Пастырство

Источник

Содержание

Об авторе

«Дадите нам от елеа вашего»

О пастырстве О пастырстве (25 декабря 1973 г.) Пастырство (11 февраля 1982 г.) Слово пастыря (Ростов-на-Дону, 9 февраля 1983 г.) О подготовке к священству – Из ответов на вопросы Священник на приходе (Би-би-си, май – сентябрь 1993 г.) Пастырь у постели больного (Би-би-си, октябрь 1993 г. – январь 1994 г.) О пастырской практике. Из ответов на вопросы О духовничестве Духовность и духовничество (Москва, 11–18 мая 1987 г.) «Берегись, братья мои, священники!» (Лондон, январь 1999 г.) О духовничестве (Лондон, 11 марта 2001 г.) Отношения с духовником. Из ответов на вопросы Проповеди на рукоположение Поставление чтеца (25 января 1981 г.) Рукоположение во диаконы (Париж, 1966 г.) Рукоположение Дэвида Пэйна во диакона и Энтони Херна во чтеца (Бристоль, 8 апреля 1990 г.) Рукоположение отца Михаила Фортунато (Лондон, 28 декабря 1969 г.) Рукоположение отца Максима Никольского ( Оксфорд, 7 апреля 1990 г.) Освящение храма в Уолсингаме и рукоположение отца Филиппа Стира (1–2 октября 1993 г.) Слово при наречении во епископа (Лондон, 29 ноября 1957 г.) Отрывки из интервью в связи с возведением в сан митрополита (1966 г.) Слово по случаю избрания нового Патриарха на престол Московский и всея Руси (Лондон, 24 июня 1990 г.) Цель исповеди и сущность греха Цель исповеди и сущность греха (Лондон, 30 декабря 1989 г.) I II Исповедь как исцеление (Лондон, 12 декабря 1991 г.) Исповедь как встреча со Христом и Его словом (Лондон, 30 декабря 1995 г.) I II Примирение с Богом (30 декабря 2000 г.) Беседа с подростками (Москва, 15 июня 1988 г.) Об исповеди и причащении Из ответов на вопросы Три проповеди об исповеди I II III Проповеди об исповеди (1999 г.) Воскресенье, 12 сентября Воскресенье, 26 сентября Воскресенье, 31 октября Воскресенье, 5 декабря Воскресенье, 19 декабря Общая исповедь Общая исповедь рождественского говения (Декабрь 1978 г.) Общая исповедь великопостного говения (24 февраля 1979 г.) Общая исповедь великопостного говения (23 февраля 1980 г.) Общая исповедь великопостного говения (4 апреля 1981 г.) Общая исповедь рождественского говения (2 января 1982 г.) Общая исповедь великопостного говения (26 марта 1983 г.) Общая исповедь рождественского говения (4 января 1986 г.) Общая исповедь великопостного говения (29 марта 1986 г.) Общая исповедь великопостного говения (21 февраля 1987 г.) Общая исповедь рождественского говения (30 декабря 1989 г.) Общая исповедь великопостного говения (31 марта 1990 г.)  

 

Текст подготовлен фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского».

Составитель Е. Л. Майданович.

Перевод с английского Т. Л. Майданович.

Пастырство составляло содержание жизни владыки Антония, и своим многолетним опытом он щедро делился в беседах, проповедях, в личных разговорах и наставлениях. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, чье предисловие открывает книгу, при погребении митрополита Антония недаром назвал его «мудрым наставником и пастырем-душепопечителем». Книга, которую им держите в руках, предназначена не только священникам: владыка Антоний говорил, что паства должна знать о пастырстве не меньше, чем пастыри. Особенно это относится к разделу, посвященному исповеди: как часто люди сами сознают и каются, что не умеют исповедоваться!

Тексты митрополита Антония не дают готовых рецептов на все случаи жизни, но позволяют приобщиться духу почив ш его архипастыря – духу любви, служения и жертвенной заботы, которым он научился от Пастыреначальника Христа.

Об авторе

Антоний (в миру Андрей Борисович Блум, 1914–2003), митрополит Сурожский, родился в Швейцарии в семье российского дипломата, раннее детство провел в Персии. Оказавшись в эмиграции после революции в России, семья несколько лет скиталась по Европе, а в 1923 г. осела во Франции. В 1938 г. окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний был пострижен в 1943 г. Во время немецкой оккупации – врач в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику. В 1948 г. был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Англию. С 1956 г. – настоятель патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. Епископ Сергиевский (1957), архиепископ вновь образованной Сурожской епархии Британских островов и Ирландии (1962), митрополит Сурожский (1966) и Патриарший экзарх в Западной Европе (1966–1974). С 1960 г. неоднократно бывал в России.

Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании и России, но и по всему миру как выдающийся пастырь-проповедник. Его труды о духовной жизни переведены на разные языки. Опубликованы и многочисленные записи его устных проповедей и бесед.

«Дадите нам от елеа вашего»

И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. (Иер. 3:15)

Господь наш Иисус Христос трижды спрашивал у апостола Петра: Любишь ли Меня? – и трижды слышал утвердительный ответ. Мне вспоминается эта евангельская история (Ин. 21:15–17) в связи с тем, что и в настоящей книге, и в этом вступительном слове речь идет о пастырстве и о пастыре. И мне хотелось бы обратить внимание на то, какие разные интонации слышатся в формулировках вопроса Спасителя о пастырском достоинстве, всякий раз открывая в нем новую смысловую грань:

Любишь ли ты Меня больше, нежели они? – то есть больше всех остальных последователей.

Любишь ли ты Меня? – другими словами, любовь ли движет тобой в отношении ко Мне или что-то другое? Любишь ли ты Меня? – именно ты, и никто иной... И только при условии утвердительных ответов, идущих из таких глубин сердечных, которые неведомы и самому апостолу, но не скрыты от Бога: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя, – Спаситель произносит Свое благословение: Паси овец Моих. Всей своей жизнью Высокопреосвященный Антоний, митрополит Сурожский, утвердительно ответил на вопрошание Господне о его готовности к принятию на себя пастырского бремени и о его несении вплоть до последнего дыхания.

Владыка Антоний учился быть пастырем каждую минуту в течение всей своей долгой и многотрудной жизни. Мне кажется, что при всем бесценном опыте ревностного священнослужителя, мудрого архиерея, добродетельного монаха, внимательного духовника, проникновенного проповедника и неутомимого миссионера, которым знает его православный мир, сам Владыка никогда не признал бы того, что он является выдающимся пастырем нашего времени. И дело не только в его скромности: пастырство он понимал как состояние, которое следует поддерживать постоянно, без сна и отдыха, без условий и без перерывов.

Сурожский архипастырь оставил Церкви бесценное наследие. Свидетель жизни и духовный руководитель русской диаспоры в Северо-Западной Европе, он проводил в путь всея земли поколение эмигрантов из царской России и ввел в храм Божий тех, кто родился и вырос в послереволюционной России, со временем покинув ее, а также и тех, кто сегодня свободно выбирает, где бы еще пожить, кроме дома в своем Отечестве... Пастырь добрый, он создал Сурожскую епархию, силой своего личного примера раскрыв богатство Православия и перед сынами и дочерями Альбиона, и перед соотечественниками, оказавшимися за пределами Родины. Собранное митрополитом Антонием духовное сокровище не положено после его кончины под спуд: оно продолжает жить и обильно плодоносить, приводя ко Христу читателей книг и слушателей бесед незабвенного проповедника.

Радость жизни со Христом стала отличительной чертой пастырской проповеди Владыки Антония. Он с особой силой убеждения научает нас принимать широко раскрытыми очами сердца Свет Христов, который не ослепляет, но просвещает всех. Не секрет, что сегодня многие из числа неофитов останавливаются, сделав лишь первые шаги в области веры, а затем замирают, замыкаясь в своей самодостаточности, и становятся подчас источником слухов, суеверий и всякого рода размежеваний. Как душны и мрачны в их интерпретации такие состояния христианского сердца, как смирение и пост, послушание и покаяние! Но опасность их влияния на окружающих велика, ибо в этой духоте рождается фанатизм, создающий почву для сектантских и раскольнических настроений.

Читайте книги митрополита Антония, досточтимые отцы, возлюбленные братия и сестры! Своей архипастырской любовью и проникновенной мудростью он врачует наши душевные раны и проясняет духовное зрение, укрепляет личную веру и учит оберегать ее, как нежный росток.

Предлежащая книга о пастырстве бесценна для тех, кто вступает на стезю священства или уже проходит этот тяжкий крестный путь, нуждаясь, как и все люди, в духовном совете и укреплении.

Воистину незабвенный Владыка Антоний принадлежит к сонму тех, к наследию коих не перестанет обращаться уставшее и отчаявшееся, жаждущее истины и утешения, страдающее и немощствующее сердце человека со словами: Дадите нам от елеа вашего, яко светильницы наши угасают (Мф. 25:8).

Его самопожертвование, проявленное при жизни, укрепляет уверенность в обретении елея радования в словах и делах блаженного сурожского святителя. Однажды, еще будучи молодым пастырем, он возопил ко Господу, молясь об одном из своих прихожан:...Мы пред Тобой, Господи, как одно; или вместе спаси нас, или вместе отвергни!

Неизмеримо огромная любовь к человеку была и остается его самым главным качеством христианина и пастыря Божия. Без любви к Богу она не смогла бы проявиться в той мере, какую явил Владыка Антоний. И по тому мне очень хотелось бы, чтобы духовные последователи почившего архипастыря, молясь о его упокоении в лоне Христовом, могли с честью повторить слова Владыки: Мы пред Тобой, Господи, как одно!

Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси


Источник: Пастырство / Митрополит Антоний Сурожский ; Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». – 2-е изд. – Москва : Никея 2017. – 570, [2] с. ISBN 978-5-91761-600-1.

Комментарии для сайта Cackle