Азбука верыПравославная библиотекасвятитель Амвросий МедиоланскийЕпископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке


Казаков М.М.
Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке

Глава 1

Содержание

Введение
Глава I. Время, в котором он «был потерян» Глава III. «Я стал учить вас тому, чему и сам еще не научился» Глава IV. «Арианский яд» Глава V. У истоков великого церковного раскола, или разногласия «между самими правоверными» Глава VI. «Превосходнейшему Августу Грациану и христианнейшему принцепсу Амвросий епископ» Глава VII. «Алтарь Христа не принимает Твоих даров, потому что Ты принес жертву алтарю идолов» Глава VIII. «Скорблю о тебе, любимейший сын мой Грациан; ты дал нам много доказательств своего благочестия» Глава X. «Вы просите у императора мира для своих богов, мы же испрашиваем у Христа мира для самих Императоров» Глава XII. «...Я не общался с епископами,...которые просили предать смерти неких людей, пусть и уклонившихся в сторону от веры...» Глава XIII. «Императору принадлежат дворцы, священнику – церкви» Глава XIV. «Ты привел меня к Нему без моего ведома, чтобы Он привел меня к тебе с моего ведома» Глава XV. «...в самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет» Глава XVI. «...он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой...» Глава XVII. «...небо придет на помощь твоему благочестию, которое спасет римскую империю от варварской дикости разбойников и от царствования недостойного узурпатора» Глава XVIII. «...с уходом из жизни такого человека, Италии будет угрожать гибель» Заключение Эпилог Амвросий Медиоланский – человек, политик, епископ  

 
Книга кандидата исторических наук Казакова М. М. освещает одну из интереснейших и драматических эпох истории мировой цивилизации – христианизацию Римской империи в IV веке. В центре внимания автора находится личность отца церкви, выдающегося политика, епископа и писателя Амвросия Медиоланского, одной из ключевых фигур едва ли не всех бурных политических событий, происходивших на западе в последней четверти IV столетия. В книгу включено множество выдержек из произведений Амвросия и других позднеантичных авторов, значительная часть которых публикуется на русском языке впервые.
Книга рассчитана на специалистов-историков, студентов, аспирантов, а также предназначена для широкого круга читателей, интересующихся античностью и историей религий.

Сколь нам прискорбна и горестна самая краткость жизни! Отрок желает достигнуть юношеских лет, юноша помышляет о совершенном возрасте, и будучи недоволен цветущими летами, желает почтения старых. И так все, по природе, желаем перемены: ибо неприятно нам все настоящее. Да и самые желания наши по исполнении их не нравятся нам, и чего желали получить, того, получивши, отвращаемся.

Амвросий Медиоланский. О надежде воскресения.
(Пер. И. Харлакмова)
Введение
IV век был интереснейшим временем в римской истории. Он начался последними годами правления императора Диоклетиана, который ценой неимоверных усилий сумел вытащить Римскую империю из тяжелейшего кризиса и отсрочить окончательное падение античного мира почти на два столетия. А за 5 лет до конца IV в., после смерти последнего великого римского императора Феодосия, Великая Империя была разделена па Западную и Восточную и уже никогда больше не возродилась как единое целое.
Агония Империи была долгой и мучительной, и 476 г. считается лишь условной датой ее гибели, когда вождь германского племени скиров Одоакр низложил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула (по злой иронии судьбы он носил имя основателя и первого царя Рима и уничижительное прозвище «августишка», образованное от титула первого римского императора) и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Но перед тем как Империю охватила смертельная болезнь, она произвела па свет чудесное дитя, которому суждено было пережить не только гибель античного Мира, но и все последующие эпохи. Это творение, возникшее из руин античности и постепенно завоевавшее весь мир, и сегодня объединяет почти третью часть всего населения земного шара вокруг веры в Христа.
IV век по значимости для судеб христианства и его дальнейшей истории можно поставить на второе место после времени самого Христа и века Апостолов. Это – время легализации христианской религии, распространения ее вширь и вглубь и окончательного торжества Церкви над всеми остальными религиями. Это – время оформления христианского вероучения и окончательного состава всех частей Нового Завета. Это – время формирования института христианской церкви со всеми ее атрибутами и превращения ее в важнейшую экономическую, идеологическую и политическую силу общества. Наконец, это – время бурной деятельности выдающихся христианских лидеров – отцов церкви, чей авторитет для всех христиан может сравниться разве что с авторитетом самого Священного Писания и чьи произведения стали классикой христианской литературы.
Среди отцов церкви IV века, украсивших церковное здание своими великими делами, праведными трудами и мудрыми писаниями, стоит имя Амвросия Медиоланского. Значение этой выдающейся личности не исчерпывается лишь историей христианства, хотя Амвросий был прежде всего, епископом, а после смерти его причислили к лику святых. Его многогранная деятельность неотделима от политической истории IV в., насыщенной драматическими и яркими событиями, которые придавали жизни служителя церкви особый «мирской» колорит. В личности Амвросия, жившего на закате античности, можно увидеть черты, свойственные как «лучшим из римлян» – наследникам героического прошлого вечного города и созданной им державы, так и «святым отцам» средневекового Запада. Значение Амвросия выходит далеко за рамки IV века, а его популярность в Италии и особенно в Милане столь велика, что профиль епископа чеканился на монетах, именем его названы базилика, библиотека, галерея и даже банк; мало того, его имя стало нарицательным, и в современном итальянском языке словом ambrosiano называют миланцев.
История роста и становления христианской церкви в IV в., ее борьба с ересями и язычеством, формирование отношений церкви и государства, деятельность и творчество отца церкви Амвросия Медиоланского были предметом самого пристального внимания исследователей и тщательно изучались как в церковной, так и в светской историографии. В 1981 г. в Милане был издан библиографический указатель книг и статей, посвященных Амвросию, а также общих трудов, в которых так или иначе затрагиваются проблемы с ним связанные1. Этот указатель охватывает издания последних ста лет и включает названия около 2350 исследований 1425 авторов! Однако из всего обилия этих работ особо выделяются 4 труда, являющиеся бесспорными лидерами в зарубежном амвросиеведении, авторами которых являются Г. Кампенхаузен2, Ж- Р. Паланк3, Ф. X. Даддеп4 и А. Пареди5. Эти труды охватывают практически все источники, имеющие отношение к Амвросию, излагают все события, связанные с ним, дают широкий исторический фон, на котором проходила жизнь епископа, и представляют собой своеобразные энциклопедии национальных историографии по Амвросию, чаще всего цитируемые в литературе6.
В отечественной литературе Амвросий совершенно незаслуженно оказался обойденным вниманием исследователей, и на русскоязычные названия в названном миланском библиографическом указателе приходится менее 1%. Лишь два русских исследователя основательно занимались изучением Амвросия в начале XX в. – Г. В. Прохоров7 и И. И. Адамов8. С тех пор значительных работ по Амвросию на русском языке не публиковалось, и его имя остается почти неизвестным современному читателю. Целью настоящей книги является восполнить этот досадный и несправедливый пробел.

* * *

1Cento anni di bibliografia ambrosiano (1874–1974)/. A cura di P.F.Beatrice (et al.) – Milano, 1981.
2Campenhausen, H. von. Ambrosius von Mailand als Kirhenpolitiker. – Berlin & Leipzig, 1929.
3Palanque J.-R. Saint Ambroise et l'empire romain. – Paris, 1933.
4Dudden F. H. The Life and Times of Saint Ambrose.– Oxford, 1935.
5Paredi A. Sant'Ambrogio e la sua eta. – Milano, 1941. Недавно появился сокращенный перевод этой книги на русский язык, изданный за рубежом.
6Прохоров Г. В. Нравственное учение св. Амвросии Медиоланского. – СПб., 1912. Этому же автору принадлежит перевод на русский язьпс одного из самых значительных творений Амвросия «Об обязанностях священнослужителей». – Казань, 1908. (Репринт: Москва – Рига: «Благовест», 1995).
7Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. – Сергиев Посад, 1915. Основная часть этого обширного труда посвящена исследованию догматических воззрений Амвросия.
8Пока настоящая книга готовилась к печати, в США вышла интереснейшая монография выпускника Оксфордского университета Нейла МакЛинна. «Амвросий Медиоланский. Церковь и двор в христианской столице» (издательство университета Калифорнии, 1994). О ней см. в Эпилоге.

Глава 1


Источник: Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. - Смоленск, 1995. - 334 с.