Иконы №№ 1–16 Иисуса Христа
№ 1. Господь Саваоф

(Поколенное изображение 38*27½ вершк.), – в восьмиугольной звезде, вписанной в нимбе (один четырёхугольник зелёный, другой – красный). Одежда на Саваофе белая: складки прописаны киноварью и прозеленью: руки Господа благословляющие. В недрах Саваофа в лучистом розовом круге (лучи золотые; по краям круга кайма из облаков) Спаситель-Отрок (надпись: «Иис. Хрс.») десницей благословляет, в шуйце же держит белый свиток. Нижняя одежда на Спасителе – зелёная с золотым орнаментом, верхняя красная, прописанная золотом. Над изображением Спасителя в зелёном лучистом же круге «Ст. Дх.» в виде голубя, в нимбе: ноги у голубя – красные.
Фон иконы зелёный с золотыми лучами; поля – жёлтые.
Икона второй половины XVII века.
№ 2. Господь Саваоф

Господь Саваоф, обеими руками благословляющий двуперстно, в восьмиугольной звезде, вписанной в золотом нимбе, восседает на расписанном разноцветными красками резном троне, на красной подушке с золотой тесьмой; ноги покоятся на подножии.
В лоне Саваофа – Спаситель (надпись: «Іс. Хс»; эта, как и предыдущая надпись, сделана на иконе белилами) обеими руками благословляет также двуперстно. Одежды Саваофа и Спасителя красные, прописаны золотом.
Вверху, над головой Спасителя, в белом круге в восьмиугольнике «Дх. Стый» (надпись сделана чернилами).
Фон и поля иконы – жёлтые (охра); земля коричневая. Внизу иконы красная сургучная печать с полустёршейся надписью: возможно разобрать: «...кос ...прика... суму...». Знаки на печати: крест и полумесяц.
На обороте иконы надпись: «№ 54 – из Святейшего Синода». Икона первой половины XVII в. Размер её – 16*11½ вершков.
В древней христианской иконографии черты Саваофа мы видим в образе Иисуса Христа, и самостоятельного изображения Бога Отца не знаем вплоть до XIV–XV века1. Обычно в древнехристианских памятниках мы встречаемся с изображением десницы, выходящей из облаков. Так, например, на саркофаге префекта Юния Басса (Iunius Bassus), 359 года, агнец жезлом извлекает из скалы воду (Моисей) и получает скрижали от десницы Господней (он же). На саркофаге под кафедрой Миланской базилики св. Амвросия видим также Моисея, принимающего из Господней десницы скрижали. То же и на саркофаге Либериовой базилики (Maria Maggiore), в Риме, взятом туда из катакомб Лукины (Lucinae).
Бога мы видим лишь на изображениях Св. Троицы, например, на Латеранском саркофаге, IV века2, и на другом, подобном первому, где Отец, Сын и Св. Дух представлены в виде старцев3.
Известны лишь немногочисленные попытки в миниатюрах и на барельефах саркофагов к отдельной иконографии Бога Отца. Так, на одном саркофаге, найденном в крипте Lucinae, представлены, между прочим, Каин и Авель, приносящими «плоды рук своих» – колосья и овцу Богу, который изображён здесь в виде пожилой мужской фигуры4. На другом саркофаге, из катакомбы Агнессы, Бог (в виде старца же) повелевает Моисею снять обувь, чтобы подойти к горящей купине. На одной из миниатюр (именно в сцене грехопадения Адама и Евы) Котоновой Библии V–VI в. (в Британском музее) представлен Бог – в золотых одеждах. В Четвероевангелии Национальной Парижской библиотеки № 47, XI века, находим «Ветхаго деньми», окружённого херувимами, Авраамом и Исааком («Слава господня»). На другой миниатюре той же рукописи в изображении Троицы представлен также «Ветхий деньми». Его же среди сонмов сил, благословляющего двуперстно, встречаем и в гомилиях монаха Иакова, XII века. В Ватиканской Библии № 1231, XIII века, «Саваоф» восседает на херувимах, огненного цвета5.
Но эти отдельные попытки, говорят проф. Е.К. Редин и Айналов6, иконография самостоятельного образа Бога Отца совершенно уединённые и не проникшие в монументальный род живописи мозаики, исчезают среди другой, чрезвычайно обширной области изображений Христа в сценах Ветхого Завета.
В XVII в. изображения Саваофа в виде старца были довольно распространены. Но они были запрещены и именно в композиции, подобной находящейся на рассматриваемых иконах церковно-археологического музея Общества Любителей Духовного Просвещения, – собором 1667 года.
Рассматривая икону «Единородный Сын Слово Божие», где Бог Отец изображался под видом старца, Бог Сын – в недрах Отца и между Ними Св. Дух в виде голубя, собор сделал замечания по поводу каждой из этих частей. Во-первых, по мнению отцов собора, Бога никто не видел, а потому его и не следует изображать. «Кому уподобисте Господа и коему подобію уподобисте Его. Еда бо образъ сотвори древоделя или златарь, слияв злато, позлати ѝ, или подобиемъ створи Его», – сказал пр. Исаия в 40 главе. Ап. Павел и св. Иоанн Дамаскин также свидетельствуют о неизобразимости Бога Отца. Во-вторых, так как Отец не имеет плоти, то и предвечное рождение Сына от Него не есть плотское рождение, а потому изображать нельзя и Сына в недрах Отца. Наконец, что касается изображения Св. Духа в виде голубя на этой иконе, то и оно не может быть допущено; Св. Дух явился в виде голубя только при крещении Спасителя, а потому в изображении этого события можно и до́лжно, согласно с Евангелием, изображать Св. Духа в виде голубя. В других же случаях Св. Дух являлся в иных образах, – так, например, на Фаворской горе в виде облака. Итак, согласно заключению собора, ни одна из частей рассматриваемого изображения не может быть признана правильной.
Тем же собором запрещено было изображать Саваофа на иконах «Благовещения» дышащим во чрево Богоматери7. По поводу этого изображения, заимствованного русскими иконописцами от западных художников, собор 1667 года постановил: «Ещё же пишутъ на иконахъ св. благовещѣнию тоже Саваофа, иже отъ уст дышетъ, и то дыхание идетъ во чрево Пресв. Богородицы, и кто то видѣ, или какое писание о томъ свидетельствуетъ, и откуда сіе взяша. Явственно есть, яко таковъ обычай и ина подобная от некоторыхъ суемудрыхъ или паче рещи безумныхъ приятся и обыче. Сего ради повелеваемъ, отныне то суемудрое и безместное писание да престанетъ».
№ 3. Господь Вседержитель

Надписи: « Гь Вседержитель»; выше другая – «Іс. Хс»; в крещатом золотом нимбе: «ѾѺН». (Все надписи сделаны киноварью). Одежды на Спасителе красные, прописанные чернилами и золотом. Десница Спасителя благословляет именословно; в щуйце держит Евангелие, открытое на словах: «Приідѣте ко мнѣ вси труждающіеся и ѡбременены і азъ покою вы воз и...».
Фон иконы белый с золотыми цветами; поля жёлтые. Икона написана не ранее второй половины XVII в. Поступила в музей Общества Любителей Духовного Просвещения из Московского Зачатьевского женского монастыря. Размер иконы 15*13 в.
№ 4. Икона Спасителя

Надписи «Іс. Хс» и в крещатом нимбе «ѾѺН» сделаны киноварью. Нижняя одежда на Спасителе тёмно-красная, прописанная золотом, верхняя зелёная (прозелень). Десница Спасителя – у одежды, в шуйце – Евангелие, раскрытое на словах: «не (на) лица зрящее судите сынове человечестии и о праведен е...». Фон и поля иконы золотые.
Написана она в XVII в. В Церковно-Археологический музей Общества Любителей Духовного Просвещения эта икона поступила из Московского Вознесенского монастыря. Размер иконы 15*13 в.
№ 5. Господь Вседержитель

Надписи: « Гдь Вседержитель», выше – «Іс. Хс», в крещатом нимбе – «ѾѺН». Все эти надписи сделаны киноварью. Нижняя одежда Спасителя красная, верхняя – зелёная. Десница Его – у одежды, в шуйце Евангелие, раскрытое на словах (написано чернилами): «не на лица судите сынове человѣчестиі, но праведенъ судъ суди...». Фон и поля иконы зелёные. Написана она в XVII в. Размер 14½*12½ в.
Об изображениях Господа Вседержителя см. в нашем сочинении: «Переводы с древних икон, собранные Гурьяновым». Стр. 10–12.
№ 6. Нерукотворенный образ Спасителя

Два ангела (у одного верхняя одежда красная, нижняя – зелёная, у другого наоборот) держат зелёный убрус с изображением Лика Спасителя, внизу которого надпись: «Нерукотворенный ѡ». Фон и поля иконы коричневые.
Написана икона в XVII в. В музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Московского Вознесенского женского монастыря. Размер иконы 11½*12½ в.
№ 7. Нерукотворенный образ Спасителя

Композиция та же, что и на иконе № 6. Надписи, сделаны золотом: «Аггли Гдни»; «Іс. Хс»; «Нерукотворенный ᲂубрус Гда ншего Иса Хрта». Одежды у обоих ангелов, одинаковые: нижние – зелёные с золотой отделкой, верхние – красные: убрус белый, складки прописаны суриком, кайма внизу убруса красная с золотыми травами Размер иконы 14½*12½ вершков. Написана икона в ΧVII в.
Примечания к этому изображению см. в нашем, сочинении: «Переводы с древних икон, собранные В.П. Гурьяновым». М. 1902 года. Стр. 15–20.
№ 8. Господь Эммануил

Надписи золотом: « Гдь Емануил»; выше, по бокам золотого нимба – «Iс. Хс»; в нимбе киноварью: «ѾѺН». Одежды на Господе красные, прописаны золотом. Икона новая, хорошего исполнения в древнем стиле. Размер её 5*4 в.
В древне-русской иконографии Иисуса Христа представляла обычно в виде младенца или отрока для обозначения, конечно, Его вечности, – окружённым архангелами Михаилом и Гавриилом, как близ стоящими у престола Божия и посвящёнными в тайны Божественного промышления о людях. О типе Спасителя, именуемого Еммануилом, проф. Редин говорит: «Образ Еммануила в памятниках византийского искусства наделяется именно чертами ангельского облика, символа вечной юности...» Что этому образу Христа можно усвоить название Еммануила, доказывается некоторыми поздне-византийскими памятниками; при этом, дан ли этот образ по грудь, или во весь рост, название не изменяется. Таким образом, на одном металлическом медальоне с эмалью, византийской работы (XI–XII в.), юному Христу, представленному по грудь, со свитком и благословляющему, усвоено в надписи наименование ОЕММАН (на напрестольном Евангелии XIV в. Древности Российского Государства, отд. 1, № 10). В миниатюре Евангелия XII–XIII в., принадлежащего еп. Порфирию, юному Христу, сидящему на престоле, благословляющему, с крестчатым нимбом, усвоено в надписи название ІС ХС EMMANOUIL. В мозаике собора в Монреале, в замке триумфальной арки, юному Христу в крестчатом нимбе, – представленному в медальоне по грудь (по сторонам его в медальонах же девять пророков), в надписи усвоено вновь то же наименование ІС ХС ОЕММАНꙋИЛ.
Основываясь на этих примерах очевидно, то же наименование Еммануила можно давать всякому образу Христа юного, представленного или отдельно, или же в особой композиции8. Однако, это заключение проф. Редина нельзя признать точным. Проф. Е.К. Редин упустил из виду, что за изображениями Господа в виде отрока утвердилось название Еммануилла лишь в позднейшее время: в древности же так называли Христа и в виде средовека. В труде Шлюмбергера «Sigillographie de I’empire Byzantin»9 можно видеть снимки с печатей, где название Еммануила прилагается к подобного рода изображениям. Таковы, например, печати – итальянская 1050–1085 г.10, императоров Василия I11 и Константина Дуки12, на них изображён Спаситель в виде средовека, с надписью на 1-й и 3-й печатях: «ІС ХС. ЕММАНОꙋИЛ», на 2-й просто «ЕММАНОꙋИЛ».
В сборнике Синод. Патриаршей Библиотеки, XVII в., № 473, писанном рукой учёного монаха Εвфимия, читаем: «Еммануил именуется Христос Бог не точию в младом возрасте, но и в совершенном мужестве, и в самом страдании, и из мертвых возстании, толкуется же Еммануил; с нами Бог, и имя сие определеннаго времени не имать, и потому имя ни млада Христа образ писати, яковое предание есть, не обретается ведение о том разве точию млада писати, предание имамы держима младенца на руках Пресвятыя Девы Богородицы, и егда во Иepycaлиме бысть Христос дванадесятолетен, с учителами во святилище седящ разглагольствоваше. А еже на престоле во архиерейстей одежи седяща пишут, не вем по чесому»13 и проч.
№ 9. Спас – Благое молчание

Спаситель изображён в виде отрока с крыльями, руки крестообразно сложены на груди; голова окружена нимбом и восьмиугольной звездой, в которой надпись: «ѺѾН» и по сторонам: «Іс. Хс. Благое молчание».
Икона XVIII . Размер её 17*14½ в. В Церковно-Археологический музей Общества Любителей Духовного Просвещения икона поступила из Святейшего Синода.
№ 10. Спас – Благое молчание

Спаситель – в митре, в волосах – тороки; руками, скрещёнными на груди, Он поддерживает с одной стороны – крест, трость и копие, с другой – хартию со словами: «Дух Гсднь на мнѣ, его же ради помаза мя благовести нищимъ»... На обороте иконы надпись: «Ефиму Михайлову Кирьянову за надписание трудов 6 ру(блей)».
Икона новая. Размер её 10½*9 в. Поступила в музей из Святейшего Синода.
Примечание к этому изображению см. у нас в I выпуске «Икон церковно-археологического музея Общества Любителей Духовного Просвещения». М. 1900 г. Там же в приложении помещён перевод с иконы № 9.
№ 11. София Премудрость Божья

Надпись «Софея Премудрость Божия», как и все остальные, сделана чернилами) по новгородскому переводу. Спаситель в виде ангела с тороками в волосах, с золотыми крыльями, в красных одеждах, украшенных жемчугом, драгоценными камнями и золотом в золотой короне на голове (волосы и лицо – красные огненного цвета) восседает на золотом резном троне; ноги покоятся на шаре красного цвета, в шуйце – чёрного цвета жезл с трезубцем внизу и крестом вверху. Трон и изображение Софии помещены в двойном круге с золотыми лучами. По правую сторону от Софии – Богоматерь, обеими руками держащая на труди медальон с изображением Богомладенца. (Надписи: «Мр Ѳу» и «Іс. Хс» сделаны золотом, а буквы: «ѾѺН» в крещатом нимбе Богомладенца – чернилами). Богоматерь стоит на подножии. Нижняя одежда Её зелёная, верхняя – тёмно-красная, на одежде обычные три звезды. По левую сторону св. Софии, напротив изображения Богоматери, на таком же ромбоидальном подножии стоит Предтеча с поднятой вверх с двуперстным сложением десницей и с белой хартией в шуйце: «Азъ видех іІ свидѣтел»... Нижняя одежда Крестителя – из верблюжьего волоса, верхняя мантия красного цвета, пробелённая по складкам. На ногах св. Иоанна чёрные сандалии.
Выше, над головой св. Софии, также в красном круге с золотыми лучами, – Спаситель (надписи: «Iс Хс» и «ѾѺН», сделаны чернилами) обеими руками благословляет двуперстно.
На самом верху иконы, на звёздном небе посредине – золотой престол с лежащей на нём, на красном плате, книгой в драгоценном переплёте. Справа и слева престола – по два коленопреклонённых ангела с простёртыми к престолу руками. В волосах ангелов – тороки.
Лики св. Софии, Спасителя, св. Иоанна и Ангелов изображены грубо неискусным мастером XVII в. Фон в поля иконы жёлтые; размер её 15*12½ в. Икона подложена шёлковой материй неопределённого цвета. Поступила в музей из Московского Вознесенского женского монастыря.
№ 12. Св. София Премудрость Божия

Композиция та же, что и на предыдущей иконе. (Надписи: «Стая Софея Премудрость Бжия»; «Мр Ѳу»; «Іс Хс»; «ѾѺН»; «іѡан»; «аггли гдни» сделаны чернилами). Вверху иконы по сторонам престола изображены не по два (как на предыдущей иконе), а по три ангела. У Богоматери и св. Иоанна Крестителя подножий под ногами нет. Фон иконы белый, земля зелёная, поля жёлтые. Размер 15*13½ вершк. Написана в XVII в. На обороте иконы надпись: «Образ Св. Софии Новгородской из церкви архангела Гавриила чрез протоиерея Николая Надеждина 15 октября 1872 года».
Ο Софии Премудрости Божией см. у нас в сочинении: «Переводы с древних икон, собранные Гурьяновым». Стр. 30–45.
№ 13. София Премудрость Божия

В той же композиции, что и на иконе № 11; сохранилась очень плохо: на полях приписаны – на правом святитель (без бороды) и на левом – преподобный (надписи выкрошились). Внизу иконы красная сургучная печать, в ней можно разобрать: «Печ. Кос. Приказа». Икона XVII века, в церковно-археологический музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Св. Синода.
№ 14. Не рыдай мене Мати

Об этой иконе см. в 11 выпуске настоящего сочинения.
№ 15. Троица ветхозаветная

Надпись «Стая Троица» – жёлтая; размер иконы 12½*9 в. Фон её жёлтый, поля коричневые. Палаты и дуб зелёные, горы зелёные с жёлтым. Все три ангела представлены с жезлами (с трезубцем на конце) в левых руках: в кудрявых волосах ангелов тороки, одежды, – у среднего нижняя красная, верхняя – тёмно-зелёная, у второго тоже, только верхняя одежда у него светло-зелёная, у третьего (налево от зрителя) верхняя – красная, прописанная по складам чернилами, нижняя зелёная: крылья у всех трёх – светлые, нимбы золотые. Под каждым ангелом на столе по чаше с яствами, которых касаются правыми руками средний и правый ангелы. Оба крайних ангела сидят на резных золочёных табуретах: ноги (в сандалиях) покоятся на подножиях. Икона XVII века. В музей поступила из Св. Синода.
№ 16. Троица ветхозаветная

Надпись «Стая Троица» сделана киноварью; размер иконы 7¾*5½ в. Фон её коричневый, горы и земля розовые, растения чёрные; палаты и дуб зелёные. Все три ангела представлены в серых нимбах, с тороками в волосах, в руках красные жезлы; одежды – у среднего и правого – верхняя – зелёная, нижняя – красная, у левого – нижняя зелёная, верхняя – красная. Стол, за которым сидят ангелы, покрыт белой скатертью, на столе три золотых сосуда, по стольку же красных ложек и чёрных вилок. Средний и правый ангелы правые руки опустили в сосуды, левый простёр десницу с двуперстным сложением. Табуреты, на которых сидят правый и левый ангелы, золочёные, на резных ножках, подушка под правым ангелом красная, под левым – зелёная, подножия – светло-зелёные. На правом поле иконы приписан неизвестный преподобный (надпись стёрлась). Икона XVII века, в музей поступила из Московского Вознесенского женского монастыря.
Изображение Св. Троицы в виде трёх ангелов, явившихся Аврааму, унаследовано русскими мастерами от византийцев и имеет глубокую древность. Оно рано начинает варьироваться с развитием деталей. В мозаиках церкви св. Виталия (около 521–547 гг.) в Равенне «гостеприимство Авраама» представлено в прекрасном ландшафте, в живописной композиции. С левой стороны жилище Авраама, в дверях стоит Сарра в тёмно-розовом платье с двумя золотыми клавами и белой накидке, из-под которой видно спускающееся от пояса белое полотенце (деталь в изображениях Богородицы Оранты в памятниках византийского искусства): указательный палец правой руки она подносит к губам (жест внимания), левая спокойно опущена. Из дверей вышел Авраам-старец, с длинными седыми волосами, спускающимися косами на плечи, и седой бородой. Одетый в тёмно-зелёную короткую тунику, подпоясанную белым кушаком, он несёт блюдо, в виде зажаренного целиком молочного телёнка, но неловко изображённого быком. Под ветвистым дубом за четырёхугольной «трапезой» сидят лицом к зрителям трое юношей в белых одеждах (на одежде одного ангела, как и Авраама, знак Н, а у крайнего справа ÷); средний из них, как Христос, благословляет именословно; сидящий слева от него благословляет сложением трёх перстов; все трое протягивают левую руку к трём круглым хлебцам. Сцена, замечает проф. Е.К. Редин, известна, по-видимому, лишь с V века. Так, с изображением гостеприимства встречаемся мы впервые в мозаиках церкви Maria Maggiore в Риме. (Д.В. Айналов, в своём труде: «Мозаики IV и V веков. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства». СПб. 1895 г. стр. III). Полуразрушенная композиция сцены известна в миниатюрах Коттоновой библии: ангелы, а не юноши сидят за круглыми столами, сзади Cappa (Garrucci. 125:5), иллюстрирующих библию, где оно поэтому и представлено наряду со сценой встречи. Оно весьма сходно с описанием выше, с той только разницей, что Сарра участвует в приёме: она приготовляет на столике, что у дверей дома, треугольные хлебцы и выслушивает приказания Авраама. Ветвь куста у домика заменяет Мамврийский дуб, представленный так реально в равеннской мозаике. Типы ангелов в римской мозаике той же красоты, что о в равеннской: юные лица с короткими коричневыми курчавыми волосами, удлинённым овалом, большими, широко открытыми глазами. Отличение равеннской мозаики от римской лишь в большей торжественности, отсутствии движения; фигура Сарры наиболее отличается от других; её сравнивают с античной статуей «Pudicitia в Ватикан»14 На вратах храма Архангела Михаила на так называемый Горе св. Ангела (Monte S. Angelo), в южной Италии, в капитанате, деланных в Цареграде в 1076 г., с латинскими надписями, среди других священных изображений есть такое: «Авраам поклоняется Троице в образе трёх юношей, которые все изображены ещё без крыльев, но в сиянии: передний, означающий Христа, отличен сиянием с крестообразным разделением»15. В ватиканском Осьмикнижии «Октотевх» IX–XIII в. Ветхозаветная Троица изображена в следующем виде: «три ангела сидят за четырёхугольным столом, по трём сторонам его на столе три чаши, под столом лежит бык. Авраам несёт чашу: Сарра глядит из-за занавески». Точно так же представлена Св. Троица в псалтири Барберини XII в.16 Подобное же изображение находится в мозаиках собора Монреале, Марка в Венеции и др.17 В «Просветителе» Иосифа Волоколамского мы находим ссылку на эту икону в опровержение жидовствующих. На Стоглавом соборе царь Иван Васильевич Грозный коснулся Ветхозаветной Троицы, предложив такой вопрос отцам собора: «У Святой Троицы пишутъ перекрестье ови у средняго, а иные у всѣхъ трехъ. А въ старых письмахъ и въ греческихъ подписываютъ Святая Троица, а перекрестья не пишутъ ни у единаго. A ныне подписываютъ у единаго Ис. Хс. Святая Троице, потомъ рассудити отъ Божественныхъ правилъ, како ныне то писати». Очевидно, в ряду ангелов, изображавших лица Св. Троицы, иконописцы хотели отличить того, кто означает Иисуса Христа, окружая его крестчатым нимбом, и делая надпись Іс. Хс. Обычай отличать Иисуса Христа от других священных лиц крестчатым нимбом общий как на востоке, так и на западе: «Christi corona per crucis figuram a sanctorum coronis distinguitur», т. е.: нимб Спасителя отличается от нимбов святых фигурой креста18 Отцы собора на вопрос царя ответили: «Писати живописцемъ иконы з древнихъ образовъ, како греческіе живописцы писали и како писалъ Андрей Рублевъ и прочіи пресловущии живописци, и подписывать „Святая Троица“, а от своего замышления ничтожъ претворяти»19. Иногда Ветхозаветная Троица изображается с другими событиями: Авраам сидит у дуба Мамврийского, встречает трёх странников, припадает к ногам их, умоляя посетить его, омывает ноги странников. Авраам закалает тельца, а Сарра, при помощи служанок, приготовляет кушанье (см. изображение Ветх. Троицы в Сийском подлиннике на л. 124)20. Палаты, изображаемые около дуба Мамврийского, конечно, означают дом Авраама. Этот дом показывали Барскому (в XVIII в.), который рассказывает: «Оттуду выше (от лавры св. Саввы Освященного) есть дуб Мамврийский, идеже живяше патриарх Авраам, ту есть и дом его: ту и погребся он сам и жена его Сарра, и сын его Исаак: ту бысть гощение Святей Троице, тое место держат Агаряне, никому допущающе приближатися, отстоит от Иерусалима 30 миль»21.
В лицевом списке хождения Даниила паломника XVII века изображён Мамврийский дуб. «Вокруг древнего пня весьма незатейливо представлены те камни, среди которых, по словам хождения, возвышается дуб. В левом углу рисунка не то здание, не то что-то вроде столба под крышей, должно изображать либо шатёр Авраамов, либо колодезь», – говорит М.А. Веневитинов22. Конечно, постройка – дом Авраамов, изображённый более похоже на улей, чем на палаты, какие обычно представляются на иконах Св. Троицы. Стол, за которым сидят ангелы, обычно на иконах Троицы не восточного типа, не назначенный для возлежания за ним, но типа европейского, такой, чтобы за ним сидеть. Не служила ли образцом для этого стола та трапеза, которую иногда показывали нашим паломникам в Царьграде:? Дьяк Александр, бывший там в 1395 г., пишет: «Приходихом поклонитися в св. Софею... внутрь церкви трапеза Авраамля, на ней же явился Спас Троицы Аврааму под дубом Мамврийским. Мы же грешнии видехом тот дуб Мамврийский, егда быхом в Иерусалиме и окрест его, и листвие зеленые уродилися у дуба того и стоят и зиме и лете, глаголют бо, яко будут стоят до скончания века»23. Не потому ли и на иконах этот дуб изображается настолько густолиственным, что скорее напоминает цвет, нежели дерево?
* * *
См. Iocoghaphie chrét., Histoire de Dieu pur Didron, p. 155, 6.
Bosio. Roma soiteranea, p. 159.
Grimonard de S Laurent, Guide de part chrét. 1, p. 8.
Nartigny. Diction. des antiguit chrét. p. 247.
Проф. Н.П. Кондаков. История Византийского искусства. 275.
Д.В. Айналов и Е.К. Редин. Киево-Софийский собор.
Подобная композиция могла появиться лишь благодаря буквальному пониманию художником слов Евангелия: «Духъ Святый найдетъ на тя»... Слово «Духъ» πνεῦμα было понято при этом в смысле «дыхания» откуда и мысль о понятии Св. Духа выражена под образом дыхания Саваофа.
Проф. Е.К. Редин. Мозаики российских церквей. С.-Петербург 1896 г., стр. 153–155.
Sigillographie de l’empire Bizantin Paris. MDCCCLXXXIV.
Там же. Стр. 326.
Там же. Стр. 419.
Там же. Стр. 421.
Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном Музее. М. 1874 г. № 1–3. Отд. II. Вопросы и ответы из русской иконописи XVII в.
Проф. Е.К. Редин. Мозаики Равеннских церквей. СПб. 1896 г. Стр. 139.
Проф. Ф. Ив. Буслаев. «Общие понятия о русской иконописи», стр. 72 (напеч. в Сборнике на 1866 г., изд. Общества Древнерусского искусства).
Миниатюры Ватиканской рукописи XII в., статья Виктора Виноградского в Сборнике за 1873 г., изд. Общества Древнерусского искусства. Стр. 148.
Tikkanen, Die genesis Mazaiken in Venedig und die Cetteabibel. Helsinfors. 1889, 61, ср. Редин, Мозаики рав. церквей. Стр. 129.
Durandi Batlemale divin officil Mogunt 1459, 1, cap 3, п. 20; у Мартиньи стр. 137.
Стоглав (по Московскому изданию). Стр. 178.
Проф. Н.В. Покровский. Сийский Иконописный подлинник. Стр. 100.
В.Г. Барского, стр. 784.
Памятники древней письменности и искусства, изд. Общества Любителей Древней Письменности. Статья М.А. Веневитинова. СПб. 1881 г. Стр. 10.
Сказания русского народа И.П. Сахарова. II, 8, стр. 51–55.