- Православный христианин
Я никак не могу отделаться от ощущения, что молитва и суеверия связанные с ней идут часто рука об руку. Получается, что содержание и смысл заменяются формой, вариациями на тему, количеством повторений и прочим.
Попробую пояснить свою мысль. Существует условная традиция деления святых и молитв им по "зонам их ответственности". Св. Николай Угодник - помощь в дороге и торговле, св. Пантелеимон - здоровье, св. Матрона Московская - семья, брак, материнство всегда поддерживалась самой церковью. Предания, сказания,
жития святых сами всегда воспитывали в народе эту молитву на всякую потребу. Сама церковь печатает эти молитвословы, иконки всем святым, иконки в машины - которые по сути превращаются в обереги.
Сел человек в самолет, от страха поджилки трясутся - и пока летит твердит про себя "90-й псалом" или "Да воскреснет Бог", а приземлился удачно самолет, вышел человек, сигаретку в зубы и пошел себе спокойно. Даже у Феофана Затворника есть такой "интересный" совет - бери удобный для тебя, понравившейся стих из псалма и повторяй его.
Не есть ли это унифицированием молитвы, подгонкой ее под себя? Неужели сама Православная церковь сейчас так занижает планку требований к верующим, что этим самым как бы говорит - "ну помолись хоть так уже", найди время хоть для 10 молитв Иисусовых, попостись хоть 3 дня, да хоть день наконец, чтобы себя принудить к Таинству.
Почему мы выбираем себе молитву под случай жизни, делая из нее чисто функциональный инструмент. По примеру не действует одна молитва меняю ее на другую. Как любит Осипов в своих лекциях приводить пример о молитве от пьянства только "Неупиваемой чаше", как будто молитва "Казанской" или "Владимирской" менее свята и менее эффективна.
Тот, кто хоть раз ощутил на себе благодатную силу молитвы, знает что молитва действует всегда, может и не сразу, если в сердце нет и тени сомнения, что молитва произнесенная с искренней верой, с искренним покаянным воплем в душе будет всегда услышана, и каким маловерным себя чувствуешь, когда все разрешается наилучшим образом, и ты благодаря Господа ругаешь себя что червячок сомнения буравил тебя, говоря "а вдруг не получится, вдруг все это зря".
Попробую пояснить свою мысль. Существует условная традиция деления святых и молитв им по "зонам их ответственности". Св. Николай Угодник - помощь в дороге и торговле, св. Пантелеимон - здоровье, св. Матрона Московская - семья, брак, материнство всегда поддерживалась самой церковью. Предания, сказания,
жития святых сами всегда воспитывали в народе эту молитву на всякую потребу. Сама церковь печатает эти молитвословы, иконки всем святым, иконки в машины - которые по сути превращаются в обереги.
Сел человек в самолет, от страха поджилки трясутся - и пока летит твердит про себя "90-й псалом" или "Да воскреснет Бог", а приземлился удачно самолет, вышел человек, сигаретку в зубы и пошел себе спокойно. Даже у Феофана Затворника есть такой "интересный" совет - бери удобный для тебя, понравившейся стих из псалма и повторяй его.
Не есть ли это унифицированием молитвы, подгонкой ее под себя? Неужели сама Православная церковь сейчас так занижает планку требований к верующим, что этим самым как бы говорит - "ну помолись хоть так уже", найди время хоть для 10 молитв Иисусовых, попостись хоть 3 дня, да хоть день наконец, чтобы себя принудить к Таинству.
Почему мы выбираем себе молитву под случай жизни, делая из нее чисто функциональный инструмент. По примеру не действует одна молитва меняю ее на другую. Как любит Осипов в своих лекциях приводить пример о молитве от пьянства только "Неупиваемой чаше", как будто молитва "Казанской" или "Владимирской" менее свята и менее эффективна.
Тот, кто хоть раз ощутил на себе благодатную силу молитвы, знает что молитва действует всегда, может и не сразу, если в сердце нет и тени сомнения, что молитва произнесенная с искренней верой, с искренним покаянным воплем в душе будет всегда услышана, и каким маловерным себя чувствуешь, когда все разрешается наилучшим образом, и ты благодаря Господа ругаешь себя что червячок сомнения буравил тебя, говоря "а вдруг не получится, вдруг все это зря".