О дружбе. Поучение на день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
О дружбе хочу ныне побеседовать с вами, братия мои, – о дружбе, пример которой дан всем нам самим Спасителем нашим. Иисус Христос весь был любовь и ко всем людям без исключения проникнут был любовью; тем не менее и Он имел избранных любимцев, от них же первый – празднуемый ныне св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, друг и наперсник Христов. Очевидно, подобно Христу, и каждый из нас может иметь избранных друзей, хотя и заповедано нам любить всех людей без изъятия, как себя самих. Да, любовь братская ко всем – сама собой, а дружба – особая вещь. Конечно, на чтобы лучше, если бы все мы были не только братски расположены друг к другу, а еще были все и по всему друзьями между собою, – подобно тому, как это было в первые времена христианства, когда «у всего общества верующих» было, по слову Писания, «одно сердце и одна душа и никто ничего из имения своего не считал своим, но все у них было общее» (Деян.4:32). Но те времена давно, и едва ли не безвозвратно, минули. Такое дружеское братство – достояние и краса разве будущего века. А ныне и за то благодари каждый Бога, если Он благословит тебя найти – хотя одного-то себе друга, человека по сердцу, – друга в собственном смысле. К стыду нашему надо сказать, что ныне и подобные-то примеры истинной дружбы стали большой редкостью, хотя кто бы, кажется, в ней не нуждается? Для кого верный друг – лишний человек? Друг – это ведь другой я. – Какая драгоценная находка, быть сам-другу во всех обстоятельствах жизни, жить душа в душу с тем, на кого я, как на себя, во всем могу положиться! Верный друг, говорит древний мудрец, крепкая защита; кто нашел его, тот нашел сокровище. Другу верному цены нет и сравнить его ни с чем нельзя. Верный друг – врачебное пособие для жизни (Сир.6:14–16). «Верному другу нет ничего равноценного», говорит один и из новозаветных подвижников (преп. Максим о любви). «Друг денег дороже», говорит и народная мудрость. Вот что такое дружба, и однако примеры дружбы, истинной, а не призрачной, – что держится до первой лишь размолвки, – так редки. От чего это? – Не от чего, как от упадка в нас веры и благочестия. Ибо, согласитесь, – какой можно ожидать верности от человека, для которого нет ничего святого на земле? Какого ждать уважения к святости дружбы от того, кто не привык никого и ничего уважать на свете, и кто помешан на своих лишь личных интересах, – каково между тем большиство людей в наше время? Дружба – это высшая степень любви. А среди нас и обычная-то любовь, всем от Христа заповеданная, насколько имеет места! Что же удивительного, если товарищество и ныне между нами процветает и – еще как! – а дружбы нет, и не видно и не слышно? Правда, зваться друзьями, и ныне многие зовутся; но это или – застольные друзья, которые когда тебе счастливится, то они вторый ты, а – падешь, они же против тебя, и спешат, по слову мудрого, скрыться от лица твоего (Сир.6:10 и д.), или – друзья только на худое. То друзья – не друзья, а враги. «Искренний друг, говорит св. Максим («о любви»), тот, кто в скорби, нужде и несчастии и во время искушения ближнего терпит с нами оные, как собственные, неизменно и великодушно».
Но если истинного друга так трудно найти, то как же надо дорожить другом, если такой уже найден и есть у кого! – «Друга ищи, а найдешь, – береги:» заповедь наших дедов. Нe покидай старого друга, говорит Сирах (Сир. 9 гл.). Своего друга и друга отца твоего не оставляй, учит премудрый (Притч.27:10). Последнее наставление особенно стоит заметить. Ныне нередки жалобы, что молодежь в миpских, например, делах и слушать не хочет стариков, вследствие чего старики местами перестали даже и являться на сходы. Отсюда беспорядочность в мирских делах. Да и повсюду ныне молодое поколение, кроме беспорядочности и задора, ничем себя не заявляет. Не тому следует быть. Дети не должны никогда пренебрегать советами родителей, а за неимением их, советами друзей отцовых. Старый друг, да к тому же и старик, лучше новых двух, – можно смело утверждать. Отцевы друзья – изведанные и опытные друзья; а юные – какие советчики! – Какая на них и надежда! Пусть отцов друг не поддакнет тебе на худо; но кому не известно, что только «недруг поддакивает, а друг – спорит? То и друг, что предостерегает; а «на худо друг – недруг». С таковым – ниже ясти, говорит Апостол. Впрочем, надо заметить и то: если кому откроется надобность в разрыве дружбы; то надобно всегда это устроить так, чтобы разрыв последовал, на сколько возможно, без ссоры, без оскорблений, так – по-дружески же. «Бог с тобой, друг: не могу я больше водить с тобой дружбы», – скажи своему бывшему брату и другу и при этом, само собою объясни, – почему ты решился разорвать с ним дружбу. Почему знать: может он лучше измениться пожелает, чем потерять твою дружбу? – Прекрасное на этот раз наставление дает нам, братия, преподобн. Максим: «не будь скор на отвержение духовной любви. Кого вчера почитал за духовного брата и за добродетельного, не считай сегодня порочным и злым. Но, долготерпя любовью, вспомни вчepaшние добрые твои о нем суждения и отложи от души сегодняшнюю ненависть» (Нрав. Богосл. пр. Платона о дружестве). Вообще, самое лучшее – 1., никогда не торопиться заключением дружбы, помня наставление дедовское: не в три дня, а в три года узнавай друга» и 2., если уж заключена дружба, всячески поддерживать ее, да не будет «разрушившийся друг хуже недруга».
Всячески же, – есть ли у кого друзья по сердцу, или нет, будем, братия, помнить, что у каждого из нас есть Друг на небе, Друг единственный, несравненный и неизменный, Господь наш Иисус Христос. Вы друзи мои есте (Его собственные слова), – аще творите, елика Аз заповедаю вам (Ин.15:14). Кстати: вот и указатель вам, с кем можно, а с кем нет, заводить дружбу. Кто готов вместе с тобой благоугождать Господу Иисусу исполнением заповедей Его с тем дружись. А кто не имеет к тому влечения и расположения, тот – какой друг! – Аминь.