преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

Чтение

Списывать с книг, пожалуй, можно, только нужно усваивать; что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать (3, с. 213).

Только хоть прочитай книгу. Если и не запомнишь ничего в то время (т.е. во время чтения), получишь пользу (1, ч. 2, с. 71).

Оттого не любишь отеческих книг, что они обличают тебя (3, с. 213).

Книги давай читать, хотя и маслом зальют, запачкают – ничего, только по разбору, кто читает (1, ч. 2, с. 71).

Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим, к себе быть благоразумно строгим, а к другим снисходительным. Благоразумно строгим быть – значит не смущаться бестолково. Пример сего мы можем видеть в детях различного возраста, которым оказывается снисхождение по мере их понятий (3, с. 222).

Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и, без сомнения, назидательные и душеспасительные (2, ч. 1, с. 101–102).

Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы, рассмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второй книгой в этом роде да будет «Летопись» или 4-я часть творений святителя Димитрия Ростовского. За ней и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, что знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты, и особенно в дни говения, прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии (2, ч. 1, с. 102).

Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия, святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими (Евр. 13, 9). И в другом месте: Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры и нечистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мнений, которые взимаются на разум Божий. Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы с означенным разбором и изберите потом, который более придется по духу вашему (2, ч. 1, с. 103).

Пишешь еще и спрашиваешь, почему преосвященный Феофан не одобрял сочинений преосвященного Игнатия Брянчанинова. Я всех его сочинений не читал, а помню неточное приведение им мест из писаний святых отцов. Например, в «Добротолюбии» у Симеона Нового Богослова говорится в третьем образе внимания молитвы о послушании к старцу и духовному отцу, без которого неудобно спасаться молитвой Иисусовой, а преосвященный Игнатий отнес это к простому общему монастырскому послушанию, а ты ведь и сама знаешь, какое великое различие между тем и другим послушанием. Должно быть, преподобный Феофан нашел и много других неточно приведенных мест у преподобного Игнатия. Впрочем, «Слово о смерти» хорошо им написано, также неплохо разъясняется им прелесть ума и прелесть сердца (2, ч. 3, с. 117).

В чтении отеческих книг не заботься, когда внутреннее чувство к тому не преклоняется. Глаголет некто: «Стяжи Бога в себе и не востребуеши книги» (2, ч. 3, с. 27).

...Посылаю вам... три брошюрки: 1) «Советы ума своей душе», 2) «О вещах, возбраняющих ко спасению»124 с душеполезными беседами блаженного старца Зосимы и 3) «Толкование на “Господи помилуй”». Объем этих книжечек по-видимому очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство.

...Прочитывать в каждую неделю хоть по одной из этих книжиц и таким образом делать в каждый месяц, потому что сказанное в этих духовных книжках долго не удерживается в памяти. А почему не удерживается, объявил причину нам покойный 80-летний старец, архимандрит Моисей, сказав вопрошавшему о сем: «Книги эти дела требуют» (2, ч. 1, с. 8).

Написали вы, что N. ваш, кроме Евангелия, других книг богословского содержания не признает и считает их, как и современные проповеди священников в церкви, излишним повторением и искажением евангельского учения. Почему же? Не потому ли, что вовсе не читает духовной литературы и не слушает проповедей? Но в таком случае можно ли правильно судить о достоинстве духовно-нравственных сочинений? Ведь наизусть, т.е. не заглядывая в книгу, одни только нищие Лазаря поют125. А N. вашему, много думающему о себе, стыдно так укоризненно отзываться о духовной литературе без всяких фактических доказательств (2, ч. 1, с. 205).

* * *

124

Препятствующих спасению.

125

В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели духовные стихи, и особенно часто «Стих о бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской притчи.


Источник: Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. - М., "ДАРЪ", 2007. - 352 с.

Комментарии для сайта Cackle