Источник

История гонений на христиан

Мы не будем подробно излагать историю гонений: она хорошо рассказывается в историях; начиная с Евсевия, и в средние и в новые века эта история постоянно была предметом исследований. Из новых историков она и ясно и оживленно рассказана у Неандера, Гагенбаха, Шаффа, Пресансе, Шателя и др., у нас у Смирнова, Бахметевой. Из специальных исследований по этому вопросу можно указать из немцев на Кейма, Гаусрата, Герреса, из французов – на Обе, Альяра, Леблана, Ренана. В русской литературе заслуживают внимания серьезные сочинения профессора Лебедева, Лашкарева – Киевской академии, Бердникова – Казанской академии. Таким образом, по истории гонений в пособиях нет недостатка, и здесь может возникнуть затруднение скорее вследствие обилия их, чем недостатка.

В этой истории мы займемся общей характеристикой этого дела, т.е. разъяснением того, как постепенно в течение трех веков разгорались эти гонения, какой характер имели отношения Римского правительства и народа к христианству в первый, во второй и в третий века, как менялись эти отношения, и как постепенно вместе с тем менялось положение христианства среди римского общества и народа, т.е. мы хотим дать общую характеристику, общее разъяснение того процесса, как христианство, сначала совсем нетерпимое в Римской империи, постепенно мало по малу завоевывает себе здесь оседлость, право гражданства, пока наконец не восторжествовало над язычеством и не получило официального положения в Римской империи.

Разъяснением этого процесса – в общих чертах – мы теперь и займемся.

Общая характеристика постепенного развития гонений на христиан и процесса торжества христианства над язычеством

Среди множества фактов, свидетельств, дошедших до нас из эпохи гонений на христиан, нас нередко путает то, что все эти три века представляются сплошным безразличным временем преследований христиан со стороны языческого правительства, народа и т.д., так что иногда не довольно ясно представляется: что особенного было в первом, что во втором и в третьем веках. Затем, гонения эти с давних времен приурочиваются к нескольким пунктам, таким, которые довольно неопределенны и нехарактеристично отделяют одно время гонений от другого. Обыкновенно считают десять гонений на христиан, бывших в течение трех веков; именно издавна церковные писатели привыкли считать их таким образом: два гонения в первом веке: от Нерона и Домициана; два во втором веке от Траяна, Адриана до Антонина и при Марке Аврелии; в третьем веке насчитывают шесть гонений: от Септимия Севера, Максимина, Деция, Валериана, Аврелиана и последнее, начавшееся при Диоклетиане, продолжавшееся при Галерие и Максимине и кончившееся с воцарением Константина Великого.

Но это распределение довольно неопределенно. Когда дело дробится, и гонения разбрасываются по различным царствованиям, в которые особенно трудно жилось христианам, то при этом исчезает постепенность в развитии положения христиан среди населения Римской империи, затрудняется рассмотрение того, какие были причины того или другого гонения, причем исчезает всякая разница между этими гонениями, и одни гонения смешиваются с другими по характеру, между тем как они имели свой особенный характер и свои специальные причины. Затем, в строгом смысле нельзя даже принять и этой цифры: десять гонений на христиан. Эта цифра принимается для круглоты, а в сущности нельзя сделать такого разграничения одного гонения от другого, как это представляется при таком счете десяти, потому что не все гонения, воздвигнутые даже и императорами, имели один характер, иные гонения имели серьезные, хотя и ошибочно понимаемые основания, были возбуждаемы по указу государей во имя известной идеи и цели, а другие просто по личному капризу, личным целям; поэтому одни гонения нельзя ставить рядом с другими. Кроме того, одни гонения возбуждались по указу, другие по личному распоряжению императоров. Кроме гонений со стороны императоров было много гонений, возбуждавшихся от народа, от местных правителей, проконсулов – гонений, которые не входят в счет десяти. Затем гонения, возбуждавшиеся по указу императоров, нередко сливаются так, что их трудно отделить одно от другого; например, Траян издал указ о преследовании христиан; вследствие этого указа началось гонение, а его преемники Адриан и Антонин Пий новых указов не издавали, даже старый несколько смягчили; но гонение, начавшееся при одном императоре, продолжалось при других, хотя в смягченном виде. Таким образом, довольно трудно установить границы того или другого преследования на христиан.

Далее, вследствие того, что иногда гонение вызывалось по указу императора, а иногда вследствие распоряжения какого-нибудь местного правителя или вследствие возбуждения местной черни, то гонение получало характер общего, распространялось по всей Римской империи, или имело местный характер, т.е. в одной местности христиане жили покойно, в другой волновалась чернь, и местные правители преследовали их и т.д., так что очень трудно указать на все эти частные оттенки гонений. Можно сказать, что действительно в продолжение всех этих трех веков были в Римской империи преследования на христиан, но только преследования эти то усиливались, то ослабевали, то охватывали почти всю Римскую империю, то с особенной жестокостью вспыхивали лишь в некоторых странах и т.д.

Тем не менее, хотя все эти три века шли гонения на христиан, однако можно различить некоторые особенности как в положении христиан, так и в отношении к ним Римского правительства и народа в первом веке, во втором и в третьем. Мы видим, что дело не остается в одинаковом положении, но постоянно меняется по мере того как само христианство, сначала не признаваемое правительством и народом, постепенно усиливается, получает право гражданства, и наконец доходит до окончательного торжества в Римской империи.

Эти изменения, эти характерные особенности в положении христианства в каждый из этих трех веков мы и постараемся, хотя кратко, охарактеризовать.


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle