы антитринитариев, отвергающие учение о Троице. Что же говорить о тех временах, когда церковное учение еще не стало устоявшимся.
 
Интересующийся
Арианство было понятнее для широких масс потому, что выглядело логичнее? Но если с "классическим" арианством более- менее ясно, то что из себя представляет т.н. полуарианство? Даже на этом сайте, к примеру, выдающегося историка Евсевия Кесарийского называют умеренным арианином. В чем заключается подобная "умеренность"? Ведь божественность Ипостасей, Христа в частности - это абсолютное понятие; всё, что ниже Божества, несомненно, является творением. А между Богом и пусть даже самым возвышенным творением должна разверзаться непреодолимая пропасть. Значит, между Евсевием Никомедийским и Кесарийским тоже решающей разницы нет?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Да, арианство выглядело более логичным для многих: есть Единый Бог и Его Помазанник, Сын, но не равный Отцу по достоинству. Это проще понять, чем всю сложность единосущия.

Что же касается "умеренности" Евсевия Кесарийского, то вся разница была в том, что он умел молчать и не высказываться в арианском духе, когда это было не выгодно, отделываясь нейтральными фразами. Позиция типичного политика.
 
Интересующийся
У свт. Григория Паламы («Исповедание православной веры») относительно Сына прочитал непривычную формулировку:



«Отец безначальный… единственный единого Сына Отец и присносый единственный Отец и Изводитель; более великий Сына и Духа, но это только как причина, во всем остальном Тот же Самый как Они и равночестен.

Которого Сын один, безначальный как безвременный, не безначальный же как имеющий началом и корнем и источником Отца… ибо причина и начало Его существования Отец, но причина и начало всех созданных, как сущих всех через Него.»



Конечно, предвечное рождение Сына и исхождение Духа – непостижимая для нашего ума тайна, но такие определения Г.П., как «причина» и «начало» как-то настораживают. Они как бы имплицитно предполагают некую «точку отсчета». Термин: «Иже от Отца рожденного», в Н.Ц.С.В., воспринимается естественнее. С тварной человеческой сущностью понятно, она не только получила бытие от Творца, но и само ее бытие беспрерывно поддерживается Творцом. А вот как несотворенный Сын, Пантократор, имеет начало (пусть и безвременное) и причину, это сложнее осмыслить. Логика навязывает, что, либо Его личность совечно и беспричинно («автономно») неслиянно и нераздельно сосуществует с Отцом и Духом, либо Сын должен быть некоей «эманацией» Личности Отца, т.е. не абсолютно индивидуальной, в высшем понимании. Попутный вопрос: чем качественно отличаются рождение и исхождение?

Читая Паламу, возникает предположение, что слова Иисуса: «Отец Мой более Меня» (Ин.14:28) означают Его «неравенство» Отцу не в земном состоянии кенозиса, а онтологически – как имеющего для Своего бытия «начало и причину». Здесь невольно напрашивается идея т.н. субординационизма. Можно ли считать Отца первым среди равных? Вообще, как следует понять взаимоотношения и взаимодействие Ипостасей, чтобы не впасть в ересь?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это не субордиционализм, а попытка (особо актуальная в описываемую эпоху из-за участившихся контактов с католическим западом) еще раз напомнить принцип "монархии Отца" в Троице. Тут смущаться особо не следует, поскольку изначально предполагается, что тайны внутритроической жизни для нас непостижимы и большинство наших понятий прилагаются к ней весьма условно.

Кроме того, тут получается трудно переводимая многозначность греческого термина αρχη, который в данном контексте означает онтологичекое, но ни в коем случае не временное (!) первенство.

Поэтому да, можно считать Отца первым среди равных Лиц Троицы, однако это не может быть умалением божественной природы и достоинства Второй и Третьей Ипостаси. Увы, тут все наши попытки проходят через аналогии: "вот так и так, только не понимайте это слишком буквально" или парадоксы: "это одновременно и не А и не Б, а нечто среднее между ними".
 
Интересующийся
В том-то и дело, здравый смысл подсказывает, что умаление достоинства любой Ипостаси неминуемо должно привести к "упразднению" Троицы. Либо Сын и Дух обладают абсолютной божественностью, как и Отец, либо Они - тварны. Относительной божественности по определению быть не может. (Кстати, какую-то скользкую позицию в отношении Троицы я наблюдал у мессианских евреев. Формально они признают Сына Богом, но в то же время невольно (или вольно) нивелируют Его единосущие Отцу. )
И, если уж мы коснулись контактов с католиками, внесите, пож-та, ясность относительно Филиокве. В православной литературе часто пишут, что именно это дополнение к Символу веры послужило причиной схизмы 1054 г. А я где-то читал, что уже в 7 веке на Западе Филиокве активно использовали во время месс. Так ли уж еретично это дополнение, ведь об исхождении Духа от Сына писали даже Амвросий Медиоланский (напр., "К Августу Грациану три книги о Святом Духе" кн.11:119-120) и бл. Августин ("О Троице" кн.15:47)?
И еще, как византолог, могли бы Вы подтвердить или опровергнуть утверждение, что началом конфронтации между Константинополем и Римом был 4 век, когда была учреждена Константинопольская кафедра? Якобы архиепископ Цареграда стал вторым после римского папы, а папа Александрийский отодвинулся на 3-м место. Словом, что главную причину раскола следует искать не в богословии, а в политике. Так ли это?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ваши вопросы об очень разных вещах.

1. Доктрина Filioque впервые появилась на испанских соборах VI века в контексте местной проблемы полемики с арианством у готов. Это была исключительно местная проблема, которая не была известна в большинстве западных стран. Далее, в IX веке, когда Карл Великий окончательно рассорился с византийцами по политическим мотивам (об этом сейчас не будем), он в пику Константинополю многое делал "лишь бы не как у греков". Познакомившись во время своих походов в Испанию с местным вариантом Символа Веры он стал его активно вводить в литургическую практику, вызвав некоторое недоумение у папы. Однако по политическим (!) мотивам Рим не стал настойчиво переубеждать Карла (там кроме Филиокве был порядочный список "новин"), а ограничился легким порицанием. Со временем богослужение Аахена стало основным для франкских земель и уже в XI веке Филиокве стало бесспорным обычаем, а, благодаря клюнийскому движению, стало основным и в Риме. Другое дело, что в западной традиции такой ход мысли был вполне естественным, поскольку подобным образом высказывались и древние отцы Запада, хотя и не догматизировали этот момент.
Во время дискуссий Рима и Константинополя вопрос Filioque поднимался не часто и не "акцентированным образом". Восточную Церковь раздражала сама мысль о какой бы то ни было вставке в Символ без Вселенского Собора, на ряду с такими "нечестивыми" обычаями как бритье бород духовенством, служение на опресноках и прочее.

2. Да, такой ход мысли возможен. Рим довольно ревностно охранял честь "апостольских" кафедр, настаивая, что его собственное первенство возникло не из-за того, что был столицей империи, а потому, что его кафедру основал первоверховный апостол Петр. В первой половине V века именно это недовольство стало причиной того, что в конфликтах Константинополя и Александрии, Рим неизменно вставал на сторону последней. Однако к VI-VII веку этот момент стал неактуальным и какой бы то роли в расколе 1054 года не сыграл.
Реальный конфликт стал назревать позже. Так Пап очень настораживали претензии императоров на вмешательство в церковные дела Италии (так было при Юстиниане и Вигилии, но особенно при Льве III Исавре и Григории II). Как пощечину себе Константинополь воспринял коронацию Карла Великого как римского императора 25 декабря 800-го. Ну а далее стороны оспаривали юрисдикцию над Болгарией (IX) и Югом Италии (XI). Если бы не эти политические дрязги, стороны, возможно, нашли бы какие-либо способы примирить реальные богословские различия в духе христианской любви (способа я не знаю, но хочу верить, что такой вариант был), но в решающий момент как раз любви то и не хватило.
 
Интересующийся
Благодарю, о. Герман. (Возможно, по понятной причине, Вы не завершили мысль по первому пункту... ) Я интересуюсь Филиокве и др. нюансами потому, что не могу пока с "чистой совестью", безоговорочно, присоединиться к ПЦ. Несколько лет посещаю немецких лютеран, а у них, как раз, и Филиокве преобладает, и Евхаристия - на облатках (оспариваемая православными как Таинство в силу отсутствия у лютеран апостольской преемственности). Давно пытаюсь разобраться в ряде вероучительных моментов ПЦ, но, либо наталкиваюсь на неприятие, либо выдвигаемые апологетами аргументы нахожу не очень убедительными, во всяком случае, на данном этапе.
 
Сверху