Источник

Август

Блаженный Василий,

Христа ради юродивый

15 авг. (2 авг. по церк.кал.)

Святой Василий родился в 1464-ом году в селе Елохове близ Москвы в крестьянской семье. Когда отрок подрос, его отдали на обучение сапожному ремеслу. Вскоре мастер понял, что ученик его не простой человек. Купец зашел в мастерскую заказать сапоги и попросил сделать их такими, чтобы не сносить за год. Василий со скорьбю согласился: “Сошьем такие, что не износишь их”. Через несколько дней купец скончался.

В 16-летнем возрасте Василий оставил родительский дом и прибыл в Москву. Здесь он принял на себя подвиг юродства Христа ради. В мороз и летний зной блаженный ходил обнаженный и босой по улицам Москвы. Опрокинул лоток калачей, пролил кувшин с квасом. Торговцы били его, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем выяснялось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Для многих становилось ясно, что блаженный – человек Божий.

То в иносказаниях и знаках, то прямо и откровенно, он предсказывал напасть в наказание за грехи, как и благополучие в награду за добродетели. Иногда он входил в корчмы для спасения погибающих от пьянства, других наставлял на путь добра на улицах и площадях и даже самому царю Ивану Грозному давал уроки благочестия. Так, однажды, за службой царь думал о том, как ему лучше украсить дворец на Воробьевых горах. После службы Василий заметил царю, что он мыслями был не в храме, а в своем дворце. Царь сознался в своем грехе и стал питать еще большее уважение к юродивому.

Однажды один купец начал строить храм, но своды его обрушивались. Блаженный направил купца в Киев: “Найди там убогого Иоанна. Он даст тебе совет, как достроить церковь”. Купец поехал и нашел Иоанна, который сидел в хате и качал пустую люльку. “Кого ты качаешь, – спросил купец. – “Родную матушку, плачу́ неоплатный долг за рождение и воспитание”. Купец вспомнил свою мать, которую выгнал из дома, и понял, почему он не мог достроить церковь.

Блаженный был рад помочь тем, кто стыдился просить милостыню, хотя нуждался в ней. Так однажды он отдал царские подарки купцу-иностранцу, который остался без средств к существованию. В самых падших людях он видел зерно добра, подкреплял их лаской и ободрял. Когда проходил мимо дома, в котором пьянствовали и безумно веселились, он обнимал углы дома, говоря: “Ангелы стоят вне дома и скорбят о людских грехах”.

Нередко народ осыпал блаженного Василия насмешками и побоями, но он все сносил с кротостью. Ночь блаженный проводил на паперти церковной в молитве и богомыслии. Бог прославил своего праведника даром прозорливости и чудес. Так, по молитве блаж. Василия перед Владимирской иконой Божией Матери, Москва – а с ней и вся Россия – были спасены от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521-ом году. Этот хан, успевший сжечь предместья Москвы, устрашился видением множества воинов и отступил за пределы Руси. В 1547-ом году блаженный неутешно плакал, предвещая пожар Москвы, который уничтожил почти весь город. Некоторое время спустя, на обеде в царских палатах блаженный трижды выливал вино в окно, говоря, что гасит пожар в Новгороде.

Действительно, в это самое время в Новгороде вспыхнул пожар, но не успел разгореться какой-то незнакомый человек, по рассказам новгородцев, заливал загоревшиеся дома. Приехав потом в Москву, новгородцы опознали в блаженном этого незнакомца.

Преставился блаженный Василий в возрасте 88-ми лет в 1552-ом году. Сам царь Иоанн Грозный нес тело его в церковь для погребения. Святой Василий был похоронен в Москве в соборе Покрова Богородицы, который обычно называется храмом Василия Блаженного. Мощи его прославились многочисленными чудесами. Вериги (тяжелые цепи), которые он носил на своем теле, хранились в Московской Духовной Академии.

Тропарь: Житие́ твое́, Васи́лие, нело́жное и чистота́ нескве́рна, Христа́ ра́ди те́ло твое́ изнури́л еси́ посто́м и бде́нием, и мра́зом и теплото́ю со́лнечною, и слото́ю (сля́котью) и дожде́вным о́блаком, и просвети́ся лице́ твое́ я́ко со́лнце: и ны́не прихо́дят к тебе́ росси́йстии наро́ды, ца́ри же и кня́зи и вси лю́дие, прославля́юще свято́е твое́ успе́ние: тем Христа́ Бо́га моли́, да изба́вит ны от ва́рварского плене́ния и междоусо́бныя бра́ни и мир ми́рови пода́ст и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Праведная Нонна

18 авг. (5 авг. по церк.кал.)

Святая Но́нна родилась в конце 3-его века в христианской семье. Она вышла замуж за Григо́рия, градоначальника и богатого владельца земель в Каппадоки́йсой области Малой Азии. Муж ее сначала был язычником, чтил верховного бога и поклонялся огню. У Нонны родилась дочь Горго́ния и сыновья Григорий и Кесарий. Она воспитала их в христианском духе и горячо молилась, чтобы и муж обратился к истине. Господь услышал ее молитвы: муж стал верить в Христа, крестился и всецело посвятил себя Церкви. Около 325-го года он стал пресвитером, а затем епископом города Назиа́нза в Каппадокии. Тогда и праведная Нонна была посвящена в диакониссы, после чего она усердно занялась благотворительностью.

В 359-ом году сын Нонны, Григорий, закончил свое обучение, вернулся на родину и принял крещение от своего отца. Через два года отец посвятил молодого Григория в священники. А через несколько лет Григорий стал Константинопольским патриархом. Он был одним из самых проницательных и глубоких духовных писателей, за что получил почетное имя Богослова. Под конец своей жизни святая Нонна много потрудилась для Церкви. Ее праведная кончина наступила в 374 г. О благочестии святой Нонны можно судить по тому, что пятеро членов ее семьи (включая ее) причислены Церковью к лику святых.

Мученица Сусанна

24 авг. (11 авг. по церк.кал.)

Святая Суса́нна была единственной дочерью римского пресвитера Гавания, родственника императора Диоклетиа́на (284–305 гг.). Воспитанная в духе христианской веры и в правилах благочестия, она изучила различные науки и считалась очень образованной и умной девицей. При своей внешней красоте она отличалась строгим целомудрием, твердой верой и горячей любовью ко Христу. Ради всецелого служения Богу целомудренная Сусанна отказалась от предложенного Диоклетиа́ном супружества с Галерием (впоследствии императором) и пожелала остаться девой, подражая Деве Марии.

Диоклетиан, чтобы склонить ее на брак, повелел поселить ее в своем дворце и поручил своей супруге, царице Сирене, убедить ее выйти замуж. Но царица была сама тайной христианкой и радовалась твердой решимости Сусанны. Узнав от царицы о непоколебимости Сусанны, Диоклетиан дал своему сыну Максимиану разрешение обесчестить Сусанну, для чего повелел отвести ее в дом ее отца. Явившись ночью к Сусанне, Максимиан застал ее молящейся Богу. Исполненный нечистого желания, он хотел было подойти к ней, но, увидев над ней ангела в ярком сиянии, со страхом убежал во дворец и рассказал о виденном Диоклетиану.

Посланный Диоклетианом жестокий мучитель христиан, именем Македоний, тоже не смог склонить ее поклониться идолу. Тогда он без пощады начал избивать палками мученицу. Святая Сусанна оставалась непреклонной. Извещенный об этом Диоклетиан приказал бесчеловечному Македонию усечь мечем святую деву в ее родительском доме. Мужество и непоколебимая вера Сусанны поразили ее родственников – сановника Клавдия, жену его Препедингу, сыновей их Александра и Куфия, а также брата Клавдия Максима, и они приняли крещение.

Отец ее и родной брат Гаий вскоре после ее смерти тоже приняли мученическую кончину. Мощи святой Сусанны и ее отца находятся в Риме в церкви ее имени.

Тропарь: Агница Твоя́ Иису́се Суса́нна, зове́т ве́лиим гла́сом: Тебе́, Женише́ мо́й, люблю́, и Тебе́ и́щущи страда́льчествую, и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́, и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю, но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вью поже́ршуюся Тебе́: тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Святитель Тихон Задонский

26 авг. (13 авг. по церк.кал.)

Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724-ом году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758-ом году его постригли в монашество с именем Тихона. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по Нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц.

В 1761-ом году на 37-ом году жизни иеремонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763–1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярила, соединенный со множеством всяких бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинствующих. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.

Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767–1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре, (Задонский-Богородицкий монастырь, около реки Дон, на север от города Воронеж). Все время, за исключением 4–5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: “Господи пощади, Господи помилуй!” Непременно каждый день он читал по несколько глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и на тоже направлялось все, что он получал в дар от знакомых.

Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем оделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил в самой простой и бедной обстановке. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление. Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опроверзал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.

Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778-ом году, когда родился император Александр I-ый, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. “Господь Бог во многих случаях его слушал”, – писал келейник святителя Тихона.

Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитвам, а после беседы оделял деньгами. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13-го августа 1783 года. Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861-ом году его причислили к лику святых. Среди письменных трудов святителя Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных примеров из жизни, называемый: “Сокровище духовное, от мира собираемое”.

Тропарь: От ю́ности возлюби́л еси́ Христа́, блаже́нне, о́браз всем был еси́ сло́вом, житие́м, любо́вию, ду́хом, ве́рою, чистото́ю и смире́нием, те́мже и всели́лся еси́ в небе́сныя оби́тели, иде́ же предстоя́ престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, моли́, святи́телю Ти́хоне, спасти́ся душа́м на́шим.

Мученики Адриан и Наталия

8 сент. (26 авг. по церк.кал.)

Супруги Адриа́н и Ната́лия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и работал сановником императора Максимиа́на Гале́рия (305–311 г.), гонителя христиан. Наталия была тайной христианкой. Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Их поймали, судили, истязали и заставляли принести жертву богам. Потом их повели в судебную палату, чтобы записать их имена. Здесь находился начальник палаты Адриан, который спросил их, какую награду ожидают они от своего Бога за мучения. Они ответили ему: “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1Кор. 2:9). Услышав это, Адриан сказал писцам: “Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я – христианин”. Адриана посадили в тюрьму. Император советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения. Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению. Исполнилось ему тогда 28 лет.

Узнав о случившемся, Наталия поспешила в тюрьму, где ободряла Адриана быть мужественным. Когда заключенных христиан присудили к смертной казни, Адриана отпустили на короткий срок домой, чтобы он сообщил своей жене об этом. Увидев Адриана, Наталия испугалась, что он отрекся от Христа и не впустила его в дом.

Вернувшись в тюрьму, Адриан вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям: мученикам перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего те в страшных мучениях умирали. Когда очередь дошла до Адриана, жена больше всего боялась, чтобы муж ее не смалодушничал и не отрекся от Христа. Она укрепляла Адриана и придерживала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304-ом году. Когда их тела начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния.

Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие.

Кондак: Жены́ богому́дрыя боже́ственная словеса́ в се́рдце положи́в, Адриа́не му́чениче Христо́в, к муче́ниям усе́рдно устреми́лся еси́, с супру́гою вене́ц прием.

Благоверный князь Александр Невский

12 сентября, 6 декабря (30 авг., 23 нояб. по церк.кал.)

Из князей, защитников русской земли и Православной веры в период монгольского ига, в особенности прославился святой благоверный князь Александр Невский.

Сын великого князя Ярослава, он родился незадолго до монгольского нашествия в 1220-ом году и под руководством своей благочестивой матери, святой княгини Феодосии, получил хорошее по тому времени образование, носившее глубоко-религиозный характер. Детство и юность свою он провел в Новгороде, где сначала княжил его отец, а затем и он в очень юные годы принял бремя правления. Новгородская область осталась свободной от татарского разорения, но подверглась усиленному натиску своих соседей с запада: литовцев, немцев и шведов. Святому князю Александру пришлось выдержать упорную борьбу с ними за самостоятельность Русской земли и за свободу Русской церкви от посягательств со стороны.

Не рассчитывая на добровольное подчинение Русской церкви, папы решили воспользоваться угнетенным и ослабленным состоянием Руси, чтобы силой подчинить ее своей власти. Была издана бу́лла (1237 г.), призывающая шведов к крестовому походу, чтобы наказать возмутившихся против пропаганды католичества финнов и одновременно обратить в католичество русских. Всем участникам похода объявлялось прощение грехов, а павшим в бою – вечное блаженство. Собралось многочисленное шведское войско под предводительством Биргера и в 1240-ом году высадилось на берегах Невы́, при впадении в нее реки Ижо́ры. После горячей молитвы в соборе святой Софии немногочисленная новгородская дружина во главе с молодым князем Александром двинулась навстречу врагу.

Мужественный князь обратился к своей дружине с краткой, но сильной речью: “Братья, нас немного, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде. Вспомним слова псалмопевца: “Си́и на колеснице́х, а си́и на ко́нех, мы же во имя Го́спода нашего призове́м … Не убои́мся мно́жества ра́тных, ибо с нами Бог!” Ободренный явлением святых князей Бориса и Глеба в видении воину Пелгусию, святой Александр ночью 15-го июля 1240-го года мужественно напал на врага и нанес ему решительное поражение. “Римляне поражены и посрамлены”, – радостно восклицали новгородцы, торжествуя свою победу.

Вскоре за этим наступление западного латинского мира на Православную Русь обнаружилось с другой стороны в лице Ливо́нского о́рдена Мечено́сцев. Силой оружия распространяя католичество среди населявших Балтийское побережье народов, этот полурелигиозный полувоенный орден напал и на Русскую землю. Взяты были Ю́рьев и Псков. Явная опасность грозила и Новгороду. Между тем, в Новгороде происходили сильные беспорядки, так что князь Александр вынужден был удалиться из него в Суздальскую землю. Под влиянием опасности, новгородцы образумились и просили благоверного князя возвратиться к ним и помочь отразить врага.

Не помня обиды, доблестный князь возвратился в Новгород, собрал ратных людей, двинулся против врага, освободил Псков и затем на Чудском озере, в знаменитом Ледовом побоище (5 апреля 1242 г.) полностью разбил грозного неприятеля. Эта победа окончательно подорвала силы Ливо́нского ордена и положила предел его движению на православно-русский восток.

Папа Инноке́нтий IV-ый, потерпев неудачу, уже не мог силой подчинить себе стойкого ревнителя Православной веры и решил использовать мирные средства. В 1251-ом году он прислал к благоверному князю Александру двух кардиналов с посланием, в котором приглашал его вступить под покровителстьво римского престола. Но Невский герой решительно ответил ему: “Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не прие́млем”.

Слухи о мужественном князе и его славных победах дошли до татарского хана. После татарского нашествия все русские князья ездили в Орду́ на поклон хану, но святой князь в Орде еще не был. Хан Баты́й пожелал его увидеть. Понимая, что борьба с грозным завоевателем невозможна, святой Александр, подкрепившись молитвой и напутствием Новгородского святителя, отправился в Орду. Языческие жрецы потребовали, чтобы перед тем, как явиться к хану, святой Александр по обычаю прошел через очистительный огонь и поклонился изображениям ханских предков. Но ревностный исповедник веры Христовой с достоинством ответил: “Я христианин и не подобает мне кланяться твари”. Жрецы, услышав такие слова, донесли Батыю. Спутники Александра ожидали самого худшего. Хан тотчас же пожелал увидеть знаменитого князя. Когда привели благоверного князя к хану, он поклонился хану и сказал: “Царь, тебе поклонился я, ибо Бог почтил тебя царством, но тварям не поклонюсь, ибо все создано для человека. Богу же Единому, Которому служу и Которого почитаю, Тому кланяюсь”. Этот мудрый ответ понравился хану, и он с честью отпустил святого князя.

Впоследствии святой Александр – с 1252-го года великий князь Владимирский – еще три раза ездил в Орду, стараясь покорностью перед ханом отвращать от народа и отечества угрожавшие им от татар бедствия, и своей мудрой политикой достиг многих важных для народа облегчений. В последнюю поездку на обратном пути из Орды он занемог и 14-го ноября 1263-го года скончался в Городце́ Пово́лжском. Когда печальная весть о его кончине дошла до Владимира, то митрополит Кирилл объявил о ней народу в трогательных словах: “Чада мои милые, разумейте, что зашло солнце земли Русской”. Народ горячо оплакивал кончину своего любимого князя. Святая Церковь причислила его к лику святых. Его нетленные мощи при императоре Петре I-ом (в 1724 г.) были торжественно перенесены в Петроград, где покоятся в Александро-Невской Лавре.

Тропарь: Позна́й бра́тию свою́ Росси́йский Ио́сифе, не в Еги́пте, но на небеси́ ца́рствующий, благове́рне кня́же Алекса́ндре, и приими́ моле́ния их, умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́, гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием, и насле́дником твои́м благове́рным люде́м на сопроти́вныя спобо́рствуй.

О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа – во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске.

Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска.


Источник: Избранные жития святых : Январь-декабрь / [Сост. архиеп. Пермским и Соликамским Афанасием ; По материалам протоиерея Александра Милеанта]. - СПб. : Сатисъ : Держава, 2003. - 316 с. (Чтение христианина).

Комментарии для сайта Cackle