Источник

Сборник 2, Поучение 23Сборник 2, Поучение 25

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

24. 17 неделя по Пятидесятнице О хананеянке. В чём мы должны подражать хананеянке (Мф. 15:21–28)

«Помилуй мя, Господи» (Мф. 15:22).

В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слышали о чуде исцеления безумной дочери ханенянки. Вспомним кратко историю этого чуда.

Вот идёт однажды Христос в страны Тирские и Сидонские (Мф. 15:21). Тут встречает Его местная жительница – язычница и кричит Ему: Помилуй меня. Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15:22). Христос молчал, несмотря на просьбы учеников помочь ей. Не отвечал ей и тогда, когда она, приблизившись и кланяясь Ему, молила Его: Господи, помоги мне (Мф. 15:25). Он сказал лишь ей: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15:26). Она ответила: Так Господи, но и псы едят крохи, падающие со стола господ их (Мф. 15:27).

Этим ответом хананеянка обнаружила и великое смирение – терпение своей души, и пламенную веру своего сердца и непреодолимое желание помочь дочери. Эти высокие качества хананеянки проявились пред всем народом, и Христос не восхотел дальше испытывать её и сказал ей: О, женщина! велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её тотчас (Мф. 15:28).

Братия и сестры! Мы видели, что потребовались три условия исцеления дочери хананеянки: желание помощи Божией, твёрдая вера в эту помощь и смирение – терпение в испытаниях, посылаемых Господом. Если мы спросим себя, есть ли и у нас эти три условия, чтобы получить помощь Божию? Что мы ответим? А ведь у всех нас есть свои скорби, нужды, болезни, недостатки, и всякий хотел бы получить облегчение и помощь Божию при этих невзгодах и бедствиях. Но, однако, горячо ли мы хотим этого облегчения, сильно ли наше желание прибегнуть к помощи Божией?

Где и в чём можно проверить это своё желание? Всего естественнее и проще можно проверить на нашем отнесении к молитве дома и в храме. Ведь хананеянка просила, умоляла Господа, окружённого народом, и не сразу захотевшего ей помочь. А как мы просим Его, как мы молимся?

Не успеем дома встать на молитву, как обычно сразу же всё в нас немеет и деревенеет. Мы не чувствуем около себя и в себе Живого Бога. Уста наши, хотя и шепчут слова молитвы, но душа пуста, руки виснут как плети, в теле – тяжесть, в голове – заботы и посторонние мысли. И получается не горячая молитва к Богу, не благодатная беседа с Ним, а томление духа и изнеможение тела. Так бывает дома. А как в храме?

Нередко часами мы стоим здесь, в святом храме, в присутствии Самого Бога, стоим как чужие, холодные и ко всему равнодушные. Если и встрепенёмся, то на минутку, а там опять всё гаснет в душе, опять посторонние мысли, заботы и скорби, не связанные с молитвой о помощи Божией. Или начнём, окамененные, рассматривать молящихся и мысленно судить их, вместо того, чтобы слиться с ними в общей молитве к Господу. И всё это происходит потому, что у нас нет сильного желания молиться, так как нет подлинной заботы о своём спасении и борьбе с грехами, нет глубокой потребности избавиться «от обдержащих нас бед и напастей». А это потому, что вера наша мертва. Мы о Боге только время от времени думаем, только в холодных мыслях о Нём вспоминаем, но сердце Им не согреваем, свою душу Его не пускаем и Им совсем не живём.

Хананеянка проявила великое терпение и смирение пред Богом, великую веру в Господа, в Его помощь. Мы же, братия и сестры, бедны терпением и смирением, и особенно бедны верой в Его промыслительную о нас заботу. Теряя веру в Бога, мы теряем и Его Самого. А между тем, кто нам может быть ближе и дороже, как не Отец Небесный! Только пред Ним мы можем искренне и сердечно излить все свои скорби, заботы, душевные тайны и потребности. Кому мы можем со всем доверием и надеждой сказать: Господь мой и Бог мой, или: Ты прибежище моё и упование, ты – радость моя и вся жизнь моя.

Отец Небесный неумолкаемо зовёт нас. Ему дорога каждая кающаяся душа. Он любит нас больше, чем мы Его, и возлюбил нас прежде рождения нашего. Он хочет нашего спасения больше, чем мы сами его хотим. На малейшие наши усилия к спасению Он отвечает преизобильной благодатной помощью. Лишь бы нам хотеть спасаться, желать спасения и начать его.

Что значит спасаться? Значит, жить в постоянной связи с Богом, не теряя ни веры, ни любви к Нему и непрерывно борясь с грехами, противодействуя им упорно и постоянно. Сорвалось ли с языка чёрное или худое слово, осудил ли кого, позавидовал ли кому, начал ли на кого-либо негодовать и сердиться – сейчас же прерывай грех раскаянием: «согрешил, Господи, прости меня, грешного». И не медли примириться в своём сердце с обидчиком. И уже дальше старайся этот грех не повторять, чтобы не лишиться связи с Богом и ближним.

Братия и сестры! Святые Отцы зовут нас к постоянной духовной грани, к непрерывной борьбе с наседающими на нас грехами и не в храм только на исповедь предлагают нам носить свои грехи, чтобы очиститься от них. Нет, они умоляют нас бороться с каждым грехом там, где грешим, там, где грех готов завладеть или уже завладел нами, и не допускать его повторения. Если же грех всё же повторился, то сразу же, говорят они, следует опять и опять каяться в нём ещё сильнее стараться избегать его в будущем. Тем самым будет создаваться навык и к воздержанию от греха и к борьбе с ним. Этот навык окрепнет, если мы каждый вечер, перед отходом ко сну, будем каяться с открытой душой пред Отцом Небесным, спрашивая свою совесть: «не повторяла ли, не загубила ли сегодняшний день, как загубила предыдущие дни?» Каясь не жалеть, не оправдывать, а обвинять надо себя и не искать оправданий тем, кто обидел, оскорбил нас сегодня.

Хананеянка могла обидеться на Христа, что Он не хотел слушать её, могла потерять терпение и всякую надежду на помощь, когда Христос приравнял её к псам. Смирившись, она ещё сердечнее и покорнее стала просить Его о помощи. И Господь внял её мольбам.

Но для чего Господь не сразу помог ей? Для того чтобы всенародно выявились добродетели её души и показать в её лице пример, достойный подражания.

Будем же и мы, братия и сестры, подражать ей в горячей вере в Господа и полном смирении и преданности Богу при испытаниях, посылаемых от Него. Будем чаще молиться её молитвой: «Помилуй мя, Господи!», «Господи, помоги мне!» Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle