Источник

Сборник 2, Поучение 37Сборник 2, Поучение 39

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

38. 25 неделя по Пятидесятнице. О милосердном самарянине. Искушающий законник и милосердствующий самарянин (Лк. 10:25–37)

«Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37).

В сегодняшнем Евангельском чтении, братия и сестры, мы слушали повествование о законнике, искушавшем Спасителя, и о милосердном самарянине. Какая разница между этими людьми!

Законник принадлежал к той группе людей (книжников и фарисеев), которые ходили за Христом только затем, чтобы испытывать и искушать Его своими вопросами, в надежде уличить Его в каком-либо нарушении ветхозаветного закона и тем ослабить Его влияние на народ и сохранить над народом свой авторитет и своё влияние. Много, много раз, ходя за Ним, задавали Ему свои лукавые вопросы, и каждый раз отходили посрамлёнными (Мф. 9:2–6; Лк. 11:53–54).

Однажды они приведи к Нему даже взятую в прелюбодеянии женщину, чтобы в её зазорном поведении «найти» повод к обвинению Его (Ин. 8:2–11). Другой раз они искушали Его политическим вопросом: позволительно ли давать подать кесарю? (Мф. 22:15–22), но, удивлённые Его ответом, они ушли ни с чем.

На этот раз законник лукаво спрашивал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 10:25). Побуждаемый встречными вопросами Христа, он сам должен был дать ответ на этот вопрос. А когда законник поставил вопрос перед Христом: А кто мой ближний? (Лк. 10:29), то Христос ответил ему рассказом о милосердном самарянине.

Почему о милосердном самарянине, а не о милосердном еврее? По ветхозаветному закону под ближним разумелся только соплеменник, еврей. И по смыслу этого закона каждый еврей должен был оказывать помощь всякому еврею, впавшему в беду. Но что мы видим из рассказа Спасителя? Израненный, еле живой еврей лежит при дороге. Другой еврей и не просто еврей, а священник-еврей, равнодушно проходит мимо, лишь мельком взглянув в его сторону. Третий еврей (тоже служитель скинии), хотя и подошёл и посмотрел, но, однако, также ушёл, не найдя в своём сердце ни жалости, ни слова утешения. Жалость нашлась в сердце самарянина-иноплеменника (Лк. 10:33), отдавшего израненному всё, что он имел, вплоть до средств на лечение в городе. Христос спросил законника, кто из трёх ближний впавшему в беду от рук разбойников?

И когда законник вынужден был назвать самарянина, то Христос призвал его подражать этому человеку: Иди, и ты твори так же, т. е. милосердствуй и соплеменникам и иноплеменникам и по-новому понимай, кого разуметь под ближним. (Еврейский закон, бессильный зажечь сердце жалостью даже к человеку своего племени, не мог удовлетворить Христа в Его стремлении провозгласить новый закон – закон жертвенной любви к Богу и ко всем людям. Вот почему Христос и говорит о немилосердных евреях и милосердном самарянине).

Как видим, братия и сестры, самарянин оказался неизмеримо выше евреев: у него нашлось то, чего не было у евреев: доброе, отзывчивое, жалостливое христианское сердце, способное отдать всё своё личное, чтобы не только на месте (при дороге) помочь, но и доставить израненного в город и обеспечить своей помощью его дальнейшее лечение. Он видел в ней не иноплеменника, а впавшего в беду человека, которого нельзя не пожалеть и которому нельзя не помочь. Таково веление милосердного человеческого сердца.

К чему нас призывает сегодняшнее Евангельское чтение? Оно призывает нас подражать не законнику в его искусительных намерениях, в его «совопросничестве», в его желании унизить, ужалить Христа, свести на нет Его благовестие о спасении людей через жертвенную христианскую любовь к Богу и ближнему. Нет, оно зовёт подражать не этому ненавистнику и врагу Христа, а милосердному самарянину, его подлинной сердечной христианской любви к человеку.

С чего начинается эта любовь? Она начинается с «жалости», с сочувствия, о сострадания, с соболезнования, с сердечного отклика на скорби и невзгоды всякого человека.

Братия и сестры! Осмотревшись вокруг себя, мы сразу найдём, кого пожалеть, кому помочь, кого поддержать, о ком помолиться. Вот в соседней квартире лежит забытая всеми больная, беспомощная, парализованная женщина. Она, бедная, ждёт, когда мы её посетим и хоть чем-нибудь поможем. Но сходить к ней раз – это значит лишь начать доброе дело, сделать первый предварительный шаг. За ним должны последовать другие, третьи, четвёртые, пока наша забота не приведёт к положительным результатам.

Если нам самим завтра некогда будет сходить к страдающей, то уговорим это сделать нашу знакомую, чтобы добро, хоть и другими руками, но продолжалось делаться. Лишь доведя дело милосердия до конца, мы научимся милосердию и будем знать, как нам впредь поступать в подобных случаях.

А подобных случаев вокруг нас – непочатый край. Оглянитесь глазами сердца ещё раз и ещё раз вокруг себя, и вы увидите их, взыскующих вашей помощи, услышите о них, почувствуете их.

В делах неотложной помощи не следует кивать на Анну или Марию, откладывать на завтра или на послезавтра, охлаждать себя мыслью, что впавшая в беду – чужой и недружелюбный человек. Нет. Все эти оттяжки и отговорки – от лукавого. Помогать надо решительно, неотложно и каждому, даже врагу своему, как того требует Христос (Мф. 5:44) и милосердное человеческое сердце. Господи, смягчи наше сердце и подвигни на дела милосердия. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle