профессор Георгий Мандзаридис

Преображение Спасителя

19 августа 2014

Преображение Спасителя занимает центральное место в Православной Церкви и богословии. Это событие, которое открывает славу Церкви и верующих. Это свидетельство нового состояния мира, которое начинается с появлением Христа в истории.

В момент Преображения Христос показывает скрывающуюся под человеческой природой нетварную славу Своей Божественности, приобщая к этой нетварной славе окружающих Его людей.

Пророки Моисей и Илия предстают с тем же блеском, что и Христос. Различие состоит в том, что Христос является источником этого Божественного сияния, в то время как Моисей и Илия лишь принимают его. Причина, по которой Христос преобразился перед Своими учениками, – это приближение дня Его Распятия: «Да егда Тя узрят распинаема страдание убо уразумеют вольное».

Преображением Христос, с одной стороны, подтверждает Свою Божественность, которая ранее была исповедана его учениками устами апостола Павла. С другой стороны, Христос показывает нам первый опыт пришествия Его Царства. Празднование Преображения 19 августа, возможно, не заставляет нас непосредственно связать это событие с Распятием Христа. Но если мы задумаемся о том, что через несколько недель, 27 сентября, совершается всеобщее празднование Воздвижения Честного Креста, напоминающего нам о Страстной Пятнице, мы улавливаем связь между этими праздниками.

Как исторический факт Преображение совершилось за несколько недель до Страстей. В церковном календаре, с исторической точки зрения, оно должно было праздноваться за несколько недель до Пасхи, возможно, за такое же количество времени, которое сейчас разделяет Преображение и Крестовоздвижение. Но нам не должен казаться случайным тот факт, что эту нишу занял другой праздник – день памяти святого Григория Паламы, богослова Фаворского света. Таким образом, второе воскресение Великого Поста за пять недель до Пасхи посвящено святому Григорию Паламе.

Характерно, что в трех Евангелиях о событии Преображения рассказывается сразу же после заявления Христа, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствия Божия, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Таким образом, Преображение Христа – это, как подтверждает и святоотеческая традиция, явление Царствия Божия «в силе». Своим Преображением Христос подтверждает и доказывает веру в Его Божественность, которую уже исповедовали ученики. В момент Преображения Христос не приобрел того, чего Он не имел ранее, но явил в той мере, в какой могли воспринять ученики, ту славу, которой Он всегда обладал как Богочеловек. Иными словами, слава, которую видели трое учеников на горе Фавор, не была мимолетным явлением, но вечным светом Божественной природы Христа. Об этом пишут и гимнографы нашей Церкви: «Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху». Свет Преображения – это нетварный свет Царствия Божия, который пришел в мир вместе с Христом. Конечно, Царствие Божие, будучи безначальным и вечным, не ограничивается временем, но перекрывает его и преображает. Царствие Божие настанет не после завершения истории, поскольку уже существует в ней, превосходя ее, и продолжит свое существование по ее завершении.

В действительности, пришествие Царствия Божия «в силе» представляет собой не что иное, как его явление «в силе». Это не приход чего-то нового, но демонстрация того, что существовало и будет существовать вечно. Как Нетварный свет, показавшийся ученикам в момент Преображения, существовал изначально и всегда пребывал в богочеловеческой ипостаси Христа, так и Царствие Божие, пришедшее в мир с Христом, порой открывается верующим, как предварение жизни Будущего Века.

Христианская вера основывается не на какой-либо этике и идеологии, но зиждется на явлениях Царствия Божия в истории. Интересно свидетельство апостола Петра, которое он приводит непосредственно после пережитого им опыта Преображения, чтобы подчеркнуть истинность христианской проповеди: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия» (2Петр. 1:16).

Не познав опыта небесного, человек не может освободиться от искушений земной жизни. Христовы Апостолы, мученики, святые и подвижники Церкви не сумели бы одержать победу над миром и все отдать Богу, если бы не удостоились в какой-то мере вкусить небесного блаженства. Принятие Христа осуществляется в нынешней жизни. «Мы теперь дети Божии; – пишет Апостол и евангелист Иоанн, – но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть” (1Ин. 3:2).

Чувство принятия Христа человек получает в своей жизни посредством соблюдения Божественных заповедей. Самоотречением и преданием себя Богу и Его воле, что являет собой некую форму смерти, человек становится верным участником Божественной жизни и Царствия.

Приобщение к вечности начинается не после Креста, но на Кресте. Послушание Божественной воле «до смерти» уже является участием в воскресении. Как слава Христа начинается на Кресте, сокрушающим силы лукавого, так и слава христиан начинается добровольным согласием на смерть за Христа, что, в свою очередь, попирает старого человека и открывает нового.

Преображение Христа – это подготовка к Кресту. Крест Христа – начало Его славы как человека. Во время Преображения Христос не приобретает ничего нового, но укрепляет учеников, ожидающих Его Распятия. Эта поддержка была необходима ученикам для принятия Страстей своего Учителя и впоследствии принятия своего собственно Креста во имя Учителя.

Дверью в Царствие Божие является Крест, равно как и слава Божия в мире начинается с Креста. Любое явление Бога в истории, как до, так и после пришествия Христа, – это предвосхищение или продолжение Христова Креста. Всяческий опыт Божественной славы в настоящей жизни предваряет или сопровождает опыт Крестного Таинства.



Источник: журнал “Ορθόδοξη Μαρτυρία”, Кипр. N 49 весна-лето, 1996. С. 1 – 8. Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.