№ 40–44 – с изображением Казанской Божией Матери
№ 40
Размер иконы 7*6 в. Фон и поля её зелёные; надписи: «Мр. Ѳу.», «Іс. Хс.», «ѾѺН» сделаны белилами. Одежда Богоматери коричневая, прописана чёрными линиями, отделка красная с золотыми линиями и орнаментом, две звёздочки золотые. Одежда Спасители красная с золотом, десницей Он благословляет двуперстно. Шея Его представлена очень неискусно. На полях иконы приписаны – на правом (от зрителя) св. Варсонофий (надпись «с. Варсоноф» сделана белилами), – на левом св. Гурий (надпись «с. Гурий Каз.»). Первый – в зелёной фелони и белом омофоре с красными крестами, красном подризнике, в низкой шапке (околыш её белый, верх красный с золотом): борода святителя седая длинная, узкая книзу, волосы на голове короткие до ушей, седые; на ногах чёрные сапоги; в правой руке книга, левая у груди, близ книги. У св. Гурия борода, волосы на голове и митра такие же, как и у св. Варсонофия; фелонь красная, омофор белый с чёрными крестами, подризник зелёный, сапоги красные: правая рука простёрта, в левой книга.
Икона XVII века, подложена холстом. В музей поступила из Вознесенского монастыря.
Мощи свв. Гурия, архиепископа Казанского († в 1563 г.), и Варсонофия, епископа Тверского († 11 апреля 1576 года), обретены в 1595 году.
В теоретическом подлиннике из собрания С.С. Большакова, изданном под нашей редакцией, под 4 октября читаем: «Иже во святыхъ отца нашего Гурія, архіепископа Казанскаго чудотворца, – надсѣд, брада Василія Кесарийскаго, въ шапке съ херувимом, во амфорѣ, в руках Евангеліе, риза святительская. И иже во святыхъ отца нашего Варсонофія, епископа Тверскаго, – надсѣд, брада Гуріева, на концы подвоилася, въ шапке же, ризы святительскія».
№ 41
Размер иконы: 6½*5½ в. Фон её розовый, поля облупились, осталось одно дерево); надписи: «Казанскія Прест. Бц.». «Іс. Хс.», «ѾѺН» сделаны чернилами. Одежда Богоматери чёрная, отделка красная с золотом, две звёздочки золотые. Верхняя одежда Спасителя красная с золотом, нижняя розовая с чёрными чёрточками. Господь благословляет двуперстно.
Икона XVII в.
№ 42
Размер иконы: 7*6 в. Фон её и поля зелёные. Одежда Богоматери коричневая, отделка розовая с белым орнаментом и жемчугом; одежда Спасителя золотая. На полях иконы – вверху и внизу приписи, две нижние стёрлись. Кверху на правом поле святая в красной мантии и зелёной нижней одежде, в белом головном покрове: правую руку подняла с перстосложением, левую простёрла у груди. На левом (от зрителя) поле ангел хранитель в белых одеждах, на облаках, в правой руке держит хартию со словами: «Крестъ хранитель всей», левая рука поднята кверху.
№ 43
Размер иконы: 7*6 в. Фон её зелёный, поля коричневые: надписи: «Мр. Ѳу.», «Іс. Хс.» – сделаны чернилами. Одежда Богоматери коричневая, отделка золотая с драгоценными камнями и жемчугом, звёздочки золотые. Верхняя одежда Спасителя красная с золотом, нижняя светло-зелёная с красными и чёрными чёрточками. На полях иконы четыре приписи со стёршимися надписями (две фигуры женские, из них одна, несомненно, преп. Мария Египетская; две фигуры мужские, – по-видимому, муч. Трифон и святитель Тихон Амафусийский).
Икона XVIII века; подложена льняной материей неопределённого цвета (от времени).
№ 44
Размер иконы: 7¼*5¼ в. (поля иконы немного срезаны). Фон её и поля тёмные; надписи: «Мр. Ѳу.», «Иис. Хс.» – белые, «Н» (в крестчатом нимбе Иисуса Христа) – чёрная. Одежда Богоматери красная с чёрными линиями, отделка золотом с жемчугом. Одежда Спасителя золотая.
Икона XVIII века, в музей поступила из Вознесенского монастыря.