Источник

Внутренние начала единства между отдельными христианскими общинами

Лекция 9. Утверждению и объединению христианской церкви способствовала не одна внешняя организация. В те времена дух христианства был таков, что имели влияние не столько внешние формы, не столько внешняя регламентация и организация, сколько те идеи, те верования и учения, то одушевление, которыми так отличалось христианское общество и которые были внутренним началом, соединявшим христиан, разбросанных по всему миру.

Главные идеи и принципы христианства. Основание христианской веры и проповедь

Какие же это были идеи, верования, какие принципы? Как они распространялись и каким образом поддерживали единство в отдельных церквах и во всем христианском мире? С самого начала главным основанием верований, главным центральным пунктом, около которого сосредотачивалось все христианское учение, была вера в И. Христа, а Его Божественное достоинство, в Его искупительное служение человеческому роду. На первых порах церковь христианская жила не какими-нибудь определенными правилами и доктринами, но тем непосредственным великим впечатлением, которое получила она от личности своего Основателя, Иисуса Христа, и это впечатление поддерживалось передачей от одного христианина к другому, от одной церкви к другой и т.д. На первых порах не было в христианстве определенной системы, в которой бы ясно раскрывались частные черты христианского учения, а было лишь живое стремление со стороны христиан и устроителей христианских общин устно передать веру во Христа по всему миру: кто был Христос, какова была его жизнь, учение, передать о Его страданиях, смерти, воскресении и вознесении на небо, о первоначальной проповеди христианства. И проповедники христианства не только словами, но еще более делами, своей личной жизнью, старались осуществить то, о чем проповедовали и чему учил Христос. Наставления, которые давались христианам, состояли в том, что следует подражать Христу. В этом и состояло основание христианского учения. Сохранилось много таких выражений: подражайте нам, как мы подражаем Христу. Ап. Павел говорит: «бывайте подражателями мне, как я Христу; взирайте на Начальника и Совершителя веры Иисуса Христа», или: «пусть сие мудрствуется в вас, что и во Христе Иисусе, т.е. пусть мысли ваши располагаются по образу мыслей Христа», или: «мне не нужно от вас ничего, кроме веры в Иисуса Христа распятого».

Таким образом, Христос был центральным пунктом христианской проповеди; миссионеры передавали о Его личной жизни, делах, учении, страдании и воскресении. К этому учению присоединялись теоретические и практические пункты учения. Например, говоря о страдании и крестной смерти за человеческий род, апостолы говорили: смотрите, какую любовь показал вам Бог (выражение Иоанна Богослова), Он дал нам Своего Единородного Сына и Этот Сын отдал за нас Свою жизнь; отсюда являлось практическое применение: поэтому и вы также должны любить друг друга. Или, говоря о воскресении Христа, ап. Павел прибавляет: Христос восстал из мертвых, сделался начатком умершим; Христос умер за весь человеческий род, поэтому и мы должны души полагать друг за друга. Мы должны участвовать в Христовых страданиях, чтобы потом воскреснуть со Христом.

Говоря о Христе, посланном для спасения рода человеческого, апостолы в то же время говорят об Отце, пославшем Христа, и Духе Святом, посланном чрез Христа для завершения искупительного дела Христа. Таким образом, хотя без ясной формулировки, но уже высказывалось догматическое учение о троичности Лиц в Божестве, слагалась вера в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. При крещении произносились известные слова: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Таким образом, эта вера во Христа, это непосредственное впечатление от Его Личности, были основанием всего догматического и нравственного христианского учения, распространявшегося без всякой системы, без всяких записей, без определенных формул и догматических разъяснений.

Затем апостолы, распространяя христианство в различных странах мира, разнообразили свою проповедь, смотря по характеру страны, по настроению слушателей, имея всегда в виду то, чтобы довести известных слушателей до христианских убеждений. Когда они проповедовали серди иудеев, то большей частью убеждали их обратиться к Христу тем, что приводили свидетельства из Ветхого Завета о Христе, предсказания ветхозаветных иудейских пророков, в которых заключаются ожидания Мессии; указывали на то, что на Христе эти предсказания исполнились, поэтому убеждали иудеев уверовать во Христа, принять его учение. Образцы такого рода проповеди представляют: речь ап. Петра после сошествия Св. Духа и после исцеления хромого, также речь архидиакона Стефана в Иудейском Синедрионе.

Но когда апостолы проповедовали в других странах, то такой способ проповеди уже не мог иметь силы и убедительности. Обращаясь к язычникам, апостолы старались действовать на их здравый смысл и естественное религиозное чувство; старались в самих языческих верованиях указать пункты соприкосновения с христианством, старались пробудить в душе язычников лучшие стороны, к которым бы можно было привязать христианскую проповедь. Образцом такого рода проповеди служит речь ап. Павла в Афинском Ареопаге.


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle