Источник

Сборник 3, Поучение 47Сборник 3, Поучение 49

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

45. День празднования в честь иконы Знамения Божией Матери. Источник знамений и чудес

«Яко необоримую стену и источник чудес... молим Тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость"" 166.

Сегодня, братия и сестры, мы прославляем Матерь Божию за Её благодатную помощь стране нашей и особо усердно молимся пред Её иконой «Знамение», в связи с этой помощью. Остановим своё, благочестивое внимание сначала на этой иконе.

Появление её нисходит к глубокой древности. В те давние времена Богоматерь изображалась молитвенно простирающей в небу длани Свои, но без Богомладенца на лоне Её. (Такие иконописные изображения Богоматери, существующие и доселе, называются Орантами). Появившись впервые в римских катакомбах в 3–4 веках, эти иконы впоследствии распространились в Греции, где каждая из них называлась «Ширшей», или «Ширшей неба». Через некоторое время Богоматерь стала изображаться не только с руками, воздетыми к небу, но и с Богомладенцем на лоне Её. Но только в России такие иконы впервые стали называться «Знамением» Божией Матери». Поводом к этому названию и Её особому прославлению послужило следующее событие.

В 1169 году суздальский князь Андрей Боголюбский послал большое войско к Новгороду, чтобы подчинить его своей власти.

Новгородцы не имели больших ратных сил, чтобы противостоять суздальцам. Жители окружённого города устремились в храмы Божии просить у Господа помощи в отражении пришельцев. Особенно усердно молился благочестивый архипастырь Иоанн Новгородский. На третью ночь своих молений он получил откровение: взять из храма икону Богоматери и вынести на стену города, где шла борьба с пришельцами. Это и была икона Богоматери с воздетыми руками и Богомладенцем на лоне. В этом откровении благочестивый Иоанн узрел знак (знамение) милости Божией к городу. С пением священных песнопений и возгласами народа «Господи помилуй» икона была вынесена на городскую стену. Единоверные (православные) суздальцы смутились, устрашились. Ряды их смешались и дрогнули. Новгородцы, воодушевлённые иконой Богоматери, устремились на названных пришельцев и освободили от них и город, и новгородскую землю. Это произошло 27 ноября 1170 года. В память этого события установлено было празднование Знамени Божией Матери и почитания Её иконы того же месяца и того же числа. Икона Богоматери с Богомладенцем на лоне Её и с воздетыми к небу руками с тех пор и стала называться «Знамением», – знамением помощи Владычице Новгороду.

Братия и сестры! Прославляя Богоматерь, – Заступницу, Ходатаицу и Молитвенницу нашу – мы чтим и Её иконописные изображения, и особенно те из них, через которые явно когда-либо была оказана Её помощь православному народу и его воинству. Эти иконы как бы запечатлели, засвидетельствовали, ознаменовали собой эту помощь Небесной Заступницы. Такова не только икона Знамения, но и многие другие – Казанская, Смоленская, Владимирская и другие. Икона Покрова Божией Матери знаменует собой явление во Влахернском храме святым Андрею и Епифанию Богородицы, молящейся с покровом в руках, за город Константинополь, освобождённый вслед за этим явлением от грозного врага.

Не удивительно, братия и сестры, что верующие люди с древних времён привыкли думать, что там, где есть знамения и чудеса, там, следовательно, есть основания и для веры в Бога, в Его бытие, в Его благой Промысел о спасении человека. На такую связь знамений и чудес с верой в Бога указывал Сам Христос. Вы, – говорил Он одному царедворцу, – не уверуете (в Бога – Чудотворца), пока не увидите знамений и чудес (Ин. 4:43).

Когда Христос изгнал торгующих из Иерусалимского храма, то они, негодуя, спрашивали Его: Каким знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть так поступать? (Ин. 2:18). И во многих других случаях книжники и фарисеи просили от Него знамений (Мф. 12:38; Мк. 16:1). Христос отвечал им: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12:39; 16:4). Под знамением Ионы пророка разумелось трёхдневное пребывание Ионы в чреве кита (Ион. 2:1) перед тем, как ему призвать Ниневию к покаянию и спасению. Это чудесное событие (трёхдневное пребывание в чреве кита) предзнаменовало собой трёхдневную смерть и воскресение Спасителя. Лукавые и развращённые книжники и фарисеи знали всё, что случилось с пророком Ионой, им «дано было это знамение», но они не хотели отнести его ко Иисусу Христу, не хотели видеть в нём указание на Сына Божия, пришедшего спасти мир через Свою смерть и воскресение.

В этом нехотении, в лукавстве ума и заключалась причина неверия во Христа, в Его Божественную силу, в Его учение о Царстве Божием, о жизни будущей, загробной, вечной. Иисус Христос указал на это (на связь неверия с лукавством ума и нехотением сердца) и в Своей притче о богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31). Когда богач умер и попал на место мучения, он попросил Авраама послать Лазаря, на землю к своим братьям, чтобы он открыл им глаза на их греховную жизнь. Авраам ответил ему: У них есть Моисей и пророки, пусть их слушают. Богач сказал на это: Нет... вот если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. И тогда Авраам сказал ему главное: Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят (Лк. 16:27–31).

Не поверят потому, что так же, как и умерший брат, вели праздную жизнь, полную необузданных страстей и пороков. У ворот их дома также, вероятно, лежали свои Лазари, но они (братья) не испытывали страха ни греха, ни укоров совести, ни забот о будущей жизни. Естественно, что не имели хотения верить ни в Бога, ни в будущую жизнь и не испытывали потребности в духовном возрождении. Поэтому даже такое знамение, как вестник из загробной жизни от умершего брата, не смог бы побудить их в корне изменить свою жизнь. Христос говорит, что они не поверили бы ему и не покаялись.

Братия и сестры! Чрезвычайные знамения Божии посылаются только верующим, благочестивым людям и для особо важных промыслительных целей. Так во Влахернском храме Божия Матерь открылась только святым Андрею и Епифанию в знамение Её помощи осаждённому городу и всей стране. При осаде Новгорода откровение Божие было дано святому Иоанну в знамение спасения города и всей новгородской земле через икону Богоматери.

Кроме Богоматери, благодатную помощь верующим людям оказывают и святые угодники Божии, что видно из их «житий» и особенно святитель Николай Мирликийский. Он «по Бозе и Богородице всё наше упование»167. Он особо скорый на слушание и особо быстрый на исполнение всех молитв и просьбе о помощи. В этом раскрывается тайна его повсеместного и неослабного почитания. Сколько спасено им людей от морских бурь, снежных заносов, песчаных вихрей, от рук разбойников, убиения на войне, от злой воли и несправедливости людской. И как часто он самолично являлся и является к призывающим его в виде старичка, – очень похожего на иконописные изображения святителя, указывающего спасительный выход из, казалось бы, безвыходного положения. В этих случаях знамением его помощи являлся и является он сам, его видимый образ.

Братия и сестры! Следы знамений Божиих может наблюдать и каждый верующий человек в опыте своей собственной жизни. Разве не испытывал каждый из нас полного умиротворения после усердной молитвы? Разве недоумения, сомнения нашего ума и тревоги сердца не заканчивались часто «благой мыслью, на сердце полагаемой» после молитвенного, покаянно-сердечного собеседования с Богом?

Разве в моменты тяжких болезней, семейных раздоров, неудач в служебно-общественных делах, не посещала нас «нечаянная радость» освобождения от всех этих бед и напастей? И происходило это и по молитвам нас самих и наших родных и близких и дома, и в храме, и днём, и ночью, и со слезами, и с сердечной скорбью, и с горячей верой, и с неусыпной надеждой на помощь Божию. Всё это в той или иной степени, в то или иное время нашей жизни происходило и происходит со всеми нами. Все эти случаи дарования нам умиротворения, благой мысли, нечаянной радости и были знаком, знамением для нас помощи Божией.

Но, однако, братия и сестры, не всегда мы замечаем эти знамения, не даём себе отчёта в них, не связываем их с помощью Божией. Благодарим ли Господа за все виды посещения Божия? За тихие веяния в нашей душе Его благодати, за дары снисхождения, терпения и милосердия Божия к нам, грешным?

Мы обычно склонны больше просить у Господа, чем Его благодарить, больше требовать удовлетворения наших нужд, чем самим возносить Ему славословие, прославление, благодарение. О, если бы мы навыкли всегда и за всё благодарить Господа, славословить и прославлять Его! Тогда неизмеримо больше милостей и щедрот получали бы от Него. И тогда навыкли бы, и замечать те знамения Божия в нашей жизни, которые доселе так мало замечаем, и так мало ценим, и за них не благодарим Бога.

Святая Церковь, прославляя ныне, в день праздника Знамения Божией Матери Пречистую Приснодеву «яко необоримую стену и источник чудес», взывает к ней: «молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость»168. Со всем усердием и сердечным умилением помолимся Ей, братия и сестры, словами молитвы сегодняшнего праздника: О, Пресвятая и преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе... воспоминающе дивное знамение Твоего заступления Новгороду... Смиренно молим Тя... и нас немощных и грешных сподоби Твоего Матернего заступления. Спаси и сохрани, Владычице, страну нашу, Церковь святую и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовью и умилённо просящих со слезами Твоего заступления!..

Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

* * *

166

 Тропарь.

167

 Акафист.

168

 Тропарь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle