Источник

Слово во вторую неделю Великого Поста

В начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса: та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, якоже риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся (Евр. 1:10–12)

Вот какова участь всего видимого, подлежащего нашим чувствам! Все, что ни окружает нас, ветшает подобно изношенной одежде, проходит, наконец должно совсем измениться. Божественные Апостолы ни о чем столь часто не напоминали первенствующим Христианам, как о непостоянстве всего видимого, о кончине мира. Приидет, говорили они, день Господень яко тать в нощи, настанет час, в который небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (2Пет. 3:10)! С какой же целью св. Апостолы страшили людей такими ужасными предсказаниями, столь грозными будущими событиями? Чтобы побудить последователей Христовых к святой в благочестивой жизни, которая одна дает право на наследие нова же небесе и новы земли, в нихже вечная правда живет (2Пет. 3:13), и которых мы ожидаем по обетованию Божию, ибо если всё видимое прейдет, изменится, то какая требуется святость от созданных для вечности, чтобы удостоиться в ней бесконечного блаженства! Сим убо всем разоряемым, кацем подобает быти вам во святых пребываниих и благочестиих (2Пет. 3:11). С сей же целью Сам Господь наш Исуса Христос в беседах со Своими учениками преимущественно напоминал им о том предопределении Божием, по которому некогда воспоследует решительный конец видимого мира, и заповедал: бдите убо на всяко время... да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк. 21:36).А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (Мк. 13:37)... Из сего явно, что преспеянию в благодатной жизни ничто столько не содействует, как постоянное над собой бодрствование и осмотрительное внимание к тому, что нас окружает.

He только на земле, не только для нас немощных, ощущающих в себе беспрестанную борьбу добра со злом, духа с плотью, но даже в жилище блаженных, в состоянии святости, даже для одаренных Божественной мудростью и удостоившихся уже особенного благоволения Божия необходимо духовное бодрствование над собой, чтобы соблюсти себя в чистоте Богоугодной. He быв внимательны к самим себе на небе, согрешили изверженные с неба духи злобы; прародители наши от невнимательности к себе пали в грехе в самом раю; Иуда согрешил в училище самого Спасителя; Соломон, мудрейший из людей, также согрешил по излишней беспечности: тем более духовное бодрствование нужно для нас, носящих сокровище веры в скудельных сосудех (2Кор. 4:7) плоти нашей, при непрестанно воздвигаемых на нас кознях врага нашего спасения, который, то подобно змею, старается скрытно уязвить нас, то, как лев рыкая, ходит иский поглотити нас (1Пет. 5:8).

Так, доколе продолжается настоящая наша жизнь, дотоле ни на одно мгновение не возможно оставаться в безопасности касательно нашего спасения; но требуется неусыпное над собой бодрствование, а преимущественно внимание за всеми движениями нашего сердца; потому что желания нашего сердца увлекают за собой все ваши силы душевные и телесные : идеже бо сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6:21), говорит Спаситель. Конечно трудно подчинить желания сердца нашего управлению ума, потому что глубины сердца нашего покрыты таким мраком, что желания наши самые преступные, столько бывают благовидны, обманчивы для нас самых, как и для сторонних людей, а от этого происходит, что часто мы сами не знаем, чего желаем, и чего через минуту будем желать. При всем том, бдительное внимание к помышлениям и желаниям нашим облегчает познание нашего сердца, и не только побуждает нас воздыхать к Богу о ниспослании благодатной силы к покорению сердца внушениям веры и заповедям Божиим; но даже возжигает в сердце нашем любовь Божию, которая возводит благочестивую душу в то блаженное состояние, по которому упоминаемая в Св. Писании, окрыленная любовью Божией душа, всецело предавшись Господу, говорить о себе: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5:2)! Каким образом сердце Боголюбивой души и во сне бодрствовало? Неусыпным желанием соединения с Богом, который есть высочайшее благо и сама любовь. А как любовь мира сего постоянно враждебна любви Божией и столько одна другой противна, что никогда не могут быть совместны между собой, то сердце, пылающее любовью к Богу, тотчас приметит, когда в нем затлевает огонь мирской, нечистой любви, и возникают возношения кичливого ума, вздымающиеся на разум Божий; a приметив сие, немедленно отражает их теплыми воздыханиями к Спасителю, воздыханиями, усиливающими в сердце нашем пламень любви Божественной!

И так, если желаешь, Боголюбивая душа, достигнуть столь блаженного состояния; если желаешь вечного спасения: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч. 4:23). Внимай же себе, да не разширится сердце твое, да не забудеши Господа Бога твоего (Втор. 6:12). Внимай себе, да не когда забудеши снабдети заповеди и судьбы и оправдания Господ – ни, елика заповеда (Втор. 8, 11). Внимай себе: всякое слово гнило да не исходит из уст твоих, но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим (Еф. 4:29). Положи хранение устом твоим (Пс. 140:3), памятуя, что только тот, кто не согрешает словом, совершен (Иак. 3:2). Внимай себе, да соблюдеши совесть свою непорочну пред Богом и человеки (Деян. 24:16).

Но кто-либо скажет: как можно беспрестанно бодрствовать над движениями нашего сердца, наблюдать за собой, когда мы живем на земле, а не на небе; живем посреди мира, во зле лежащего; когда на земле неизбежно общение с миром для поддержания земного нашего существования, а и без того худые обычаи и правила мира сего, искушения и соблазнительные примеры как бы насильно проникают во внутренние клети домов наших, в наши семейства! Точно так – об этом я и намерен говорить. Если сам сознаешь, что правила и обычаи мира нечестивы, что искушения и соблазны его приманчивы, то для того особенно необходимо бодрствование над собой, необходима крайняя осторожность и мудрое внимание ко всем предметам, окружающим нас; необходимо заграждать чувства наши страхом Божиим, не допускать пагубных для души впечатлений, отвращать взор от суеты и соблазнов мирских, а особенно требуется избегать худых сообществ, не обращать внимания на такие беседы и предметы, которые приводят в трепет и смятение наше сердце. В сем отношении обращение внимания на внутреннее состояние души нашей тотчас укажет опасность, угрожающую душевному нашему спасению. Ибо как легкое парение ума нашего к Богу, вожделенный мир духа нашего, спокойствие совести и как бы предощущение вечного блаженства суть плоды чистоты душевной и неведения греха, так низпадение ума нашего до суеты и тления, порабощение духа нашего унынию, обуревание помыслов, угрызение совести и душевные мучения происходят от сердечного смятения при виде мирских соблазнов и возникающих в сердце нашем греховных вожделений, поражающих греховным омертвением душу нашу, по которому она становится неспособною для дел Богоугодных.

Такое состояние души нашей самое опасное, потому что низвергает ее в окончательную, или лучше сказать, в бесконечную пагубу. Что ж, неужели предать душу нашу, единородную нашу, на вечную гибель и страдания? Да не будет. Если все животные, даже насекомые столь животолюбивы, что, будучи преследуемы, употребляют все силы свои, чтобы избежать угрожающей им смерти, то неужели человеку, одаренному разумом, предаваться безопасности относительно вечного своего спасения и не стараться избегать всего того, что угрожает душе нашей вечной пагубой? Да сохранит нас от такого несчастья благодать Божия! И она сохранит нас, утвердит и соделает нас непоколебимыми во всяком добром деле; если станем подражать Святым, благоугодившим Богу своей жизнью, особенно первенствующим Христианам, которые, как небесные светила, сияли христианскими добродетелями посреди нечестивых и развращенных народов (Флп. 2:15), так что никакие прельщения и соблазны не могли увлечь их в растление нравов и беззакония, в коих погружен был мир языческий!

Но и от нас, братья, звание Христианина требует, чтобы мы, отвергшись нечестия и похотей мирских, жили целомудренно, праведно и благочестно в настоящем веке (Тит. 2:12); чтобы мы не увлекались превратными обычаями и соблазнами мира сего, во ежечасно возводили умственный взор наш к несозданной красоте небесной, чтобы мы не ходили на совете нечестивых (Пс. 1:1), не останавливались на распутье грешников, заграждали слух свой от пустословия и легкомысленного глумления людей суетных и отверзали уши свои со всяким вниманием к слушанию слова Божия и славословий Божественных! Станем поступать таким образом, и благодать Божия введет нас в жизнь вечную, ради заслуг и крестных страданий Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle