святитель Амвросий Медиоланский

О таинстве Пасхи

Содержание

Глава 1. Откуда произошло священное имя Пасхи Глава 2. О важности пасхальнаго времени Глава 3. О том, как человек, поставленный быть владыкою земной твари, Глава 4. Каким образом Бог, приняв человеческую плоть и предав смерти Глава 5. О высоком достоинстве пасхальнаго таинства и дня  

 

Глава 1. Откуда произошло священное имя Пасхи

Таинство Пасхи доставляет всем верующим во Христа, возрожденным верою, каждогодно возвращающуюся радость и славу блаженства веры, хотя священное имя её происходит от страдания самого Спасителя, как видно из слов блаженнаго Апостола: «ибо пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1 Кор. 5:7). Поелику Христос, приняв человеческое тело, для того и посвятил себя, в таинстве Пасхи, на страдание, чтобы всякий, получивший чрез веру участие в сем даре, по справедливости мог почесться достойным участия и в блаженстве Господа.

Глава 2. О важности пасхальнаго времени

С Пасхою действительно начинается год, наступает первый месяц, снова возраждаются растения, и, по прошествии ночи страшной зимы, возобновляется приятность первобытной весны. В сие-то, как думаю, время Бог, Создатель видимого и невидимого, утвердив землю и повесив небо, осветил день лучами солнечнаго света, дал сияние луне в утешение ночи, украсил висящий свод неба блеском сияющих звезд, заключил море в известных границах берегов, воспретил стремлению глубокой и шумной волны преступать назначенные пределы, и украсил вид земли лесистыми холмами и высокими горами, так что ровная поверхность земли, скрываясь вдали от взора очей, делает красоту полей для смертных приятною.

Глава 3. О том, как человек, поставленный быть владыкою земной твари, лишился милости Творца, и проч.

Человеку, котораго Бог благоволил создать особенным образом, получил назначение быть владыкою земной твари с тем, чтобы сам повиновался Божественным постановлениям, и исполнял волю только Того, Кто из ничего поставил его владыкою над столь многочисленными тварями. Но он в самом начале, возжелав, не по неведению, но по зависти, сделаться, вопреки своей природе, выше, нежели каковым по благодати Божией сотворен был, лишился благодати, которую даровала ему любовь Творца. И преступник за вожделение того, чем обольщал его диавол, тотчас подвергшись осуждению на смерть, распространил (оное) и на имевшее произойти от него потомство, так что в сем случае совершенно исполнилось Божественное изречение: «завистию диаволею смерть вниде в мир» (Прем. 2:24). Таким образом, по причине грехопадения, диавол получил державу смерти над всеми грешниками, и овладел всеми удалившимися от Бога, связав их узами греха, и заключив в темнице смраднаго тартара.

Глава 4. Каким образом Бог, приняв человеческую плоть и предав смерти тело, сошел во ад, и, сокрушив вереи и врата адовы освободил связанных там из челюстей диавола

Скорбя о погибели их, Бог, по божественному смотрению, не Пророка послал, не раба, и не Ангела невидимого, но, приняв истинную человеческую плоть, сам пришел и обитал с человеком, чтобы дать смертным образец святаго жития, и примером своей смерти и своего воскресения явить временным, верующим в Него, жизнь вечную. Ибо как неверие и идолослужение заключили вход на небо, так вероломство низвергло вероломных в бездну ада, где диавол царствовал над ними чрез смерть, муча их, до пришествия Спасителя Господа Иисуса Христа, до тех пор, пока Он, соединив существо человеческой плоти с Богом, не предал непорочнаго тела смерти. Непричастный греху Христос, сошед в преисподняя тартара, сокрушил вереи и врата адовы, и, разрушив владычество смерти, воззвал связанныя грехом души из челюстей диавола к жизни, и – Божественное торжество начертано вечными буквами Писания, говорящаго: «где ти смерте жало? где ти аде победа» (1 Кор. 15:55)? Разсуждая о сем блаженстве возстановленаго спасения, Павел говорит: как чрез Адама вошла в сей мир смерть, так чрез Христа возвращено миру спасение (1 Кор. 15:22), и в другом месте: «первый человек от земли перстен: вторый человек с небесе небесен» (1 Кор. 15:47), и присовокупляет: «якоже облекохомся во образ перстнаго», т. е., ветхаго греховнаго человека, «да облечемся во образ небеснаго» (1 Кор. 15:49), т. е., да получим спасение воспринятаго, искупленнаго, обновленнаго и очищеннаго во Христе человека; потому что тот же Апостол говорит, что «начаток», то есть, выновник воскресения и жизни, – «Христос, потом же»«Христовы» (1 Кор. 15:23), то есть, те, которые, подражая в жизни чистоте Его, достигнут надежды воскресения Его, чтобы получить с Ним обетованную небесную славу, как говорит сам Господь в Евангелии. Ибо кто, говорит Он, последует Мне, тот не погибнет, «но прейдет от смерти в живот» (Иоан. 5:24). Таким образом страдание Спасителя есть спасение человеческой жизни. Ибо Он для того восхотел умереть за нас, чтобы мы, веруя в Него, жили вечно; для того Он восхотел быть на время тем, что мы, чтобы мы, получив обещанную Им вечность, вечно с Ним пребывали.

Глава 5. О высоком достоинстве пасхальнаго таинства и дня

Таинство Пасхи доставляет всем верующим во Христа, возрожденным верою, каждогодно возвращающуюся радость и славу блаженства веры, хотя священное имя её происходит от страдания самого Спасителя, как видно из слов блаженнаго Апостола: «ибо пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1 Кор. 5:7). Поелику Христос, приняв человеческое тело, для того и посвятил себя, в таинстве Пасхи, на страдание, чтобы всякий, получивший чрез веру участие в сем даре, по справедливости мог почесться достойным участия и в блаженстве Господа.

Такова, говорю, благодать небесных таинств! Таков дар Пасхи! Такова вожделенная приятность года! Таково начало рождения вещей! Отсюда младенцы, рожденные в животной бане святой Церкви, будучи возрождены, с детскою простотой играют в глубине невинной совести. Отсюда чистые отцы и целомудренныя матери получают новое безчисленное поколение по вере. Отсюда под древом веры от чрева непорочнаго источника блистает красота светильников. Отсюда (люди) освящаются даром заслуги небесной, и насыщаются торжественным празднеством небеснаго таинства. Отсюда люди, составляя один народ, как братья, воспитанные на лоне блаженной Церкви, чтя единое по существу Божество и триединое имя силы (et virtutis triunum nomen), воспевают с Пророком песнь ежегоднаго празднества: «сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Псал. 117:24). Какой, говорю, это день? Тот самый, который доставил нам начальник жизни, источник света, виновник просвещения, то есть, сам Господь Иисус Христос, сказавший о себе: «Аз есмь день: кто ходит во дни, не поткнется» (Иоан. 11:9), то есть, кто во всем следует Христу, тот по следам Его дойдет до престола вечнаго света, как и сам Он, будучи еще в теле, молился о нас Отцу, говоря: «Отче, хощу, да идеже есмь Аз, и тии, т. е., уверовавшие в Меня, будут со Мною» (Иоан. 17, 24): «якоже Ты во Мне, и Аз в Тебе, так да и тии в нас будут» (Иоан. 17, 21). – Вот, говорю, день радости и веселия, в который, достигнув обещанной совершенной славы, мы, народ, поистине святый, еще в сем веке, подобно Ангелам, воспеваем с Пророком Господу таинство будущей хвалы: «сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Псал. 117:24), – Господь, то есть, виновник возстановления, искупления, и вечной жизни, Господь Иисус Христос, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих, без начала и без конца царствующий в Отце со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.



Источник: Святаго Амвросия епископа Медиоланскаго О таинстве Пасхи. Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». - 1841 г. - Часть II. - с. 40-47.