митрополит Сурожский Антоний (Блум)

(19 июня 1914 года–04 августа 2003 года)

Апологетика

Биографические труды

Богослужение

Воспоминания

Догматическое богословие

Нравственное богословие

Священное Писание

Беседы и проповеди

Сборники

Мультимедиа

Труды на иностранных языках

митрополит Сурожский Антоний (Блум)
митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Пастырь, проповедник.

Биография

Детство, скитания, юношеские годы

Андрей Борисович Блум, в монашестве Антоний, родился 19 июня 1914 года на территории Швейцарии, в Лозанне. Его дед по материнской линии принадлежал к русским дипломатическим кругам; служил консулом в разных местах. С будущей бабушкой митрополита Антония, уроженкой Триеста (Италия), дед познакомился, когда находился там по долгу государственной службы. Он же обучал ее русскому языку. После того, как они соединили себя узами брака, дед привез ее в Россию.

Их дочь, Ксения Николаевна Скрябина (сестра известного композитора А. Скрябина), мать Андрея (Антония), познакомилась с будущим мужем, Борисом Эдуардовичем Блумом, во время каникул, когда ездила в Эрзерум, где в то время служил ее отец. Борис Эдуардович трудился там в должности переводчика.

По рождении Андрея семья пребывала в Лозанне около двух месяцев, а затем перебралась в Россию, в Москву. Около 1915–16 года, в связи с назначением Б. Э. Блума на Восток, семья переехала в Персию, где Блум был консулом. Там и провел свое детство будущий архиерей. Какое-то время у него была русская няня, но в основном его воспитанием занимались бабушка и мама.

Детство Андрея выпало на беспокойное время. Из-за Первой мировой войны, революционного хаоса и политических преобразований в России, семейству пришлось столкнуться с трудностями скитальческой жизни. В 1920 году бабушка и мать Андрея вместе с ним покинули Персию, тогда как отец вынужден был остаться.

В 1921 году все вместе добрались до Запада. Исколесив множество европейских дорог и оказавшись, в итоге, во Франции, семья, наконец, обрела возможность осесть. Произошло это в 1923 году. Трудностей, связанных с особенностями эмигрантской жизни, было много. Всё это усугублялось безработицей. Трудоустройству матери способствовало знание иностранных языков и владение навыками стенографирования.

Во Франции Андрею приходилось жить порознь с родными. Школа, куда он был устроен, располагалась за городской чертой Парижа, в настолько неблагополучном районе, что туда вечерами не дерзала заходить даже местная полиция.

В школе Андрею, как и многим другим, приходилось терпеть издевательства и побои от учеников. Можно сказать, что в тот период образовательная школа служила для него школой терпения, выживания, мужества. Много лет спустя, когда однажды, зачитавшись в метро, он отвлекся и бросил взгляд на табличку с названием станции, и оказалось, что это была та станция, невдалеке от которой когда-то находилась его школа, от нахлынувших воспоминаний он упал в обморок.

Следует отметить, что и текущие трудности, и вынужденность жить вдали от России не лишили близких Андрея любви к ней. Со временем эта любовь передалась и ему.

Первые шаги на пути христианской, монашеской и пастырской жизни

Долгое время отношение Андрея к Церкви, как он впоследствии сам отмечал, было более чем равнодушным. Одним из поводов к серьезному неприятию послужил опыт его общения с католиками. Когда из-за нехватки средств к существованию мать решила воспользоваться их предложением о стипендии для русских детей и привела к ним Андрея на «смотрины», тот прошел собеседование и получил было утвердительный ответ, однако ему было выставлено жесткое условие: он должен принять католичество. Расценив это как попытку купли-продажи, Андрей возмутился и выразил не по-детски твердый протест. Тогда он еще не понимал существенной разницы между римо-католиками и Православной Церковью и в результате распространил свое негодование на «Церковь вообще».

Обращение Андрея ко Христу произошло лишь в 14 лет. Однажды он услышал проповедь отца Сергия Булгакова. Она всколыхнула его, однако он не спешил доверять проповеднику и по возвращении домой попросил у матери Евангелие, чтобы подтвердить недоверие и убедиться в собственной правоте. Однако случилось обратное: внимательное, вдумчивое прочтение Писания изменило его отношение к вере.

Постепенно Андрей приобщился к христианской жизни, к молитве. В 1931 году он, получив благословение, начал прислуживать в храме при Трехсвятительском подворье (единственном в то время храме Московской патриархии в Париже). Надо заметить, что с той поры Андрей не нарушал верности и не разрывал канонического общения с Патриаршей Церковью.

Окончив школу, он поступил на естественный, а затем и на медицинский факультет Сорбонны. Сорбонну он окончил в 1939 году, перед самой войной, и отправился на фронт в качестве армейского хирурга. Но прежде он дал монашеские обеты, которые принял его духовник, хотя при этом и не был пострижен из-за недостатка времени. Монашеский постриг состоялся лишь в 1943 году. Тогда он и получил имя Антоний, в честь преподобного Антония Киево-Печерского.

Во времена оккупации Антоний участвовал во французском Сопротивлении, затем снова оказался в армии, лечил раненых и больных. Демобилизовавшись, он отыскал маму и бабушку и привез их в Париж.

Работая врачом, Антоний не забывал о необходимости живого сочувствия и сострадания к своим пациентам. Сопереживание и чуткость к человеку, умение видеть в нем своего ближнего, желание созерцать в нем образ и подобие Творца, сопутствовало отцу Антонию на всём протяжении пастырской деятельности.

В 1948 году он был рукоположен во иеродиакона, вскоре посвящен в сан иеромонаха и принял духовное руководство над членами Православно-англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Как впоследствии вспоминал сам митрополит Антоний, этому повороту в судьбе способствовала встреча с архимандритом Львом (Жилле), случившаяся на православно-англиканском съезде. Тогда, разговорившись с отцом Антонием, архимандрит посоветовал ему оставить врачебную деятельность, стать священником и продолжить служение Богу на территории Англии.

С 1950 года отец Антоний исполнял обязанности настоятеля храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне. В 1953 году он был посвящен в сан игумена, а в 1956 — в сан архимандрита. Немного спустя стал настоятелем храма Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне. Настоятелем этого храма, впоследствии кафедрального собора, он оставался до конца своих дней.

В 1957 году произошла епископская хиротония: отец Антоний был поставлен во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского патриархата.

В 1958 году был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями англиканства.

В 1961 году в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе съезда Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели.

В 1962 году возведен в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе только что учрежденной Сурожской епархии Русской Православной Церкви в Великобритании.

С 1966 года, по возведении в сан митрополита, владыка Антоний исполнял обязанности патриаршего экзарха в Западной Европе, а в 1974 году был освобожден от этой должности по собственному желанию, чтобы иметь возможность посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы.

За годы служения владыки в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленных эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и широким кругом деятельности. Но всё же Сурожская епархия была самой малочисленной епархией Русской Православной Церкви: в тогдашнем епархиальном избирательном списке — 1122 человека, из них в Лондоне — 333. Епархия насчитывала около 25 приходов и малых общин, при этом только приходы в Лондоне и Оксфорде имели более ста прихожан. В епархии служили 23 священника и 9 диаконов, из которых лишь 5 имели русские корни и единицы — богословское образование.

Митрополит Антоний снискал уважение среди христиан разных стран мира и его проповеди распространялись повсюду. Часто он выступал на Британском радио и телевидении.С 1983 года участвовал в еженедельных программах религиозного и духовного содержания русской службы Би-Би-Си (программа выходила по воскресеньям). Неоднократно приезжал в Советский Союз, где проповедовал и в храмах, и на частных квартирах, где собирались люди, желавшие его увидеть и послушать.

В 1983 году Советом Московской духовной академии митрополиту Антонию, была присуждена степень доктора богословия, за совокупность пастырских и богословских трудов. Помимо этого в разное время он удостаивался звания почетного доктора Абердинского (1973) и Кембриджского (1996) университетов, Киевской духовной академии (2000).

В последние месяцы жизни владыка, ввиду ухудшения здоровья, служил редко и реже появлялся на людях. Умер он 4 августа 2003 года. 13 августа 2003 года в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне состоялось его отпевание, которое возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Общие направления проповеди и богословских работ митрополита Антония

Несмотря на существование большого количества трудов, опубликованных под авторством митрополита Антония, многие из этих произведений в действительности не являются плодом его писательской деятельности. Большая часть изданных работ составляет воспроизведение записей устных проповедей и бесед, произнесенных при разных обстоятельствах, в различных аудиториях.

Далеко не всегда митрополит посвящал свои речи заранее определенной тематике. Достаточно часто предметами его проповеди становились вопросы, интересовавшие конкретных слушателей в конкретной обстановке, в конкретный момент. И это были самые разные вопросы. Отчасти именно этим и объясняется широта охватываемых его поучениями тем.

Митрополит Антоний был прекрасным моралистом, у него много замечательных советов, но что касается ответов на вопросы о духовной жизни — их или нет, или они очень своеобразные. Есть у владыки немало и таких высказываний, которые вызывают недоумение или даже смущение у православных читателей. Может быть, дело в том, что владыка Антоний всю жизнь прожил на Западе, что не могло не повлиять на его взгляды.

Наставления митрополита Антония отмечены несколькими особенностями. Во-первых, существенная часть его трудов написана или сказана ясным и доступным языком, и может быть воспринята самым широким кругом людей. Во-вторых, богословский контекст излагается в тесном единстве с духовно-нравственными увещеваниями. В-третьих, большое внимание уделено объяснению смысла и необходимости литургической жизни.