Андрей Николаевич Муравьёв

XVII. Ожесточение Фараона; десять язв Египетских

Оба брата предстали Фараону: «так говорит Господь, сказали они, отпусти людей Моих, чтобы сотворили Мне праздник в пустыне.» – Царь ответствовал: «кто сей, которого гласа я бы послушал? – не знаю Господа, не отпущу Израиля! Зачем развращаете людей моих? Пусть каждый идет на свое дело», и велел приставникам еще более обременить работой пришельцев, лишив их всякой помощи. Народ Израильский принужден был сам собирать солому, для делания кирпичей, и наказанию подвергались не исполнявшие чрезмерных уроков; тщетно вопияли к Царю старейшины, о неправде и обидах: «вы праздны, вы праздны,» было жестоким ответом Фараона, «оттого хотите идти приносить жертву в пустыне.» Старейшины, возвращаясь из палат царских, винили Моисея и Аарона за то, что без пользы ожесточили сердце Фараоново, дав ему только меч в руки, и воззвал Моисей к Богу, его пославшему.

«Увидишь, что сотворю Фараону, ответствовал Господь, силой отпустит он народ и изгонит его из земли своей. Я Бог, явившийся Аврааму, Исааку, Иакову, и поставивший с ними завет, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю их странствия. Слышу стенание сынов Израилевых и помню завет мой; скажи им: рукой высокой и судом великим, изведу их из плена Египетского и введу в землю обетованную, их наследие; иди к Фараону, скажи, чтобы отпустил народ мой.» – Но Моисей возразил Господу: «сыны Израилевы не послушали меня по малодушию; как же послушает несловесного Фараон?»

«Вот, Я поставлю тебя богом Фараону и Аарона твоим пророком, ответствовал Господь; брату своему скажи слово Мое и он передаст его Царю; вижу и попускаю ожесточение сердца Фараонова и умножу чудеса Мои в Египте, доколе не изведу, рукой сильной, народ Мой и познают Египтяне, что Я Господь.» – Моисей и Аарон, во свидетельство слов своих, повергли пред Царем жезл, который обратился в змея; то же сделали чарованиями и волхвы Египетские, чтобы поколебать веру Фараонову; но жезл Ааронов пожрал жезлы их и отягчилось сердце Царя. – На утро, исходящему к реке, предстали опять оба брата, по заповеди Господней, требуя чтобы отпустил народ, и совершили новое знамение, которое было начатком десять язв Египетских. Тем же жезлом ударил Аарон по водам речным, и воды превратились в кровь, так что издохли все рыбы, и жители принуждены были ископать себе колодези окрест реки; но и волхвы Фараоновы сделали нечто подобное чарованиями, и не смягчилось царское сердце.

Семь дней спустя, Господь велел опять Моисею и Аарону предстать Царю, и новая язва постигла непокорного. Аарон простер руку на воды, и изшедшие жабы наполнили всю землю Египетскую, входя в дома и в печи, на постели и на столы. На сей раз, хотя и волхвы повторили то же знамение, испуганный Фараон просил Моисея и Аарона, помолиться о нем Господу, обещая отпустить народ. – Воззвал Моисей к Богу и истребились жабы; но едва пришла отрада, как опять ожесточилось сердце Фараоново. Тогда повелел Господь Аарону ударить жезлом в персть земную, и произошли скнипы (мошки), так, что в них обратился весь возмятенный песок; они покрывали человеков и скотов. «Это перст Божий!» воскликнули сами волхвы, но не послушал их Фараон; ибо над ним, во свидетельство грядущих родов, должна была еще более отяготеть рука Господня, чтобы указать, куда ведет путь нераскаянных грешников.

На другой день, исходящему к реке Царю, предстали опять чудодейственные братья, с угрозой, что Господь поразит всю землю Египетскую песьими мухами, но избавит от них область Гессемскую, ради избранного народа; когда же увидел Фараон исполнение угрозы, предложил Моисею принести в Египте жертву, требуемую Богом; но вождь Израильский отринул такое условие, чтобы не смешать богослужения истинного с требищами идольскими, и настаивал об отпуске в пустыню; смягчился Фараон; еще однажды дал обещание, и когда, по молитве Моисеевой, истребились песьи мухи, опять возвратилось упорство в сердце Царя.

Рука Божья все более и более над ним тяготела, по мере ожесточения; ибо о каждой новой казни был он предваряем, и тогда только постигла его казнь, когда упорствовал верить; при малейшем же чувстве раскаяния она переставала. Так, по слову Моисея, в один день пришла смерть на все стада Египетские и не коснулась Израильских в Гессеме, что еще сильнее раздражило Царя; и от горсти пепла, брошенной Моисеем к небу, пред лицом его, явились гнойные струпы на человеках и на скотах, так что и самые волхвы не могли стоять пред карающим их, именем Бога Израилева. Еще однажды простер руку Моисей, по гласу Божию, и послал Господь громы, молнии и град на землю Египетскую, поражая поля, скот и людей, которые не захотели благовременно укрыться в доме, но не было бури над землей Гессемской.– Так проповедалось страшное имя Господне Царю, которого щадил дотоль, чтобы показать над ним крепость свою, в обличение жестокого сердца, и временно оно смягчилось, невольное сознание исторглось из уст: «Господь праведен, я же и народ мой нечестивы! Воскликнул Фараон, помолитесь обо мне и да перестанут громы Божьи; отпущу вас» и опять не отпустил, едва только рука Пророка удержала громы, молнии и град. Тогда Моисей грозил Царю навести еще тучу саранчи, для истребления того, что уцелело на полях от града, и возроптали рабы Фараоновы, поражаемые язвами, каких не помнили отцы их. «Отпусти иноплеменников, молили они Царя, чтобы не погиб ради них весь Египет»; но Фараон решался отпустить только одних мужей, для принесения жертвы в пустыне, удерживая жен, детей и стада, и Моисей движением жезла навел ветер южный на землю, с густым облаком саранчи, которая истребила всякую зелень древес и полей. Покаялся и вновь ожесточился Фараон, и как бы в знамение той духовной тьмы, которая омрачала его сердце, внезапно, по слову Моисея, страшная, осязаемая мгла, облегла его царство и три дня лежала на Египте; но свет сиял в земле Гессемской избранному народу.

В последний раз призвал Фараон чудодейственных братьев и обещал им отпустить с народом жен и детей, но только без стад, чтобы не удалились совсем из Египта; услышав же от Моисея, что люди Божьи изыдут, со всем своим имуществом, и даже получат жертвы от самого Царя, гневно прогнал их от лица своего, с угрозой смерти, если дерзнут опять явиться. Тогда Господь сказал Моисею, что еще одну и последнюю казнь наведет на Египет, и не только отпустит, но и изгонит их сам Фараон, ибо, в час страшного посещения Божия, погибнет всякий первенец земли той, от сидящего на престоле, до первенца последней рабыни и скота, и произойдет плачь, какого не было и не будет.

Сии десять казней, одна за другой поражавшие Фараона и Египтян, не должны казаться столь ужасными, если вспомнить о греховном ожесточении народа, закосневшего в идолослужении, угнетавшего тяжкими работами Израиля и избивавшего его младенцев. «Не знаю Господа!» дерзновенно восклицал Фараон, и в страшных знамениях явилась ему сила Божья. Волхвы его чародействовали в начале, ибо некоторое тайное познание, сокровенных сил природы, искони сохранялось в Египте; но искусство их уступило могуществу знаний Моисеевых, чтобы немощь человеческая открылась пред величием чудес Божьих, и обаяния, которыми они обольщали взоры неопытных, вполне обличались, когда сами, покрытые струпьями, воскликнули Фараону: «это перст Божий!» Воистину познали Египтяне Господа и Он совершил суд свой над их богами, ибо поразил покланяемых ими животных, и былья сельные, почитаемые за святыню, и тьмой облек само солнце, бывшее для них богом. Чистое же богослужение, в народе Израильском, спасаемом пред их очами от всех казней, постигавших Египет, могло бы достаточно служить к их обращению, если бы не презрели они все средства, какие столь явно предлагала нераскаянным милость Божья, доколе наконец, не усмиренные даже смертью своих первенцев, сами пошли искать гибели в пучине. Дивный пример сей долготерпения и казни, не для одних Египтян, но и для всех грядущих родов.



Источник: С.П.Б. В типогр. А. Бородина и К. 1842г.

Вам может быть интересно:

1. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

2. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

3. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

4. Слова и речи. Том II – Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Никанор (Клементьевский)

5. Памятники древнерусского канонического права – 87. 1460 г. Его же послание к литовским епископам о незаконном киевском митрополите Григории профессор Алексей Степанович Павлов

6. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

7. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год профессор Александр Львович Катанский

8. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

9. Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия архимандрит Григорий (Борисоглебский)

10. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

Комментарии для сайта Cackle