Источник

155. Постепенный уход от мира очень труден, но внезапный – еще труднее

Возмогайте о благодати Божией и будьте мужественны н благодушны!

Вы, богоданное чадо мое духовное, доказали мне на самом деле привязанность, любовь о Христе Иисусе, и откровеность во всем ко мне недостойному, возрастающими в Вас по замечанию Вашему не по часам, а по минутам. Дай Бог и мне соответственным быть Вашему избранию и доверию. Но я, как лично говорил, то же самое и заочно скажу, что я весьма в ограниченном нахожусь положении, и ничего другого обещать Вам не в состоянии, кроме всегдашней молитвы моей о Вас и сострадания моего к Вам. И сколько буду иметь зависящей от меня возможности, готовым себя имею содействовать Вашему спасению. О болезненном состоянии Вашем сердечно сожалею я, и прошу Господа даровать Вам скорое исцеление. Сон Ваш о разматывании ниток и о питии воды отчасти справедлив, т. е. общее имели мы совещание с Вами, как выпутаться от суеты сует. А питие воды означает благодать очистительную грехов, которая совершена была над Вами при таинстве исповедания. Прочие сновидения: мясоядение, папиросы и иныя гнусные представления бывают от врага для того, чтоб занять ум Ваш мечтою. Весьма благо, что Вы ранее обыкновенного встаете. Для сего ранее прежнего должно и ложиться, дабы не чувствовать расслабления. Приятно Богу и воздержание Ваше. Но чтобы не выставить себя пред другими постящеюся, то говорите любопытствующим, что Вы почуствовали к рыбе какую-то антипатию. Но в праздник Благовещения и на Вербное Воскресение употребите оную. А о курочках скажите: в пост опасаюсь употреблять их, дабы они не пожаловались Богу на меня, что их зарежут для меня. С первого же дня Св. Пасхи все предлагаемое Вам употребляйте во славу Божию, кроме среды и пятка.

Теперь в утешение Ваше остается одна собачка; но и ту ради Христа оставьте, чтобы сердце Ваше ни к чему не было привязано, кроме Бога. Справедливо говорите Вы, что теперь у Вас весьма много работы и умственной и физической, которые приводят Вас в бессилие. То же самое и я в последний год, при отбытии от суеты сует, чувствовал. Ибо надобно было от всех скрывать о своем намерении, т. е. хитрить, и наружно оказывать себя несколько рассеянным; так что я едва до чахотки себя не довел. Ибо кто два месяца меня не видал, тот и не узнавал. Но когда достиг я своей цели, тогда не только здоровье возвратилось, но еще и усугубилось. Посему и вы не опасайтесь своего бессилия; ибо Господь крепость людем своим даст, и Господь миром (т. е. спокойствием душевным) благословит люди Своя. А мысленный голос, будто слышанный Вами: «не верь ему! он проведет и обманет тебя; и ты останешься самая несчастная», – есть голос вражий, силящийся ввергнуть Вас в неверие. Но я отдаю Вам себя на суд Вашей совести, что я никаких корыстолюбивых видов не имею в Вас, и ничем – ни делом, ни словом, не привлекаю к себе, и ничего не имею в себе, чем бы мог привлечь; ибо по душе и по телу нищ есмь и убог. Влечение же это ко мне, собственно Ваше, или внушено Вам от благодати за Вашу пользу. Письмо братцево возвращаю к Вам. Он пишет как человек умный, и все знающий. А Вы теперь наиболее выслушиваете внутренний глас, никем не слышимый, кроме Вас самих. А прочие хотя бы и силились все разгадать; но сказано: приступит человек и сердце глубоко, т. е. неудобозримо. После сего всеусерднейше желаю Вам душеспасительную четыредесятницу святого поста во здравии довершить и радостное светлое торжество спасительного Воскресения Христова радостным и благоговеющим сердцем встретить и препроводить; а наконец, и прочие дни и лета жизни своей до маститой старости препровождать под покровом Божией Матери во здравии и благодушии со упованием на спасение Божие.

16 марта 1857 г.


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle