преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

Письма преподобного Антония, старца Оптинского

Аудио

 

Содержание

Предисловие к письмам преподобного Антония, старца Оптинского

1. Слава Богу за все 2. Мир и любовь в дому – радость Ангелам, а врагу – нож острый 3. И радости, и скорби нам Господом попущены 4. Без воли Божией ничто не совершается; Господь испытывает нас, чтобы соделать достойными Себе 5. Да возложим мы на Господа печали свои и да несем смиренно крест свой 6. Собирать сокровища небесные – неизмеримо сложнее, чем земные 7. Мы учимся смирению и кротости не менее трудно, чем некогда грамоте учились 8. Вся благая Дух Святой подает нам 9. О вреде уныния и пользе покаяния 10. Во всем сохранять спокойствие и полагаться на Господа 11. О причинах наших горестей и о том, как вести себя в скорби 12. По случаю Дня Ангела – о переменчивости жребия земного 13. Уроки в день тезоименитства 14. Главное – не боязнь людской молвы, а страх Божий 15. Раздражение и пустое времяпрепровождение – из худших пороков наших 16. Лучше правды ничего нет 17. Каждый человек есть образ Божий, посему и чтение нужно выбирать душеполезное 18. Гневливость и нетерпеливость – вот от чего нужно избавляться поскорее 19. Кто как о себе мыслит, тот так мыслит и о ближних своих 20. И одно слово бывает многоценно 21. И печаль, и радость – все возложим на Господа, за все Его благодарим 22. Праведником можно быть везде 23. Душеполезное чтение – нетленная пища 24. О страхованиях нынешнего поколения 25. Каждый человек о других судит по себе 26. Простота лучше витиеватости 27. О двух книгах: одной благодатной, второй неправедной 28. Будем милостивы и снисходительны к обидящим нас 29. Матерь Божия – заступница и прибежище наше 30. Нет нужды заботиться о многих летах – нужно думать, как достойно прожить нынешний день 31. Все наши духовные нестроения – от того, что мы слишком выского мнения о себе, от того, что превыше разговора с Господом ставим собственные помыслы 32. Все наши помыслы Господь знает лучше нас самих 33. Адовы муки – несравненно сильнее, чем все претерпеваемые нами на земле горести 34. Истинный друг, даже когда не пишет писем, об искреннем своем постоянно думает и ему сочувствует 35. Все в сравнении познается 36. О смысле супружеского союза 37. Брак благословен Господом – а значит, благословлено и материнство 38. Предайтесь со смирением на волю Господа, ибо Он управляет всем 39. Болящему должно молиться о выздоровлении, чтобы употребить затем силы на пользу Церкви Божией 40. И праведникам Господь посылает скорби,– тем паче нам, грешным следует быть терпеливыми 41. Все в руках Божиих, поэтому нет нужды печься о том, что должно произойти через полгода или год 42. Не стоит учить несмиренного смирению – лучше молиться о нем 43. О небесной поддержке 44. В связи с рождением младенца 45. Болезни детей неразрывную связь имеют с грехами родителей 46. Скорби детей побуждают нас к искусительным помыслам, но прежде всего о своем убожестве думать должно 47. Письмо матери, адресованное маленькому сыну ее, о послушании 48. Житие св. Иоанна Златоустаго – достойнейший пример для юноши 49. Сокровища земные должны способствовать достижению благ небесных 50. Собственная воля – главный враг человека 51. Епитимия любимому духовному чаду за непочитание родителей 52. Епитимия не только для послушествующего, но и для налагающего ее тяжела бывает 53. Отсечение собственной воли может дать человеку крылья, но это очень сложно осознать и еще сложнее осуществить 54. Исполнение добрых намерений откладывать не стоит 55. Рекомендация настоятельная отложить все дела и ехать на поклон к Божией Матери 56. Сердечная благодарность за посылку и поздравление – и рассказ о скорбях при переезде на новое место 57. О трех опасностях благополучия 58. О грехах духовного чада духовник плачет и за него поклоны кладет 59. Все, что от Господа, есть благо 60. Если мы не можем подражать угодникам Божиим во многом, то хотя бы в малом должно это делать 61. Приглашение в обитель 62. Пути Господни неисповедимы 63. И во время масленицы полезно воспомянуть Великий пост 64. Пожелание о благочестивом проведении поста 65. Победа над своими страстями есть победа над демонами 66. Противоположность ценностей земных и небесных 67. Жизнь безпорядочная есть жизнь богопротивная 68. О духе и букве. О Прощеном Воскресенье 69. Благодарность за присланные книги. О тверди небесной 70. У всех священнослужителей – едина общая цель 71. Как поступать со Святым Антиминсом, если он волею Божией попал Вам в руки 72. Остатки церковных строений только на пользу Церкви должно употреблять 73. Ответ на вопрос – Псалом 26-й 74. Преждевременное безпокойство не имеет оснований 75. Без воли Божией ничего не будет 76. О воинской службе и отношении к ней 77. Участие в дуэли – великий грех 78. Положиться на волю Господню необходимо 79. Честному и добродетельному нет оснований для страхов 80. Прежде всего – молитва 81. Призывание помощи Божией 82. В преддверии празднования дня памяти свт. Николая и при поднесении в дар трех книжек 83. Сравнение своей жизни с житиями святых для нас весьма душеполезно 84. Размышления о грехе против восьмой заповеди 85. У Господа Бога милости много 86. На Бога надеяться, самим не плошать 87. Наставление по случаю рождения младенца. О смирении 88. О царском манифесте по поводу освобождения крестьян. Доброе чтение прогоняет уныние 89. Приглашение приехать в обитель. О злоусердии дворовых работников 90. И искушения могут служить освобождению от вечных мук 91. Нужно обязательно молиться за ненавидящих и обидящих нас! 92. Не наказать виновного, который у тебя в подчинении, значит нанести вред всему делу 93. Разсуждения о крестьянском бунте и об  испытаниях,  выпавших на долю благочестивых помещиков. Все Господом попускается 94. В тяжких испытаниях читай Книгу Иова 95. Всякому человеку дается крест по силам его. О часе смертном. О церковной молитве 96. Как бороться с нашествием ядовитых змей 97. Скорби и огорчения ни царю, ни нищему не чужды 98. Живем на земле – значит терпим скорби за грехи свои 99. Покоритесь воле Божией во всем 100. Все для спасения нашего делается 101. В скорбях и искушениях берите пример со святого богоотца Давида 102. Поздравление с Днем Ангела 103. Еще поздравления к дню тезоименитства. О возвращении птиц 104. Об эпидемии холеры. Маловерие наше – причина бед 105. Не холеры, а Господа единого бойтесь – все в Его воле 106. Смерть идет за человеком всюду, так что укрыться от нее некуда – так притецем же под Покров Матери Божией 107. И за страдание возблагодарим Господа 108. Поздравление с новолетием 109. Чем более земных благ имеем, тем более негодуем и ропщем 110. Душеполезные книги бывают ценнее лекарств 111. Болезнь – посещение Божие 112. О седмице масленой: должно друг у друга прощения просить 113. И при зубной боли надо размышлять о грехах своих 114. Когда болен, не роптать, но каяться надобно 115. И в молитвах умеренность полезна 116. О прекрасных птичьих концертах: всякое дыхание да хвалит Господа 117. И болезни нам во спасение посылаются 118. Надо спешить исправляться, а мы всё не торопимся 119. Страшнее  всего должно быть страха не имеющим 120. Дела добрые лучше делать, не отлагая 121. Кто перед смертию причастился, того душу Ангелы приемлют 122. Соборования и Причастия в болезни опасаться не должно 123. Душа – всего дороже 124. Иной больной человек чаще размышляет о душе, нежели здоровый 125. Похвала духовному чаду 126. Об уходе за больной матушкой 127. Когда болен, не только всех прощать должно, но и самому прощения просить 128. Церковь Божия никого без поминовения не оставляет 129. За долговременное страдание Господь воздает страдавшему сторицею 130. О пожертвованиях в час похорон 131. К часу смертному должно быть готовым в каждый миг жизни 132. По смерти близкого человека – всю печаль свою на Господа возложи 133. Мы не можем знать, какая участь уготована ближним нашим, можем лишь надеяться на лучшее 134. Размышления о христианской кончине 135. В повседневном поведении нам должно брать пример с наших благочестивых предков 136. Все наши грехи терпит Господь, но хулы и ропотливости не выносит 137. «Не окончить жизнь во гневе...» 138. О тяжком горе – смерти брата 139. О кончине старца Макария 140. Об утешении в разлуке 141. Дано ли нам стяжать мирную кончину? 142. О тяжести своих страданий можно судить, лишь сравнив их с чужими 143. Только не роптать на промысел Божий! 144. «Богу угодить можно и в Ростове» 145. Наставление девице об избрании жизненного пути 146. Супружество – великая радость и тяжкий крест 147. Сомнительные поступки жениха поощрять не должно 148. Таковые поступки должно и пресекать 149. Господь кого любит, того и наказует 150. Наставление духовному чаду о богоугодной жизни 151. Выбор жизненного пути – супружество или монашество –  возможен лишь однажды 152. Похвала достойному решению духовного чада 153. О рассеянии в молитве. О грядущем явлении кометы 154. О трудности расставания с близкими при выборе пути 155. Постепенный уход от мира очень труден, но внезапный – еще труднее 156. На смиренных сердцем – благословение Божие 157. Воздержание от празднословия выше, нежели воздержание от скоромной пищи 158. После зимы приходит весна, посему будем надеяться на радость после тоски и страдания 159. Пост – прежде всего для души, помыслов, словес, а затем уж воздержание в пище 160. Наиважнейшее – любовь ко Господу нашему 161. Употребление икры в пост – меньший грех, нежели уклонение от молитвы 162. К тишине и спокойствию в душе ведет лишь послушание 163. О разнице между подкреплением пищею и чревообъядением 164. Наставление желающему избрать монашеский путь 165. У вступающего на монашескую стезю немало соблазнов 166. От намерения посвятить себя Господу старайтесь ни на иоту не отступать 167. О привычках полезных и вредных, о товариществе худом и добром 168. О сохранении целомудрия 169. Услышав глас, зовущий на служение Господу, должно подчиниться не медля 170. О сетях многих 171. В случае принятия ответственного решения необходимо советоваться с духовником 172. О различных трудностях на пути спасения души 173. Вступающему на равноангельский путь и Господь, и братия помогать будут 174. Поздравление с новолетием 175. Тринадцать и более способов послужить Господу с помощью своего имения 176. Об окончании пути мирского и начале пути иноческого 177. О первых трудностях иноческой жизни 178. Великое утешение для духовного отца 179. Нет в земной юдоли такого места, где не было бы печали, потому необходимо смирить сердце свое, и обретешь покой 180. Как найти духовного лекаря? Как определить, для тебя ли иноческий образ жизни? 181. Поздравление и наставление в начале иноческого пути 182. Покой душевный важнее, нежели красота  келлии 183. Бог видит все, поэтому важно  исповедоваться, не стыдясь 184. Об исповеди и прощении грехов 185. На греховные помыслы не ропщите, ибо они – дело невольное 186. Кого любишь – того и бранишь 187. Оказывается, своим искренним надо чаще писать письма 188. За душеполезным знанием не за тридевять земель стремиться должно, но смиренно стараться и в родных краях его получить 189. О послушании 190. Кто живет в любви, тот живет с Богом 191. Если не удается переменить обстоятельства, надо менять себя 192. Своеволие отсекать и одной лишь воле Божией покоряться 193. В матушке настоятельнице необходимо зреть образ Христов 194. Поздравление с возведением монастыря на степень первоклассных 195. Поздравление с возведением монастыря на степень первоклассных 196. «Святые старцы говорят, что полезнее переменить себя, а не обитель» 197. Слово Игумении – закон для инокини, ибо в нем воля Божия 198. В поведении на службе прежде всего бери пример с настоятеля, а не со старцев 199. Для духовного наставника наибольшая радость – когда чада живут в послушании 200. Желающий попасть в Царство Небесное да несет крест свой без ропота и в смирении 201. Учиться церковному уставу – благое дело 202. О пользе простонародной медицины 203. Отрадно наблюдать, как чадо возрастает духовно 204. Лучшее средство в скорбях – молитва и терпение 205. Самоукорение – начало доброму в человеке 206. Пятнадцать советов духовной дочери 207. Главное – помнить, что все искушения терпишь для Господа 208. Советы на память молодой послушнице 209. Благодарность Господу за поставление юной души на путь истинный 210. Пострижение в рясофор – милость Божия, путь к ангельскому житию 211. Главное – не перемена имени, но перемена себя 212. Не унывать, на Бога уповать, и благо будет 213. Поздравление в связи с возведением обители на степень монастыря 214. «Господь будет нас судить не о том, была ли на нас мантия с длинным хвостом...» 215. Суть пострижения не в том, из чьих рук сей чин принимаешь 216. Не ропщите, если на письмо нет ответа, причиною  может быть и болезнь 217. Царствие Божие только скорбями достигается 218. Письмо к братии Малоярославецкого монастыря 219. Разсуждение о разсуждении 220. В первую очередь нужно избегать судить ближнего своего 221. Оставление церковной службы и келейной молитвы влечет за собою остывание души 222. Призывание Господа согревает сердце 223. Сердце разсеянное надобно разогревать молитвою 224. Об избавлении от мрачных мыслей 225. О дне тезоименитства 226. Причина скуки для человека – в нем самом 227. Мир из своей души изгоняет сам человек 228. Не призывайте смерть, ибо никто не знает своей загробной участи 229. В первый год иночества человек часто тоскует 230. Благодарите Бога за то, где Он поместил Вас для служения Ему, и не ищите места иного, а просите себе покоя на небесах 231. Когда человек бывает подобен раку 232. «Посреде мира несть мира» 233. Нет человека, которого не бороло бы уныние 234. Выход из келлии – всегда сопряжен с искушениями 235. Частые отлучки из обители не душеполезны 236. Поездка к святым местам – утешение 237. В чем человек должен быть подобен пчеле 238. Поступая в обитель, необходимо осознавать, с чем сопряжен этот шаг 239. Монастырь – не острог, а келлия – не темница 240. Испрашивайте помощи Божией во всем 241. Праздношатание крайне вредно для души человеческой 242. В молитве сказано «да будет воля Твоя», а не «да будет воля моя» 243. О смене некоей инокиней места жительства 244. Себя грешнее всех человек считать должно 245. Перемена обители может послужить и во благо 246. Недопустимо просить у Господа о прекращении своего жизненного пути 247. Встреча дня  рождения – воспоминание милости Божией и Его к нам долготерпения 248. Сырая келлия – не главное бедствие 249. Поздравление духовного чада с Днем Ангела 250. Лучший подарок старцу – детская привязанность духовного чада 251. Новолетие – новые надежды и ожидания 252. У кого нестроения внутренние – тому и сахар несладок 253. Всякое смирение награждено будет 254. О скорбях душевных и телесных, Господом попускаемых 255. Путем смирения и страданий Господь ведет нас в Царствие Свое 256. Когда у духовного чада на сердце спокойно – тогда  и старцу радостно 257. Нужно всегда начинать с собственных прегрешений 258. О горькой  редьке и липовом меде 259. Причина уныния – в желании собственными силами бороть скорби 260. «Без Бога, своими силами, и с мухами не сладим» 261. И муки вечные самим своим существованием благодетельны для человека 262. Поздравление с днем тезоименитства 263. «Каждому человеку свой крест, который должен он несть» 264. Болезни посылаются нам Господом для вразумления и обретения памяти смертной 265. Огорчение наше подобно малой искорке 266. Духовный отец одною рукою по голове гладит, другою же строго наказывает 267. Господу не угодно, когда мы просим у Него для себя смерти 268. Письма искренних – вино на раны и елей утешения 269. Если близкий человек не пишет – в печали помогут святоотеческие книги 270. По скорбям придут и радостные дни, нужно уповать на Господа и укрепляться духом 271. Ангел наш Хранитель при нас неотступно 272. Болезнь – не наказание, но милость Божия 273. Терпение паче нападения 274. И в городах, и в пустыне – всюду скорби и печали, и лишь  смирение дает покой 275. Если долго нет писем от ближнего – быть может, он повержен тяжким недугом 276. Многие и многие болезнуют за грехи свои 277. Поздравление с получением иноческого чина 278. Освобождение от должности в обители не принесет свободы от искушений 279. Всего хуже – тревожные мысли и сомнения в вере 280. Быть может, лучше оставаться смиренною послушницей, нежели получить мантию с длинным хвостом 281. Игуменская должность всяких вериг тяжелее 282. С начальствующих в мире ином взыщется много – сколько и дано в мире нашем 283. Об освобождении от игуменской должности молитвы не существует 284. Ушедшие от нас праведники становятся ближе к Господню престолу и молятся за нас 285. Кто же кого забыл и кто кому не пишет? 286. Сетование о том, что долго  не посещала духовная дочь 287. Если не будешь нести крест свой смиренно – воспоследует ли награда от Господа? 288. О приготовлении к часу смертному 289. «Во имя Господа Иисуса Христа все буду терпеть...» 290. Враг человеческий не грешников, но праведников пугает 291. Не с крестом наперсным, а с крестом, на рамена возложенным, поздравлять должно 292. Все в  жизни посылается нам по Божией милости, и скорби в том числе 293. Прежде всего стремитесь любить тех, кто вас не любит 294. О пожаре в домах и в душах 295. В ожидании встречи с духовною дочерью 296. Духовной дочери – в минуту смятения и скорби 297. Находясь под крылом Божией Матери – ничего не бойтесь, но веруйте! 298. Взгляд в прошедшее – чтобы понять настоящее 299. Истинную цену чего-либо узнаем лишь тогда, когда лишаемся оного 300. О нестяжании, коего надобно иноку держаться неукоснительно 301. Нести свой крест, довериться Господу и никого не судить 302. Лесть пагубна для души – не унывай, если тебя хулят 303. Главное – преданность воле Божией 304. О кресте духовничества 305. О вопреки глаголющих бесы радуются 306. О немощах по принятии схимы 307. Из писем к настоятелю Боровскаго монастыря, о. архимандриту Геннадию 308. О путешествии по святым местам – подробный и очень увлекательный рассказ 309. Душеполезная книга – истинное сокровище 310. И еще раз о питии нетленном – чтении 311. Покаянное письмо – просьба о прощении 312. Всякую заблуждшую овечку Пастырь на плечах несет 313. Образ смирения – деревья плодовитые, а ели и осине уподобляться не должно 314. Всякое доброе дело награждено бывает небесною наградою  

 
Предисловие к письмам преподобного Антония, старца Оптинского

Отец Игумен Антоний, коего письма к разным лицам предлагаются здесь, происходил из благочестиваго купеческаго семейства. На 21-м году своей жизни (в 1816 г.) он удалился из мира, и более пяти лет провел в Рославских лесах, в трудах и подвигах суроваго пустынножительства вместе с старшим братом своим О. Моисеем. Потом, опять вместе с ним же, был одним из первых основателей и тружеников Предтечева скита при Оптиной пустыни, в котором 14 лет был и начальником, прожив в нем всего лет 18. Здесь постигла его страшная, мучительная болезнь в ногах, утружденных многолетним подвижничеством, болезнь продолжавшаяся около 30 лет, т. е. до самой его кончины, и причинявшая ему жестокия страдания, которыя он переносил с изумительным терпением и благодушием, не оставляя притом и добровольных, монашеских подвигов и трудов, и занятий по должности. В 1839 году, не смотря на болезненное его состояние, он, к великому своему прискорбию, был назначен Игуменом Малоярославецкаго Николаевскаго монастыря, и лет 13 нес весьма тягостное для него бремя настоятельства. Последния 12 лет своей жизни он провел на покое в Оптиной пустыни, где и почил о Господе в 1865 году в ночь на 8-Августа.

С того времени еще, когда О. Антоний жил в Оптином скиту, многие лица, как мирския, так и монашествующия, смотря на жизнь его стали обращаться к нему за духовным советом. По смирению своему, О. Антоний всегда, по возможности, уклонялся от высокой обязанности духовнаго руководителя; но с другой стороны, по любви к ближним, не мог презирать их просьбе и душевных потребностей; а потому не отказывался, сколько позволяли силы его, подавать как словесно так и письменно духовныя свои назидания тем, кто с верою к нему прибегал. Получив в детстве недостаточное, первоначальное образование (домашнее), О. Антоний впоследствии пополнил скудость онаго постоянным, внимательным чтением Отеческих и других общеполезных книг, долголетним опытом; притом обладал даром естественнаго красноречия, или даже сладкоречия. Слово его как устное, так письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовною солию, и отличалось особенною какою-то меткостию и своеобразною выразительностию и силою; и часто в простой, или даже и шутливой форме содержало высокое назидание. Всеми чувствовалось, что поучения О. Антония, устныя и письменныя, были плод многолетних, иноческих трудов, опытнаго знания Отеческих писаний, личной, внимательной наблюдательности всякаго рода людей, и монашескаго деятельнаго жития и разумения. Часто как в письмах, так и в беседах, он приводил в пример, в шутливом виде, себя и свои немощи; но знавшие его хорошо понимали, что, прикрывая таким образом свою строго-монашескую жизнь, он при этом имел в виду душевную пользу ближних: говоря как бы о себе, он высказывал другим полезные уроки.

Издаваемыя ныне письма О. Игумена Антония, им самим, по всему вероятию, не предназначались к печати. Но зная по опыту, как полезны и дороги в настоящее время истинное, духовное ведение и искреннее слово такого подвижника, мы считаем себя не вправе скрыть в безвестности этих писем; и думаем, что издавая их, поступаем не противно воли почившаго Старца, потому что по самой жизни его видим, что он всегда готов был сделать все возможное от себя, в чем видел душевную пользу ближних, и желал благодетельствовать им даже и по смерти).

Из доставленных нам писем, при печатании их, исключено то, что относится собственно к частным обстоятельствам тех лиц, кому было писано, и потому только для них имеет особенное значение; а помещается лишь то, в чем, по нашему крайнему разумению, может содержаться общее для всех духовное назидание. По переписке писем оказалось, что некоторыя приписки (Post scrиptum) помещены не на своих местах; но это ничему не мешает.

Всем лицам, которыя сообщили нам хранившияся у них письма О. Игумена Антония, приносим искреннюю нашу признательность; а мы с своей стороны просим читателей покрыть христианскою снисходительностию все погрешности и недостатки, какия окажутся в настоящем издании.

Оптина пустынь, 9-го марта 1868 г.

Вам может быть интересно:

1. Письма преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)

2. Письма преподобного оптинского старца Льва, написанные им одним или совместно со старцем Макарием преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

3. Письма преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 1] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Письма преподобный Нектарий Оптинский (Тихонов)

6. Письма к преподобному Антонию (Путилову) святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Письмо епископа Аммона к Феофилу, папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора преподобный Аммон, епископ Антинойский

8. Письма и статьи священномученик Онуфрий (Гагалюк)

9. Письмо 217. К Виталию Карфагенскому блаженный Аврелий Августин

10. Письма праведный Алексий Мечёв

Комментарии для сайта Cackle