Источник

34. 1410–1417 г. июня 22. Его же грамота в Псков о том же

Эта еще неизданная грамота в большей части своего содержания почти дословно сходна с πредыдущей; отсюда естественно заключать, что она писана около того же времени. Более определенные указания на ее годовую дату получаются на основании следующих соображений: а) в ней упомянуто о бывшем в Москве псковском посаднике, которому тамошнее духовенство наказывало испросить у митрополита разрешение одного вопроса; а из местных летописей известно, что Псковичи, действительно, посылали своих посадников к великому князю в 1410, 1411 и 1412 годах (Пол. Собр. Летоп. т. IV, стр. 201 и т. V, стр. 21); б) митрополит обращается со своими наставлениями к духовенству только двух псковских соборов; Троицкого и Софийского, но не называет еще собора Св. Николы, учрежденного в 1417 году (см. псков. 2-ю лет. под указ. годом). – Для настоящего издания взят список, находящийся в рукописи Румянцевского Музея № 204, л. 420; под текстом указаны разночтения синодального списка в сборнике грамот № 562, л. 380 об.

А си грамота о браках законных и незаконных, и о венчании, и о детском крещении, и о попе неставленном, и о питии до обеда

Благословенье Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в богоспасенный град Псков 1483 , благоверному князю и посадникам, и сбору святой 1484 Троицы и сбору святой 1485 Софии, и всему Пскову, христоименитым Господним людям. О чада о Господе возлюбленные нашего смирения! хочу вам глаголать на пользу и в познание 1486 истинного православия привести. 1487 Божьим духновением Пророк глаголет сице: «измыйтесь и чисты будете, оставите лукавства от душ ваших» пред очами моими, престанете от злоб ваших 1488 , научитесь добро творить, взищайте суда, избавить обидима, судите сироте и оправдайте вдовицу. И аще хотите и послушайте меня, благая земная снесте; аще ли же не хотите ни послушайте, оружие 1489 вас пояст: уста бо Господня глаголаша cия». Сего ради, чада моя о Господе возлюбленные, не ризы свои глаголет нам измыть и телеса свои тленные украсить, но душевные чувства измыть от лукавой мысли и от дел душевредных, и ходить по пути его, украсивше светильники свои маслом милостинным, яко да сподобимся в небесный чертог его внити. Достоит же вам истрезвиться от всякого дела неприязненного, и милостыню с постом растворяюще: милостыни бо от смерти избавляет человека 1490 , но с милостынею и тело свое потомить, со слезами и сокрушением сердца, и приходящие посты прилежно проважать 1491 , понеже по грехом нашим наводит Бог на нас свою казнь.

Вы же, священнический и иноческий 1492 чин, пристойно церквами всякому правилу церковному, и пойте по всем дням молебны за православное христианство, а детей своих духовных учите к церкви Божьи прибегать, а приходящие посты честно и чисто держать. А который священник иметь пить до обеда, быть ему без риз.

Α которые не по закону живут с женами, без благословения поповского понялись, учите их и приводите и[х] к православию: с 1493 благословением бы поимали жены; а не с благословением восхотят жить, ино их разлучать. И 1494 вы, попове, не приимайте их, ни их приношение 1495 , ни доры им не давайте, ни Богородичного хлеба. Α которые вас послушают, давали бы вам по себе поруку, что им вас и 1496 потом слушать.

А на пиру кому лучится, которые имут пить до обеда, не давайте им Богородичного хлеба.

Темже сице хочу вам божественным писанием рещи, еже отбежать пагубу четвертого брачества 1497 и яже от крови браков и отлученные от священных и божественных правил. Того бо ради в многоразличные 1498 печали на всякий день и час упражняюсь 1499 и христианского ради общего пользования неусыпающ ум имею. И сего ради собравшу ми от божественного писания и от божественных Отцов наших, явленно вам творю. Паки убо божественного учения и божественных и священных Апостолов правила 1500 и иже по сих святых Отцов вселенских семи соборов, никакими 1501 же божественными узами отвсуду верных оградишь. Священный убо Василие, иже глубины духовные испытав, по Богословцеву 1502 гласу, егоже язык закон бысть церкви, и глаголов его вещание 1503 – богонаписанные скрижали, начертанные Богу, о беззаконном и необычном 1504 браку беседуему, предельного и узаконенного разума подавает. В восьмидесятом же его 1505 правиле «многобрачество святые Отцы», рече, «неявленного покрыша мрака, якоже скотского, и человеческого обычая необычная» 1506 : яко третий брак убо закону познаваем есть 1507 , четвертый же брак и законные правила возбраняют. Блудяй убо в себе едином 1508 неправду сию имеет; а иже четвертого брака, яко рекше, себе смесив, поругается убо сим возбраняющим божественным и священным правилом. Он убо, который разрушает божественных и священных правил, каковое имеет благочестие, каковой ответ ждет на страшном суде? – той убо сам себя отлучил от славы Божьей. Богословию же тезоименитый и великий Григорий 1509 «первый, рече, брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие: понеже свинское есть житие». Премудрый же царь Лев, и[же] к четвертому браку совокупился бяше, в отлучение впаде от Николы патриарха, емуже много моляшеся царь, еже разрешить его от такового связания, и якоже он неумолен пребысть, от церкви его изгна и в него паки место Иевфимия, мужа освященна, постави на патриаршество. И сему много молишеся, еже разрешить его от такового связания, и не токмо не 1510 разреши его, но и отвержена и непрощена створи ради четвертого брака, с множайшими святителями возбранив ему. По великого же убо Василия слову, аще муж имеет 1511 жить с четвертой с женой, или жена за четвертым мужем, тех божественные правила отлучают: в церковь не входит 1512 четыре лета, по четвертом же лете входит в церковь, божественного же причащения не приимает до 18 лет, ни доры, ни Богородичного хлеба. Триженцы же низверзающихся 1513 , якоже скверны церковные бывши, даже до пяти лет непричастным быть повелеваем, и летом сим мимошедшим, и паки единою в лете к причащению божественному приходить в честные и спасительные Пасхи дни. В великий же тот пост, преже того великого дня, да предъочищают себя, елика их есть сила. Аще ли же того духовник видит того 1514 человека, запрещением обязанного, пекущася о согрешении том велми, и плачуща и рыдающа; и в унынии сердечном ходяща, причащает паки того на третье лето, причтавшегося к третьему браку. Который же священник смея сдеять, паче заповеданного времени таковых причащения божественного сподобить, о своем степени постражет. Но пакик третьему поиманию аще хочет кто совокупиться, и аще будет добре млад, а детей не будет от него ни от первого брака ни от второго, тому надобе рассуждение с епитимией великой, едва совокупится к третьему браку.

А еще учите своих детей духовных, чтобы престали от скверных слов неподобных, что лаются отцовым и матерным, занеже того в христианах нигде нет. Так же бы 1515 и родители учили своих детей измдада 1516 , чтобы не привыкали говорить лихих слов. А которые не имут слушать, а тех так же от церкви отлучайте, ни святого причастия не давайте, ни доры, ни Богородичного хлеба.

Также учите их, чтобы басней не слушали, лихих баб не приимали, ни узлов, ни примольвления, ни зелья, ни ворожения, и елика такова, занеже на того 1517 гнев Божий приходит. А 1518 где такие лихие бабы находятся, учите их, чтобы престали, да каяли бы ся; а не имут слушать, не 1519 благословляйте их; а христианином заказуйте, чтобы их не держали межи себе нигде: гонили бы их от себе, а сами бы от них бегали, аки от нечистоты. А кто не имет слушать вас, и вы тех также от церкви отлучайте.

А коли творите венчания, и вы во дни венчайте, по обедни, а в полдни 1520 и в полночи не венчайте.

А крещения творите 1521 по преданию святых Апостолов: не обливайте водой, но погружайте в воде, в кадце таковской, трижды, молвя на первое погружение 1522 : «во имя Отца», а на другое: «и Сына», а на третье: «и Святого Духа». Да потом мажете миром великим. А кум бы был один, любо мужской пол, а любо женский; а по два бы кума не было, как было прежде сего.

А которые игумены, или попы, или чернецы торговали прежде 1523 сего, или сребро давали в резы 1524 , а того бы от сих мест не было 1525 : лишитесь того; занеже не предали того святые Апостолы, а святые Отцы не благословляют: а аз по тому же.

А еще бы есте не венчали девок меньше 12 лет, но венчайте, как на третьенадцатое лето поступит.

А в котором монастыре чернецы, туто бы черницы не были; но чернецы бы жили себе одни 1526 в монастыре, без черниц: а черницы бы жили себе особно в опришном 1527 монастыре. А того выпросить 1528 : где будут были исперва чернецы, туто бы и ныне чернецы; а где будут были исперва черници, туто бы и ныне черницы. А будут хотя и издавна в котором монастыре были чернецы с черницами вместе, ино ныне бы то не было. А где будут быть в котором монастыре черници 1529 , туто бы были попы бельцы избранны с попадьями, а попа бы вдовца туто не было.

Еще же о семь наказаю 1530 вас: аще который человек позовется на поле, а приидет к которому попу причаститься, ино ему святого причастия несть, ни целования честного креста. А который священник даст таковому святое причастие, тот поповства лишен. А кто лезши чрез то на поле, и убьет, душу погубит, по великого Василия слову, душегубец именуется, и в церковь Божью не входит четыре лета, не стоит, прося прощения, вне церкви; по четвертом же лете паки входит в церковь, божественного же причащения не приимает даже до 18 лет, такоже ни доры, ни Богородичного хлеба. А убитого не похоронить; а который священник того похоронит, тот поповства лишен.

Молю же вас, чада мои о Господе возлюбленные, cия сохранить и соблюсти с вниманием сердечным, да от Господа Бога помилование и мзду по достоянию приимете, да имате мою молитву и мое благословление. Mне бо учить вас по правилам святых Отцов лености несть; занеже есмь отец и учитель вверенному своему стаду, еже вручил ми есть Владыка Господь, и паствить вас повеле, священное свое стадо, еже Сам искупи своей честной кровью. Возвещаю же вам от божественных правил душеспасительные учения; вы же пособите 1531 себе и мне в исправлениях истинных, духовных. Обаче бо ваше исправление – мое исправление 1532 : потребно бо 1533 есть истинным христианам по закону жить и по преданию святых соборов. Аще ли же дерзнет кто сего устава порушить, или сих писанных не соблюдех, аще мирской человек будет, приимет суд и казнь от святой соборной церкви, по правилам; священник же сдеявый лишен будет сана своего, а Господь Бог воздаст по делам его на страшном и нелицемерном суде; занеже всяк сдеяй что, несть утаено: никто же бо может укрыться все 1534 видящего ока 1535 владычнего и грозного истязания. 1536

А о их же есте приказали 1537 к нашему смирению на вопрос с посадником, яко случилась у вас таковая страшная вещь: некто сам на себе восхити сан священства и крещает: достоит ли их паки крещать, или ни? И принуди мя 1538 случившаяся вещь, и поискав правила святых Отцов, и обретох сице 1539 : «Вопрошено же бысть и се на соборе от священного митрополита ираклийского Мануила: аще достоит яко верна приимать, егоже не священник крещал, священством покрывся лживым? И дара ссудиша на соборе, яко да и сицевых 1540 крещают. Понеже бо, рече, но священных апостольских правил, 46-го и 47-го правила, единым токмо епископом и священником дано бысть святого крещения свершение, а иному никому; явлено же есть се и от 26-го и 46-го 1541 иже в Лаодикии собора: ову 1542 убо не вопрошающе отречения от них на крещение, иже не πредприведенных от епископ, повелешву, oвуже 1543 – просвещенные веру возвещать ли епископом и священником 1544 ; или ни, но и 1545 реченные на 6-м соборе и еже в Карфагене, иже извещение не имуще о некоторых, аще 1546 крещены будут, без сомнения крещать повелевают. Никако убо есть преподобно, ниже утверждено, крещенного от не приемшего власть крещать и ради крещения оставление дать согрешением (чистительно бо сим крещение божественное), верных 1547 считать к лику достоит. Не мала 1548 бо беда, еда некако от такового неизвещенного сомнения той убо от святого крещения очищению лишен будет; мы же не крещенному не ведяще приобщаемся: понеже якоже убо он несвящен, тако и си не крещени вменятся». Сего ради о сей вещи о случившейся ищете, что суть крещены от лживого того священника, и колико их обрящете, и паки крещайте их по преданию святых Апостолов: во имя Отца и Сына и Святого Духа, да потом мажьте миром великим.

Слышах же, чада мои о Господе возлюбленные, о вашем православном христианстве, како держите православную веру, по преданию святых Апостолов и святых Отцов семи соборов, иже утвердиша веру. Аз же 1549 паки возвеселихся о семь радостью сердечною, и на том нас своих детей благословляю и молюсь о вашем православии Всемилосердому Богу и Пречистой его Матери, на соблюдение и утверждение державы вашей, и на ограждение и на помощь. Вы же паки так и стойте за православное христианство, и к Богу чисту любовь держаще, да помилование паки от него примете о всем, и да подаст вам вместо тленных неизреченная оная 1550 благая и неизреченного оного света наслаждение, да имате и мою молитву и мое благословление. А дана грамота на Москве, месяца июня 22. 1551

* * *

1483

Плесков С.

1484

святей С.

1485

святей С.

1486

познания С.

1487

В подлиннике стоит далее чти, вероятно, попавшее в текст с поля.

1488

пред очима… ваших нет в С.

1489

оружья С.

1490

человека избавляет С.

1491

провожать С. – Послание писано в Петров пост (22 июня).

1492

и иноческий нет в С.

1493

с из С.

1494

а С.

1495

приношения С.

1496

и нет в С.

1497

брачевства С.

1498

многоразлич С.

1499

упразняюся С.

1500

божественные учения божественных и священных Апостолов правил С.

1501

никакими С.

1502

Богословнему С.

1503

вещания С.

1504

необычным С.

1505

его нет в С.

1506

необычна С.

1507

В подлиннике следует далее и, которого и не нужно.

1508

единому в обоих списках.

1509

великий Григорие С.

1510

не из С.

1511

иметь С.

1512

не входите С.

1513

Слова: триженцы же низвергающихся зачеркнуты в С.

1514

того нет в С.

1515

вы С.

1516

смлада С.

1517

Вместо на того, С: того ради.

1518

И – С.

1519

ни С.

1520

В С сначала было написано в дни; но потом поправлено в вечер.

1521

В подлиннике творить; исправ. по С.

1522

погружение из С.

1523

переже С.

1524

На поле позднейшей рукой приписано в росты.

1525

не бывало С.

1526

одины О.

1527

В обоих списках пришнем; исправлено согласно с грамотой № 33.

1528

вопросить С.

1529

В обоих списках черницам – ошибочно.

1530

наказую С.

1531

пособите нет в С.

1532

Слов: мое исправление нет в С.

1533

бо из С.

1534

от С.

1535

ока из С.

1536

испытания С.

1537

В подлиннике приказале; исправ. по С.

1538

принудимся С.

1539

Далее приводится место из алфавитной Синтагмы Властаря, лит. В. гл. 3. (Σύντ. καν. VΙ, 120–121).

1540

В подлиннике их сице; в С их сихце.

1541

46-го из С и согласно с греч. подлинником.

1542

В обоих списках ов.

1543

В обоих списках овоже.

1544

В греческом подлиннике яснее: τοῦ μὲν (κανόνος) μὴ ἐφορκίζειν τοὺς μὴ προαχθέντας ὐπό ἐπισκόπων κελεύοντος, τοῦ δὲ, τοὺς φωτιζομένους τὴν πίδτιν ἀπαγγέλλειν τοῖς ἐπισκόποις ἢ πρεσβυτέροις.

1545

По-гречески: οὐ μὴν, ἀλλὰ καί οί ῤηθέντες и пр.

1546

В подлиннике а не; исправлено по С.

1547

В подлиннике верным; исправлено по С и согласно с греческим текстом; τῶν πιστῶν καταλέγειν χορῷ.

1548

В обоих списках не мало.

1549

и аз С.

1550

она С.

1551

Даты этой нет в С.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle