Источник

Сборник 2, Поучение 48Сборник 2, Поучение 50

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

49. 30 неделя по Пятидесятнице. Беседа с начальником о жизни вечной95. Подражать Филарету Милостивому (Лк. 18:18–27)

«Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18).

В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, святая Церковь предложила нашему назиданию беседу Спасителя с богатым начальником (князем).

Человек этот спросил Христа: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Христос указал ему на соблюдение заповедей закона Моисеева: не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, чтить отца и мать (Лк. 18:20). В ответ на это указание последовала ссылка собеседника на то, что всё это сохранил он от юности своей (Лк. 18:12). Тогда Христос сказал ему: Ещё одного недостаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим... и приходи, следуй за Мной (Лк. 18:22). И начальник смутился (Мк. 10:22) и опечалился. Он был молод (Мф. 19:20) и ему трудно было расстаться с богатством своим. Не мог он выполнить завета Христа и отошёл от Него. Христос же за его добрые намерения полюбил его (Мк. 10:21). Тогда слушатели спросили Спасителя: кто же может спастись? На это Он ответил: Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27). Как же Бог помогает спасаться человеку, в том числе и богатому?

Ответом на это может явиться житие святого Филарета Милостивого. Праведный Филарет жил во второй половине восьмого века в Пафлагонии, в Малой Азии (современной Турции). Происходил он от знатных и благочестивых родителей. Был богат, имел жену и детей. Богатство своё употреблял не для наслаждения жизнью, а для блага ближних. Он любил нищих, убогих, увечных и щедро наделял их своей милостыней, придерживаясь правила: не отказывать никому, кто просит помощи, кто нуждается в милосердии. Но вот наступило испытание в жизни Филарета: вместе с населением области он подвергся нападению и ограблению со стороны соседнего варварского народа.

У праведного Филарета из его прежнего богатого имущества остались только два вола, корова и дом. Но не возроптал, не впал в уныние он, а, подобно праведному Иову, предался воле Божией, не переставая вместе с тем, помогать бедным из того, что у него осталось. Так он отдал одного за другим обоих своих волов, отдал и корову, а чтобы не разлучать с ней телёнка, то и телёнка. Делился также последним куском хлеба и скудной одеждой. Когда же семья роптала, то он утешал её, говоря, что у них: «столько сокровищ, что хватит на сто лет жизни».

И, действительно, Господь возвратил угоднику Своему богатство. Его внучка Мария, за красоту лица и чистоту сердца понравилась молодому царю Константину и была выбрана им в супруги. Обогатившийся через это праведный Филарет не изменился в своём богоугождении: он по-прежнему продолжал быть смиренным и милосердным, часто приглашая бедных и голодных за свой трапезный стол. Когда умер он, много было пролито слёз на его могиле: рыдали все бедняки, теряя отца-кормильца и благодетеля, отца-утешителя и надежду на будущее.

Братия и сестры! В неделю 26-ю мы слышали притчу Спасителя о безумном богаче (Лк. 12:16–21), который, имея богатый урожай, размечтался было о жизни в своё полное личное удовольствие. Мы знаем и другую притчу: о богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31), где изображён богач, который пиршествовал ежедневно и не хотел поделиться от своего стола с нищим Лазарем, лежавшим и струпьях у ворот его дома.

Мы знаем, какая ужасная участь постигла обоих богачей, не желавших никому помочь от своих сокровищ.

Жизнь праведного Филарета являет собой пример того, как следует использовать избытки от своих материальных средств и как следует помогать людям даже при отсутствии этих избытков. Богатство не удалило праведного Филарета от Бога, а, наоборот, помогло утвердиться в нём, выполнить завет Христа: в Бога богатеть (Лк. 12:20). Сколько Лазарей прошло через его любящие и милосердные руки! Сколько возгласов благодарения и молитв к Отцу Небесному вознесли эти Лазари, когда уводили со двора этого обедневшего привередника и волов и корову с телёнком, когда уносили хлеб и одежду, или когда садилась за стол трапезы, уготованный для многих. В сердцах этих обездоленных людей творилось дело Божие: они получали от угодника Божия не только телесную, но и духовную пищу, ибо они видели пример того, как надо по-Божьему жить и в Бога богатеть, даже и тогда, когда не имеешь избытков в материальных средствах.

Братия и сестры! Будем и мы милосердствовать чем можем, а больше всего дарами своего сердца: вниманием и состраданием ко всем страждущим, посещением больных и забытых и молитвой за всех ближних; если наше сердце будет с ними, то Господь будет с нами.

Господи, расположи наши сердца на дела милосердия! Аминь.

* * *

95

 На ту же тему поучение имеется и на 12-ю неделю по Пятидесятнице.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle