Источник

Германцы – завоеватели Запада. Феодорик. Царство Готов и Лонгобардов в Италии

Германцы не хотели областей пустопорожних, которых было множество на западе Европы, утратившей значительную часть своего народонаселения: они искали земель обитаемых народов, над которыми можно бы было властвовать, людей, которых можно бы было обратить в орудие и рабов1. История прежних веков осудила их быть аристократами2.

В конце V столетия пала империя западная. Завоеватели Италии, дикие выходцы из лесов Литвы, Герулы были вскоре побеждены Остготами, основателями государства временно сильного, но недолговечного. Различие между Вестготами и другими племенами, нахлынувшими на римский мир, очень разительно; ещё разительнее превосходство Остготов3. Вождь их Феодорик, в молодости поочерёдно слуга и враг византийской империи, потом победитель Герулов и Ругиев, спаситель вестготского царства в Галлии от напора Франков, покровитель и почти владетель южной Германии, представляет утешительное явление в веке глубоко развратном и диком. Кротость нравов, любовь к просвещению и правде, снисходительность к побеждённым и уважение к заслугам на поприще мысли и знания, ставят его в резкую противоположность с бездушным Франком – Хлодовиком и со свирепым Лонгобардом-Альбоином. Победа венчала его воинские предприятия; современные народы видели в нём миротворца и праведного решителя их судеб. Гордая Византия почтила поневоле его силу именем и венцом царским; летопись назвала его великим; и народное предание, которого суд часто бывает вернее суда современников и летописцев, окружило его память негаснущими лучами поэзии.

До́лжно, однако же, заметить, что восточная, полу-славянская Германия выражает в своих преданиях чувство, враждебное Феодорику4podpis (Дитриху бернскому). Во многих местностях она называет его именем полуночного страшилища, дикого ловца, духа бури разрушения. Летописец новгородский, очевидно свободный от византийского влияния и посредник России с Западом, также к нему не благоволит. Такое враждебное чувство, кажется, должно приписать Ругиям5 и другим полу-славянским семьям, или побеждённым или изгнанным Остготами из областей южных.

Таков был первый царь Остготов в Италии, и его сподвижники были во многих отношениях достойны своего вождя. В них видна готовность принять обычай жизни образованной, подчинить закону свой личный произвол, сострадать туземцам, отказаться от дикости быта военного и водворить мир не только в своей стране, но и в странах соседних. Благородная смелость, прямодушие и славолюбие являются в характере многих царей слишком краткой династии Феодорика. Нравственное превосходство Готов объясняется довольно ранним христианством и долгим пребыванием в странах просвещённого Востока; превосходство их восточной ветви не объясняется ничем, кроме долгого жития в земле народа оседлого, кроткого и торгового, приднепровских Полян.

Вестготы владели дикой областью древлянской6podpis.

Захваченные разливом Гуннов, увлечённые их неодолимой силой и подчинённые внутренней, ненадолго проснувшейся жизни славянского мира, Остготы не одичали: они облагородились, возвысились духом и мыслью и утратили резкую суровость чисто-германского племени.

В самом изменении Остготов, прежде всех покорившихся Гуннам, долее всех остававшихся в подчинённости и участвовавших во всей борьбе славянского освобождения, от берегов Днепра до берегов Луары, виден характер гуннского союза. Не таково было бы влияние среднеазиатских дикарей.

Мы имеем свидетельство Иорнанда о принятии Остготами имён гуннских7; и разумная критика не может предполагать, чтобы заем ограничился именами и не отозвался в обычаях и языке. Действительно, характер славянский отзывается в переводе Ульфилы почти столько же, сколько германский, и показывает в наречии готском наречие переходное между ветвями восточно- и западно-иранской. Но сходство готского языка со славянским8 не может считаться вполне коренным: оно происходило от влияния Славян на Готов, своих победителей, а потом подручников. Это явно изо всех остальных фактов и согласно с доводами априористическими. Такое же влияние было бы по всей вероятности заметно и в наречиях других семей, некогда владевших славянскою землёй, если бы у нас сохранились памятники тогдашнего слова. Оно объясняет быстрое распространение арианства9 от Готов на всю систему восточных (т. е. смешанных) Германцев, между тем как оно остановилось, как скоро дошло до областей чисто-германских или не ославянившихся племён, следовательно, говорящих другим наречием. Точно то же влияние заметно и во многих подробностях законодательства и едва ли не в самом свидетельстве Иорнанда, что древние законы готские были законами Гетов и назывались в старину Belagines (едва ли не славянское слово белег т. е. запись)10.

Не до́лжно забывать вечного педантства полу-учёного Иорнанда, не позволяющего себе ни простоты, ни даже правильной передачи слов и имён из наречий варварских.

Наконец, то же самое влияние народа певучего и дорожащего словом видно в возвышении героев остготских да значения эпических героев. Эта слава принадлежит только двум семьям германским (Остготам и Бургундцам), жившим между лучшими представителями славянства, в земле прибалтийских горожан и приэвксинских землепашцев. Вожди Бургундцев и готские Эрманарих и Дитрих одни сохранились сладкозвучной песнью для памяти народной, давно забывшей всю славу и все имена западно-германских завоевателей.

Очевидно, что в этом явлении, при соприкосновении двух миров, славянского и германского, повторился факт, уже замеченный в духовной истории Эллады, которой поэты и поэтические предания связаны с Троей или областью фракийской. Вообще до́лжно заметить, что наука, принимающая язык готский за первобытную форму германского, отправляется от предложения совершенно произвольного и ложного. Чем далее отступаем мы к древности в веках исторических, тем разнороднее являются наречия и тем резче их зависимость от личности отдельных семей. Общегерманская форма принадлежит к эпохе несравненно древнейшей. Наречия славянские представляют ход обратный. Чем древнее, тем ближе друг к другу и к формам, преобладающим в языке великорусском, менее других принявшем примеси чужой.

Блистательно было выступление на поприще историческое племени остготского, первого изо всех племён германских, принявшего начала человеческой образованности; но не продолжителен был его подвиг. Земля Италии хранила ещё слишком много воспоминаний старины, чтобы покориться полу-варварам без ропота. Арианство (христианство, искажённое в своих основах) слишком резко отделяло пришельца-победителя от побеждённого туземца и содержало в себе слишком мало сил и зародышей логического развития; наконец, слишком близка была Византия, ещё не вполне утратившая свои силы и сохранившая свои притязания на римское наследство. Не прошло ста лет, и Остготы, также как и Вандалы в Африке, были уничтожены византийскими ополчениями. Германцы сражались с мужеством, достойным их воинственного племени; цари не помрачали славы, завещанной основателем царства, Феодориком Великим; но нелюбовь народа к северным завоевателям, искусство Византийцев и военные доблести Велисария и Нарсеса одержали победу. Славное имя Остготов и грозные Вандалы исчезли без следа.

Ещё короче было торжество древнего просвещения над силой диких народов, приливающих с севера. Едва погибли Готы, и северная Италия снова была вырвана из рук Византии свирепыми Лонгобардами. Новые завоеватели были во всех отношениях хуже своих предшественников, но они были счастливее. История их начинается отвратительною смесью убийств и разврата, мало чем уступающею летописям меровингским, и не представляет ни одной блистательной страницы; но нравы их вскоре покорились благому влиянию земли, некогда просвещённой, и Византия, ослабевшая в страшных сражениях с Аваро-Славянами, Персией и Исламом, уже не могла нанести сильного удара новым завоевателям западным. За всем тем внутренняя слабость арианства, духовный раздор между правителями и подданными, сила папского престола, представляющего учение никейского собора, и непокорное упрямство земли итальянской приготовили падение Лонгобардов. Прошло с небольшим два века, и царство их погибло под ударами Франков, возведённых на высшую ступень могущества умом Пипина и мечом Карла Великого. Готская ветвь Германцев, сломившая западную империю в бегстве своём перед Гуннами и увлёкшая за собой всё германское племя, исчезла везде, кроме далёкого пиренейского полуострова.

* * *

1

Diefenbach выражаетэтумысльтак: «Unter allen Stamen... war der Deutsche das am kräftigsten und edelsten organisierte und deshalb auch am meisten befähigt die zertrümmerten Staaten neu zu organisieren. Orig. 187». Dieser Name (der Deutsche) bezeichnete das Volk der Macht, das Volk bei dem die Entscheidung der Dinge stand, das Volk der Völker. Giesbrecht. Gesch. II. 2. 504. Внутреннеенастроениеe ГерманскогоплеменихорошовыраженоВ. Гумбольтомвследующихсловах: «So ist dem Menschen überhäuft Herrschaft reizender als Freiheit. Regierung ist zwar eine einzelne, aber wirkliche Tätigkeit».

Ideen Zu einem Versuch die Grenzen di Wirksansk. des Staates zu bestimmen. Volst. Werke 7 B. 3.

2

«История... осудила их быть аристократами» Ср. Гильфердинг И.Б. Сл. 11 и сл. Grimm. D.R. Alt. 1. 373. Alle Menschen. sind entweder freie oder unfreie. LegesBajuv. Visg. Burgundionum, стр. 310, там же.

3

«Различие между Вестготами и другими племенами...» Thierry, Lettres sur l’Hist. de France, VI.

4

«Чувство враждебное Феодорику». Ср. W. Grimm, D. Heldensage, 43, 44. Летопись Новгор. I. 1204 г.: «Поганый, злый Дедрик».

5

«Ругиям». Одоакр по некоторым источникам был Ругий; а племя Ругиев вероятно сохранило связь с побережьем Балтики, даже после передвижения на юг при Аттиле...

6

«Вестготы владели дикой областью древлянской» ср. Гильфердинга: И.Б. С. 18.

7

«Свидетельство Иорнанда о принятии Остготами гуннских имён», Iord. 9.

8

«Сходство готского языка со славянским». Schaf. S. Alth. 1. 429 исл.

9

«Быстрое распространение арианства» и т. д. Здесь находим разъяснение недоумению Грановского по поводу слов X-ва о непонятности для Зап. Европы факта принятия арианства Бургундами от Готфов (соч. Грановского. 1900 г. 529 стр.). Бургунды, по мнению X-ва, равно как и Готфы, были племенем, пропитанным славянством.

10

«Belagines». Иорн. XI. «Белег», по Миклошичу, (Lexicon.) σημειον signum. «Белези и знамения». Словопроизводство германское у Гримма. Gesch. d. D. Sprache (index).


Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. - В 8-и томах. - Москва : Унив. тип., 1886-1900. : Т. 7: Записки о всемирной истории. Ч. 3. –503, 17 с.

Комментарии для сайта Cackle