Церковь

Це́рковь

1) В самом полном смысле поня­тие Це́рковь Хри­стова под­ра­зу­ме­вает собра­ние, воз­глав­ля­е­мое Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, вклю­ча­ю­щее свет­лых анге­лов, вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, выве­ден­ных Спа­си­те­лем из ада в Цар­ство Небес­ное, всех пра­во­слав­ных хри­стиан, живу­щих и умер­ших (Лк.20:38), соеди­нен­ных между собою верою и любо­вью во Христе.
2) Цер­ко­вью назы­ва­ется также сооб­ще­ство людей, веру­ю­щих во Христа, име­ю­щее свою иерар­хи­че­скую и орга­ни­за­ци­он­ную струк­туру.
3) В самом узком и бук­валь­ном смысле цер­ко­вью назы­ва­ется храм Божий (в этом случае слово «цер­ковь» при­нято писать с малень­кой буквы).

Согласно объ­яс­не­нию прот. Геор­гия Фло­ров­ского, св. Отцы не утруж­дали себя опре­де­ле­нием Церкви по той при­чине, что они непо­сред­ственно созер­цали ее реаль­ность. «Недо­ста­ток фор­маль­ного опре­де­ле­ния не озна­чает, однако, ни пута­ницы поня­тий, ни смут­но­сти пред­став­ле­ний… Само­оче­вид­ность не нуж­да­ется в опре­де­ле­ниях».

Эти­мо­ло­гия: рус­ское слово «цер­ковь» имеет гре­че­скую основу — слово το κυριακόν (kyriakon). Так греки ІV и V веков обо­зна­чали цер­ковь в смысле здания или храма. Обра­зо­ван­ное от гре­че­ского слова «Гос­подь» (Κύριος), дословно оно зна­чило «Дом Гос­пода».

Осно­ва­тель и Глава Церкви

Осно­ва­тель и Глава Церкви — вопло­тив­шийся Бог Иисус Хри­стос. Цер­ковь не воз­ни­кает от того, что собра­лись люди, объ­еди­нен­ные единой верой, как это про­ис­хо­дит в сектах. Цер­ковь создана Хри­стом, а люди могут войти в неё вторым рож­де­нием – кре­ще­нием и пре­бы­вать в ней, соеди­ня­ясь со Хри­стом. Итак, не мы создаём Цер­ковь и при­зы­ваем в неё Бога, а Бог создал Цер­ковь и при­зы­вает в неё нас.

Хри­сти­ан­ства нет без Церкви

Свя­щен­но­му­че­ник Киприан Кар­фа­ген­ский, сказал кратко, но ёмко: Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет мате­рью Цер­ковь. В Дея­ниях святых апо­сто­лов читаем: Гос­подь же еже­дневно при­ла­гал спа­са­е­мых к Церкви (Деян.2:47).
Вне­цер­ков­ное хри­сти­ан­ство – миф. Бог желает спа­се­ния всем людям, соот­вет­ственно того, кто искренне к Нему обра­ща­ется, при­во­дит в Свою Цер­ковь, ведь именно её Он и создал для спа­се­ния. Ана­ло­гично и смер­тельно боль­ного везут в боль­ницу, а не успо­ка­и­вают его тем, что он само­сто­я­тельно изле­чит себя или спра­вится внут­рен­ними резер­вами.

Как пони­мать выра­же­ние Мать-Цер­ковь?

  1. Как мать рож­дает детей в жизнь вре­мен­ную, земную, так и Мать-Цер­ковь духовно рож­дает в Таин­стве Кре­ще­ния своих детей — хри­стиан.
  2. Как мать питает их моло­ком, так и Цер­ковь питает хри­стиан Свя­тыми Дарами, «лекар­ством бес­смер­тия» в жизнь вечную.
  3. Как мать вос­пи­ты­вает детей, так и Цер­ковь научает хри­стиан над­мир­ным исти­нам и жизни духов­ной.
  4. Как мать забо­тится о детях, так и Цер­ковь защи­щает и укреп­ляет нас при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати.
  5. Как мать молится о детях, так и Цер­ковь не остав­ляет молитвы о детях, как в этом мире, так и в мире загроб­ном.
  6. Как мать стре­мится сде­лать своих чад счаст­ли­выми, так и Цер­ковь ставит целью при­ве­сти своих детей к веч­ному бла­жен­ству в Цар­ствии Божьем.

Миссия Церкви

Мис­сией Церкви явля­ется спа­се­ние (исце­ле­ние, обо­же­ние) чело­ве­че­ства. Цер­ковь спа­сает, исце­ляет людей, соеди­няет их со Хри­стом. Всё осталь­ное вто­рично. Цер­ковь не заме­няет Бога, а даёт пол­ноту нашим отно­ше­ниям с Ним. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помо­гут встре­титься и общаться с Богом. Поэтому попу­ляр­ный вопрос: Как Црковь отно­сится к чему-либо? наи­бо­лее уме­стен в плане жизни вечной.

Члены Церкви

Цер­ковь явля­ется Телом Хри­сто­вым (Еф.1:22-23; Кол.1:24), к кото­рому при­над­ле­жат все живые и усоп­шие хри­сти­ане, истинно веру­ю­щие во Христа и соеди­нив­ши­еся с Ним в таин­ствах Кре­ще­ния и Евха­ри­стии через Его бла­го­дать. Цер­ковь есть Тело Хри­стово, а веру­ю­щие – члены этого Тела. Бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм – это и есть Цер­ковь. Цер­ковь – един­ство Духа, оби­та­ю­щего в людях, стре­мя­щихся жить по Еван­ге­лию.

Кре­ще­нием и духов­ной жизнью чело­век ста­но­вится членом Церкви (верным), своими гре­хами и рас­слаб­ле­нием в духов­ной жизни — пере­хо­дит в кате­го­рию отпав­ших.

Цер­ковь Земная (Воин­ству­ю­щая) и Небес­ная (Тор­же­ству­ю­щая)

Цер­ковь условно раз­де­ля­ется на Небес­ную (Пре­свя­тая Бого­ро­дица, Ангель­ские силы, все святые и спас­ши­еся хри­сти­ане), назы­ва­е­мую также Тор­же­ству­ю­щей, и Земную, кото­рая назы­ва­ется Воин­ству­ю­щей Цер­ко­вью, ибо ведет на земле брань с диа­во­лом и его слу­гами.

В исто­ри­че­ском кон­тек­сте Цер­ковь можно под­раз­де­лить на Ангель­скую, Рай­скую, Пат­ри­ар­халь­ную, Вет­хо­за­вет­ную и Ново­за­вет­ную.

Суще­ствен­ные (фун­да­мен­таль­ные) свой­ства Церкви

Символ веры опре­де­ляет Цер­ковь как Единую (един­ствен­ную), Святую, Собор­ную, Апо­столь­скую.

Как отно­ситься к грехам членов Церкви

Рас­су­ди­тельно и трез­венно. Каждый из нас отве­тит на Страш­ном Суде за свои грехи, за грехи наших бра­тьев и сестёр мы не несём ответ­ствен­но­сти. Но несём ответ­ствен­ность за сплетни, осуж­де­ние, раз­дра­же­ние и соблазн немощ­ных в вере. Если Цер­ковь — это лечеб­ница, то нелепо осуж­дать других паци­ен­тов за то, что у них иные болезни (стра­сти), чем у тебя…
Подроб­нее см. Кри­тика церкви.

cerkov 1 - Церковь

Цитаты о Церкви

«Цер­ковь заклю­ча­ется в епи­скопе, клире и всех сто­я­щих в вере».
сщмч. Киприан Кар­фа­ген­ский

«Одним из обра­зов, кото­рые хорошо объ­яс­няют, что такое Цер­ковь, явля­ется Гол­гофа. Гол­гофа обычно вос­при­ни­ма­ется как образ стра­да­ний. Это, конечно, так. Но посмот­рите, что из себя пред­став­ляло это место во время рас­пя­тия Хри­стова. На Гол­гофе были собраны вместе самые разные люди: и раз­бой­ники, и воины, и фари­сеи… И могло пока­заться, что Христа там нет. Даже уче­ники Хри­стовы тогда испу­га­лись, засо­мне­ва­лись, убе­жали. Они поду­мали: “Как же может быть, чтобы Хри­стос умер, чтобы Он был распят?”, и усо­мни­лись. Они еще по-насто­я­щему не знали, Кто такой Хри­стос. Думаю, что это был самый труд­ный момент в их жизни.
Но именно здесь, в этом самом страш­ном месте и был Хри­стос. Хри­стос рас­пя­тый, пору­ган­ный, заму­чен­ный. И именно здесь, на этом месте позор­ной казни были Силы Небес­ные. Здесь были Божия Матерь, апо­стол Иоанн Бого­слов, жены-миро­но­сицы. Но понять, узнать это при­сут­ствие Божие было очень трудно. И про­хо­див­шие мимо Гол­гофы хулили Христа, говоря: “Сойди с креста, спаси Себя Сам”.
Вот и сего­дня, при­ходя в Цер­ковь, не нужно искать в ней сек­тант­скую орга­ни­зо­ван­ность и поря­док. Прийти к Богу – дело нелег­кое и не очень-то быст­рое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энту­зи­азм, харак­тер­ный для новых, моло­дых орга­ни­за­ций.
В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворва­лось в земную жизнь Церкви: и ком­мер­че­ские инте­ресы, и чело­ве­че­ское хам­ство, и гру­бость, и отсут­ствие любви, и тще­сла­вие, и вла­сто­лю­бие, и карье­ризм.
Уви­деть за всем этим Христа – очень нелегко. Задача свя­щен­ника и совре­мен­ного мис­си­о­нера заклю­ча­ется прежде всего в том, чтобы помочь вошед­шим в храм уви­деть там Христа, т.е. за всей обыч­ной чело­ве­че­ской суетой, в кон­тек­сте труд­но­по­ни­ма­е­мых для вновь при­шед­шего чело­века языка мно­го­ве­ко­вых тра­ди­ций и обря­дов, услы­шать слово Хри­стово, ощу­тить любовь Хри­стову, почув­ство­вать таин­ствен­ное веяние бла­го­дати Божией».
ректор ПСТБИ про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Воро­бьев

«Как ветвь не может при­но­сить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пре­бы­вает во Мне, и Я в нем, тот при­но­сит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
Еван­ге­лие по Иоанну (Ин.15:4-6)

«Цер­ковь есть обще­ство веру­ю­щих в Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия людей, воз­рож­ден­ных Им и Духом Святым, соеди­нен­ных в любви и под непре­кра­ща­ю­щимся воз­дей­ствием Свя­того Духа, дости­га­ю­щих совер­шен­ства».
свя­ти­тель Ила­рион (Тро­иц­кий)

«Цер­ковь есть живой орга­низм, объ­еди­нен­ный вза­им­ной любо­вью, состав­ля­ю­щий абсо­лют­ное един­ство во Христе живых и мерт­вых».
свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов

«Цер­ковь не док­трина, не система и не учре­жде­ние. Цер­ковь есть живой орга­низм истины и любви или, точнее, истина и любовь как орга­низм».
Един­ство Церкви выте­кает из един­ства Божьего, ибо Цер­ковь не есть мно­же­ство лиц в их личной отдель­но­сти, но един­ство Божьей бла­го­дати, живу­щей во мно­же­стве разум­ных тво­ре­ний, поко­ря­ю­щихся бла­го­дати».
Хомя­ков Алек­сей Сте­па­но­вич

«Цер­ковь на земле выпол­няет исклю­чи­тельно одну, един­ствен­ную задачу: Цер­ковь спа­сает людей, соеди­няет их со Хри­стом. Больше ничем Цер­ковь не явля­ется.
Пер­вич­но­стью Церкви объ­яс­ня­ется то, что в Писа­нии не содер­жится систе­ма­ти­че­ского плана, так ска­зать, про­екта Церкви… Писа­ние ука­зы­вает на Цер­ковь и част­но­сти ее жизни, но не опре­де­ляет ее строй из самого себя».
игумен Петр (Меще­ри­нов)

«Цер­ковь – это место обще­ния с Богом, но часто можно услы­шать от людей “внеш­них”, что им не нужны “посред­ники”. Зачем нужна Цер­ковь, если с Богом можно общаться и само­сто­я­тельно?
– Хри­стос сказал: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:20). Цер­ковь под­ра­зу­ме­вает как вер­ти­каль­ное обще­ние, так и гори­зон­таль­ное, причем первое не бывает без вто­рого. Так устроен мир, что для того чтобы встре­тить Бога, людям нужно сперва встре­тить друг-друга. При­рода бого­об­ще­ния под­ра­зу­ме­вает соуча­стие. Иначе чело­век может ока­заться во власти иллю­зий, его мисти­че­ский опыт может ока­заться фан­та­зией, будучи прин­ци­пи­ально субъ­ек­тив­ным. Кому-то это может пока­заться неубе­ди­тель­ным, но есть вопросы, кото­рые оста­ются пред­ме­том веры. Веру вообще невоз­можно дока­зать. Ее можно только при­нять, познать, пере­жить на соб­ствен­ном опыте».
архи­манд­рит Кирилл (Гово­рун)

«Цер­ковь – не адми­ни­стра­тив­ный инсти­тут и даже не просто собра­ние еди­но­вер­цев. Это двух­ты­ся­че­лет­няя духов­ная тра­ди­ция, постро­ен­ная на реаль­ном опыте духовно-нрав­ствен­ной жизни».
свя­щен­ник Даниил (Сысоев)

«Старое кри­ти­че­ское пред­став­ле­ние о том, что изна­чально “духов­ная” цер­ковь позже закос­нела и пре­вра­ти­лась в цер­ковь авто­ри­тар­ную, иерар­хи­че­скую, будет легко опро­верг­нуто при более глу­бо­ком иссле­до­ва­нии. Есть все осно­ва­ния согла­ситься с утвер­жде­нием, что цер­ковь была некоей орга­ни­за­цией с самого начала. Настой­чи­вое утвер­жде­ние, кото­рое встре­ча­ется во многих текстах по всему Новому Завету, что те, чье поло­же­ние высоко, должны слу­жить сми­ренно, явля­ется ярким сви­де­тель­ством в пользу пред­по­ло­же­ния, что идея церкви, лишен­ной чело­ве­че­ской власти, была чужда всем эпохам ново­за­вет­ной эккле­зио­ло­гии. Неко­то­рые могут наста­и­вать, что хри­сти­ан­ская община — это стадо, един­ствен­ным пас­ты­рем кото­рого явля­ется Хри­стос. Тем не менее, такие раз­но­род­ные источ­ники, как Еван­ге­лие от Иоанна (Ин.21:15-17), Первое посла­ние Петра (1Пет.5:2-11) и Деяния (Деян.20:28), ясно сви­де­тель­ствуют о том, что в ранней церкви пас­тыр­ские пол­но­мо­чия Иисуса были дове­рены людям. Этим правом в ново­за­вет­ный период обла­дали две­на­дцать апо­сто­лов, а также вообще все апо­столы, кото­рые упо­ми­на­ются в других книгах помимо Деяний. Когда Павла вынуж­дают защи­щать свои пол­но­мо­чия, он апел­ли­рует к своему ста­тусу послан­ника вос­крес­шего Иисуса (Гал.1:16). Он гово­рит корин­фя­нам (1Кор.12:28), что в хри­сти­ан­ской общине Бог поста­вил пер­выми апо­сто­лов. Посла­ние к Ефе­ся­нам (Еф.2:20) упо­ми­нает, что апо­столы зало­жили фун­да­мент Божьего дома».
Рэй­монд Э. Браун 

«Что оста­вил Хри­стос после Себя? Про­те­станты гово­рят, что Хри­стос оста­вил сбор­ник вос­по­ми­на­ний о Себе; като­лики – что Своим заме­сти­те­лем Он оста­вил папу. Пра­во­слав­ные утвер­ждают, что Он просто Сам остался с нами “во все дни до скон­ча­ния века”.
Вера в Бога – по хри­сти­ан­скому пере­жи­ва­нию – это то же самое, что и любовь к Богу. Разве можно любить, не про­яв­ляя своей любви во внеш­них дей­ствиях?
Хорошо сказал когда-то по этому поводу отец Алек­сандр Мень, кото­рый на вопрос, можно ли счи­тать хри­сти­а­ни­ном чело­века, не посе­ща­ю­щего цер­ковь, отве­тил так: “Можно, конечно. Как может назы­ваться филан­тро­пом чело­век, любя­щий все чело­ве­че­ство, но не сде­лав­ший ни одного доб­рого дела”.
диакон Андрей

«Цер­ковь – это не собра­ние совер­шен­ных и бес­по­роч­ных людей, а духов­ная лечеб­ница, о кото­рой Гос­подь Иисус Хри­стос сказал: Я пришёл при­звать не пра­вед­ни­ков, но греш­ни­ков к пока­я­нию (Мф.9:13). Чем же греш­ники, нахо­дя­щи­еся в ограде Церкви, отли­ча­ются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, про­хо­дят курс лече­ния от своих гре­хов­ных болез­ней, а вторые часто даже и не знают, что больны».
Ю. Мак­си­мов

cerkov 2 - Церковь

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки