протоиерей Александр Горский

Поучение на день Преображения Господня

Произнесено в 1871 г. в академической церкви.

Господи, добро есть нам зде быти! воскликнул св. Петр в восторге от блаженного созерцания своего Господа во славе. Ему не хотелось бы никогда сойти с этой горы, где видел он сияющего светом божественным Сына Божия: сотворим зде три сени. Он забывает о покое, потребном для себя и своих собратий, апостолов: сотворим сени – Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии (Мф. 17:4).

Конечно, не мало найдется и между нами таких, которые желали бы быть соучастниками блаженства первоверховного апостола. Не скажем, чтобы это желание было недостижимо: потому что верующим в Сына Божия обещано узреть Его некогда лицом к лицу, и самим наслаждаться Его славою и блаженством. – Но наше сердце нетерпеливо. Оно желало бы и здесь на земле удостоиться причастия этой радости. – И в этом не отказал нам Всеблагий Господь. Радость приближения к Богу, созерцания божественных Его дел и совершенств, ощущения Его близости к нам, присутствия Его в нас, подается всем возлюбившим явление Христово, как подкрепление в юдоли странствования земного, как предвкушение силы грядущего века, как залог полного воздаяния в царстве славы. Как же нам достигнуть этого предначинательного блаженства? – Тем же путем, слушатели, каким и апостолы достигли Фавора.

В Евангелии мы читаем: поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины (Мф. 17:1). – Итак, не сами апостолы нашли путь на эту гору, но поят их Иисус. Всех их избрал Господь, но не всех призвал на Фавор. Девять остались под горою, и только трое взошли с Ним на гору. Кого-же призвал? – Петра, упредившего всех прочих исповеданием веры, – Иоанна, пламеневшего любовию к Господу,– и Иакова, с Иоанном вместе неотрекшегося вкусить даже чашу страданий и смерти, в уповании славы царствия со Христом. Итак взял Господь с собою учеников, преимущественно пред другими засвидетельствовавших свою веру, надежду и любовь ко Христу. – Желаем ли блаженного посещения свыше, необходимо и нам приблизиться ко Господу апостольскою верою и любовию и надеждою. Духовное созерцание и услаждение божественными предметами невозможно без живого чувства веры, без искренней любви к ним, без твердой надежды обладания ими. Вера сообщает нам понятие о них, любовь побуждает стремиться к ним, надежда делает отдаленное присущим, будущее – настоящим.

Поят Иисус и возведе на гору высоку едины. Не видите ли, как этим отделением трех от прочих апостолов и от всего их окружающего устраняется все постороннее, все препятствующее духовному созерцанию? И постоянные предметы занятий апостолов были божественны; и обращение их с окружающими касалось дела спасения. Тем не менее, для более возвышенного созерцания нужно было, чтобы все это многоразличие предметов, все множество людей отстранено было, чтобы внимание ума и сердца сосредоточилось на едином. – Возвысься над всем дольним и тварным и ты, боголюбивая душа, стремящаяся к созерцанию божественному, отрешись от преходящих явлений, соберись вниманием и любовию к Единому.

Крилами, чтобы вознестись к Единому, да будет молитва: потому что и Господь, поем Петра и Иоанна и Иакова взыде на гору помолитися (Лук. 9:28), конечно не для того взял их, чтобы они были только свидетелями Его молитвы, но и соучастниками. – Итак, нужна молитва во имя Сына Божия, пришедшего просветить нашу тьму, и молитвою низведшего на землю сияние славы небесной; молитва с глубоким сознанием нашей немощи, нечистоты и недостоинства, молитва, с полным упованием на Его милосердие. Он благ и щедр: но хочет, что бы мы с детскою доверенностию высказывали пред Ним наши нужды и желания. Молитва – это уста веры, любви и надежды. Чем чаще будут отверзаться уста сии, тем дерзновеннее будет душа приближаться к престолу благодати. Молитва веры – даст твердость исповеданию, молитва любви исполнит дух свободы сыновней, молитва надежды даст предвкушать уповаемое. Верующему, любящему, уповающему нет ни в чем отказа у всеблагаго Бога.

Ученики узрели Господа во славе, но глаголющего с Моисеем и Илиею о исходе, который ожидал Его в Иерусалиме, т.е. о страданиях и смерти. На земле нет блаженства без страдания. Но и в самом страдании за Христа и ради Христа сокрыто блаженство. Страданием убивается наш ветхий человек, привыкший услаждаться грехами, и освобождается от уз, растет и укрепляется новый, который находит услаждение только во Христе. Напрасно вы, подобно Петру, желали бы вечно оставаться на горе блаженного созерцания. Нет, Христос и его и вас поведет с горы на труд, на заботу, на борьбу со грехом, на страдания, без которых не может обойтись жизнь истинного последователя Христова.

Други и братие! Надобно духом вырываться из этой среды земных дел и отношений, в которой погружена наша жизнь, – чтобы хотя сколько-нибудь подышать воздухом небесным на горе преображения духовного со Христом, полюбоваться Его божественным светом и славою, послушать беседы небожителей, – чтобы унести с собою эти сладкие блаженнотворные впечатления в нашу многопопечительную, многомятежную, мрачную жизнь, чтобы питать ими душу в часы скорби и уныния, в часы утомления душевного, ими отвлечь себя от пристрастий к земным удовольствиям, ими напоминать себе, что есть у нас радости несравненные ни с чем земным, нам обещанные, нас ожидающие. Господь поднял нас от земли, приблизил к небу. Не должны же мы все пресмыкаться в земном, или занимать место на горе только для того, чтобы дремать на ней или спать.

Господи! да воссияет и нам, и в нас свет Твой присносущный. – Аминь.



Источник: Горский А. В., прот. Поучение на день Преображения Господня: [произнесено в 1871 г. в академической церкви] // Богословский вестник 1894. Т. 3. № 8. С. 159-161 (2-я пагин.).

Помощь в распознавании текстов