Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


святитель Афанасий Великий

Послание к Аммуну монаху

   Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу (2Кор 2.15). Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения, то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщение да отженем, и мысль простейших да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же и совесть осквернися и все (Тит 1.15). Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и «если мы род Божий», по Божественному Писанию Апостольских Деяний (Деян 17.28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и эту нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить. Во-первых, они и Писания, по невежеству своему, как неутвержденные, превратно употребляют.
   Разум же Божественного Слова есть следующий: когда некие, подобно сим, сомневались о пище, тогда сам Господь, разрешая их неведение, или более того, обличая заблуждение, сказал: «не входящее сквернят человека, но исходящее» (Мф 15.11). Посем прилагает: откуда исходящее? от сердца. Ибо ведает, что там суть злые сокровища скверных помыслов и иных грехов. Короче же Апостол, этому наученный, глаголет: «пища нас не поставит пред Богом» (1Кор 8.8). Благословно может кто сказать в настоящем случае; естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может быть, и врачи (да убедятся хотя внешними прекословящие) в защищение сего скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, каковы суть излишества главы власы и влажности, из главы отделяющиеся, и исходящее из чрева, также и оной избыток в семенных сосудах. Итак, боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, когда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели таковые исходы? Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать: поэтому не будет грехом и самое употребление, когда орудия Творцом устроены. Таковых вопрошениям заставим умолкнуть, глаголя на это: о каком употреблении глаголешь? о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, глаголя: «раститеся и множитеся, и наполняйте землю» (Быт 1.28), о том ли, которое Апостол допустил, глаголя: «честна женитьба, и ложе нескверно» (Евр 13.4); или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно? Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на войне — и законно, и похвалы достойно.
   Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах — непозволительно, а в других обстоятельствах — и благовременно, допускается и позволяется. Так же рассуждать должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но если к любострастию, то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной Апостолом (Евр 13.4). Ибо два пути в жизни, относительно сего предмета. Один — обыкновенный и житейский, то есть брак, другой же — Ангельский, и коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит стольких даров, хотя, впрочем, получит некие, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Если же кто восприял чистый и премирный путь, хотя путь его жесточе и труднее первого, но таковой приемлет более чудные дарования, ибо принес плод совершенный, сторичный. Так нечистые и лукавые их вопрошания имеют собственные решения, Божественными Писаниями древле предуготовленные. И так утверждай, отче, подчиненное тебе стадо Апостольскими увещаниями, Евангельскими утешениями, псаломскими советами, говоря ко Господу: ""оживи меня по слову Твоему"" (Пс 118.25). Слово же Его состоит в служении Ему от чистого сердца. Ибо зная это, тот же Пророк, как бы себя изъясняя, говорит: «сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс 50.12), дабы скверные помышления не возмущали меня. И вновь; «и Духом владычним утверди меня» (Пс 50.14) дабы, если когда помышления и возмутят меня, мощная некая сила, от Тебя исходящая, укрепляла меня, словно некая твердыня. Таковые и подобные советы преподав и ты, глаголи тем, которые медленно покоряются истине: «научу беззаконныя путем Твоим» (Пс 50.15), и уповая на Господа, когда убедишь их отступить от таковой злобы, воспевай: «и нечестивые к тебе обратятся». Да престанут злонамеренно вопрошающие от такового суетного труда, а сомневающиеся по простоте да утвердятся Духом владычним; вы же, которые твердо знаете истину, содержите оную ненарушимо и непоколебимо, о Христе Иисусе Господе нашем, с Ним же Отцу слава и держава, со Святым Духом, во веки веков, аминь.

    Аммун, к которому адресовано послание Св. Афанасия, был знаменитым Нитрийским монахом. Поводом к написанию его послужило то, что многие монахи сильно соблазнялись ночными сновидениями и особенно поллюциями — непроизвольным истечением семени. Аммун обратился за разъяснением к Св. Афанасию, который подробно и глубоко развивает мысль, высказанную в 4 правиле Св. Дионисия Александрийского.

Помощь в распознавании текстов