И название, и само изображение могут удивить человека, незнакомого с историей этого образа. Почему у Богородицы три руки?
11 июля (28 июня по церковному календарю) у нас празднуется приход с Афона на Русскую землю чудотворной иконы «Троеручица».
И название, и само изображение могут удивить человека, незнакомого с историей этого образа. Почему у Богородицы три руки? В тропаре иконы есть попытка осмысления (привожу по-русски): «…цельбоносная Твоя, Владычица Богородица, икона со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы… двумя ты Сына и Господа держишь, третью же являешь в прибежище и покров чтущих Тя…». Это не уменьшает странности.
Но дело в том, что третья рука не принадлежит Богоматери. Уже в 1722 году по указу Синода запрещалось изображать «образ Богородицы с тремя руками» — это был не запрет написания самой иконы, а повеление «писать чинно и благообразно», то есть правильно. Увы, несмотря на этот указ, на многих иконах XVIII–XX веков третью руку продолжали изображать точно такой же, как и те руки, которыми Пречистая держит Своего Божественного Сына.
Как и за каждым древним чудотворным образом, за этим стоит большая, драматичная и чудесная история и сплетение судеб. Главная судьба в этой истории — преподобного Иоанна Дамаскина, песнотворца и богослова, изображение чьей руки и попало на икону…
Святой Иоанн родился около 680 года в сирийском городе Дамаске, который за два десятилетия до того стал столицей мусульманского мира. Дамасский халифат уже был огромной империей, в многочисленных войнах расширявшейся на запад, юг и восток. Христиане в эту пору составляли большую часть населения халифата, им было разрешено исповедовать собственную религию; они занимали многие видные посты в государстве.
Таким был и отец Иоанна, христианин Сергий Мансур — «великий логофет», то есть главный казначей при халифе. После смерти отца и сам Иоанн был вынужден занять его место на службе у халифа, который, ценя его высокую образованность и мудрость, полностью доверял ему.
В 726 г. в Византийской империи возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая самим императором Львом III Исавром. И получилось так, что в Константинополе православие жестоко преследовалось, а вот в Дамаске православные могли вполне свободно исповедовать свои взгляды.
Иоанн Дамаскин встал на защиту православного иконопочитания и написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Богодухновенные писания Иоанна с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки, их пересказывали. Это привело Льва Исавра в ярость, но ни заключить в тюрьму, ни казнить их автора — подданного другого могучего государства — византийский император не мог. И тогда он прибег к безотказному оружию — клевете.
Искусный писец превосходно подделал почерк Иоанна. В письме, адресованном императору Льву, от имени вельможи Иоанна ему предлагалась помощь в свержении халифа и завоевании сирийской столицы. И вот это-то подложное письмо Лев Исавр отослал Дамасскому халифу, сопроводив его лицемерным посланием от собственного имени: я, де, не терплю коварства и желаю дружеских отношений с тобой, халиф, а потому возвращаю это предательское послание в знак дружбы и доверия между нами.
Халиф, получив эти письма, пришел в ярость. Перед ним был хорошо знакомый почерк его министра, которому он так доверял! Не желая даже видеть Иоанна, он воскликнул: «Да будет отсечена рука, написавшая эти предательские слова!» Иоанну отрубили правую кисть и вывесили ее на городской площади. Иоанн молил отдать ему отрубленную руку, чтобы похоронить ее. Вечером того же дня халиф уступил его мольбам.
Отсеченную руку Иоанн положил перед иконой Пресвятой Богородицы и в глубокой скорби стал молитвенно взывать к Пречистой. Он просил Пресвятую Богородицу исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и обещал употребить эту руку на создание творений во славу Божию. Потом, обессиленный рыданиями, он примотал платком мертвую кисть к обрубку руки и в изнеможении уснул. В тонком сне явилась ему Пресвятая Дева и сказала: «Ты исцелен! Помни своё обещание и исполняй его».
Очнувшись, он увидел, что рука его здорова, только узкий красный шрам опоясывал запястье. Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, из души его излилась величественная песнь Богородице: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…» На иконе с этим названием центре изображена на престоле Богородица с Божественным Отроком, Ее окружают вверху Ангельские силы — «Ангельский собор», над которым высятся строения Небесного Иерусалима, внизу — «человеческий род», а у подножия престола Богоматери простирает к Ней свиток с этим песнопением святой Иоанн Дамаскин. На голове его плат — тот самый платок, в который заматывал он отрубленную руку; с тех пор в память о чуде он повязывал этим платом голову.
А еще в память о чуде святой Иоанн копию своей руки, отлитую из серебра, привесил к той иконе, перед которой молился. Так появилась икона «Троеручица» — третья рука на ней не Богородицы, а Иоанна.
Узнав о чудесном исцелении, халиф вызвал к себе Иоанна и, выслушав его объяснения, понял, что поддался на клевету и несправедливо обидел своего верного слугу. Желая загладить вину, он приказал щедро наградить Иоанна и просил его продолжить службу при дворе. Однако Иоанн уже не мог вернуться к мирскому служению и упросил халифа отпустить его в монастырь. Раздав всё свое имущество бедным, он отправился в обитель преподобного Саввы Освященного. Сюда он принес и чудотворную икону Богоматери.
О том, как и в обители святого Саввы Пресвятая Богородица управила судьбу и творчество преподобного Иоанна, стоит рассказать в другой раз. Он преставился в этом монастыре в глубокой старости около 780 г. Память его Церковь празднует 4/17 декабря.
А судьба чудотворной иконы, именуемой «Троеручицей», продолжилась.
В первой трети XIII века святитель Савва, архиепископ Сербский († 1237; память 12 января), великий сербский святой, посетил Святую Землю. В Лавре преподобного Саввы Освященного он получил в благословение от братии две иконы: «Троеручицу» св. Иоанна Дамаскина (или, по мнению искусствоведов, список с нее) и «Млекопитательницу».
Во время нашествия турок на Сербию икона была спасена от поругания, переместившись на Афон. Предание повествует, что, желая сохранить икону, христиане поручили ее попечению Самой Матери Божией и возложили на осла, пустив его на волю. Осел пришел под стены Афонского Хиландарского сербского монастыря и встал как вкопанный, пока братия торжественно не приняла икону в монастырь.
Икону поставили в алтаре соборного храма.
Однажды в Хиландаре умер настоятель, а нового никак не могли избрать: монастырь разделился на две партии, у каждой из которых был свой ставленник. И тут Богоматерь разрешила этот мучительный спор, явив чудо. Когда братия собралась к служению утрени, все увидели, что икона из алтаря переместилась на игуменское место в храме. Решив, что это проделка кого-то из алтарников, икону вернули в алтарь, однако на следующий день снова нашли ее на игуменском месте. Тогда, вернув ее снова в алтарь, на ночь наложили на церковные двери печати, чтобы никто не пробрался туда снова перенести икону. И, конечно же, утром снова икона оказалась на игуменском месте!
В ту ночь Пресвятая Богородица явилась в видении самому благочестивому старцу-затворнику обители и велела передать братии, чтобы больше не трогали Ее иконы с игуменского места, потому что Она сама хочет быть теперь Игуменьей обители и Сама будет управлять монастырем.
С тех пор в Хиландарской обители избирается только наместник (проигумен), а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
28 июня (11 июля) 1661 г. из Хиландарского монастыря в Москву для патриарха Никона прибыла икона греческого письма на кипарисной доске — список чудотворной иконы Хиландарского монастыря «Богоматерь Троеручица». Тогда-то и был установлен второй праздник памяти иконы в честь ее сретения на московской земле. В октябре 1662 г. эта икона была перенесена в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь к уже опальному патриарху Никону.
В 1716 году с этого списка был снят другой, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм не закрывался даже во времена наилютейших гонений на веру и сохранил все свои колокола.
Каждую пятницу в храме перед этим образом читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен еще один список иконы.
Конечно же, с чудотворной иконы появлялись многочисленные списки. В рукописи начала XVIII века дается специальное пояснение изографам, чтобы они серебрили на иконе третью руку, «не соблажняя народ». Однако историю появления третьей руки на иконном изображении по неведению перетолковывали и пересочиняли заново. Как видим, это непонимание проникло даже в богослужебные тексты, включая два тропаря и кондак.
Как же нам относиться к иконам «Троеручицы», на которых все три руки — одинаковые женские, в одинаковых рукавах? — Конечно же, с любовью и почитанием. Мы знаем чудесную историю этой иконы, будем вспоминать явленные через нее с древности до наших дней чудеса, вспоминать Иоанна Дамаскина, в самом подлинном смысле приложившего руку к созданию этой иконы. А Пречистая Дева, эти чудеса являющая даже и через простодушные и «не очень правильные» списки Своей иконы, отвечает прежде всего на нашу веру и любовь и с великим снисхождением смотрит на ошибки людей, если они не противоречат вере, любви и благочестию.
Пресвятая Богородице, моли о нас, грешных!
Комментировать