святитель Афанасий Великий

Послание к инокам

Послание всем, которые повсюду в области сей подвизаются в иноческой жизни, утверждены в вере Божией, освящены во Христе и говорят: «се мы оставихом вся и в след Тебе идохом» (Мф 19:27), возлюбленным и превожделенным братиям, желаю премного о Господе радоваться

1) Уступив вашему благорасположению и по многократным от вас убеждениям написал я кратко о том, что претерпели и я, и Церковь, по мере сил моих обличил скверную ересь зараженных арианством и показал, сколь далека она от истины. Но что было со мною, когда писал это, признал я необходимым сделать известным вашему благочестию, чтобы из этого видеть вам, как справедливо сказал блаженный апостол: «о глубина богатства и премудрости и разума Божия» (Рим 11:33), а потому извинить и меня, человека по природе немощного. Как скоро намеревался я писать и принуждал себя помыслить о Божестве Слова, всякий раз далеко от меня отступало ведение, и сознавал я, что в такой мере остаюсь я позади, в какой думал постигнуть. Ибо не мог написать того, чтo, по-видимому, представлял умом, а что писал, то делалось слабее даже и той малой тени истины, какая была у меня в мысли.

2) Посему, видя, что написано в Екклесиасте: «рех, умудрюся: и сия удалися от мене далече паче неже бех, и бездны глубина, кто обрящет ю» (Еккл.7:24–25), и в Псалмах: «удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему» (Пс.138:6), и что Соломон говорит: «слава Божия крыет слово» (Притч 25:2), не раз (поверьте) намеревался я удержаться и перестать писать. Но чтобы не показалось, будто бы молчанием и вас огорчаю, и тех, которые спрашивали у вас и упорствуют в своем мнении, поощряю в нечестии, принудил я себя написать немногое и послал это вашему благочестию. Ибо хотя постижение истины само по себе далеко ныне от нас по немощи плоти, однако же возможно, как сказал тот же Екклесиаст, разумети нечестивых безумие, и обретши оное, сказать: «горчайше есть паче смерти» (Еккл.7:26–27). Посему-то, как умею и могу обрести сие, написал я, зная при сем и то, что для верных осуждение нечестия есть достаточное уже к благочестию ведение. Ибо хотя и невозможно постигнуть, чтo такое Бог, однако же можно сказать, чтo Он не есть. Знаем же, что Он не то же, что человек, и что непозволительно представлять себе о Нем что-либо свойственное тварям. Так и о Сыне Божием, хотя по природе весьма далеки мы от того, чтобы постигнуть Его, но и возможно, и удобно осудить произносимое еретиками и сказать: не таков Сын Божий, и подобного тому, что говорят еретики, непозволительно о Божестве Его даже и помыслить, не только, что говорить устами.

3) Посему-то, сколько мог, написал я. А вы, возлюбленные, примите это не как полное изложение учения о Божестве Слова, но как обличение нечестия христоборцев, которое служит и желающим подает повод к благочестию здравой о Христе веры. Если же что в написанном неполно (а думаю, что и все неполно), то извините меня в этом с чистою совестью и обратите внимание только на смелость намерения стоять за благочестие. А к совершенному осуждению арианской ереси достаточен суд Господень, совершившийся в Ариевой смерти, 104 о которой предварительно и от других уже знаете. «Яже бо Бог святый совеща, кто разорит» (Ис 14:27). И кого Господь осудил, кто тому оправдатель? Из такого бывшего знамения кто не уразумеет, наконец, что богоненавистна эта ересь, хотя бы и покровительствовали ей люди? Прочитав это, помолитесь обо мне и друг друга убеждайте делать то же, но и немедленно возвратите мне это и вовсе никому не давайте списка, не списывайте и для себя, но, как искусные торжники, удовольствуйтесь прочтением, прочитав, если пожелаете, и не раз. Ибо небезопасно оставлять будущим родам писанное мною, немотствующим и невеждою. Приветствуйте любовью друг друга и всех приходящих к вам в благочестии и вере, ибо аще кто, как сказал апостол, не любит Господа, да будет проклят. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами» (1Кор 16:22–23). Аминь.