архимандрит Антонин (Капустин)

Дневник. 1881

Содержание

Предисловие

От составителей

Дневник. Год 1881 Месяц Януарий Четверток, 1 янв<аря> Пятница, 2 янв<аря> Суббота, 3 января Воскресение, 4 января Понедельник, 5 января Богоявление. 6 янв<аря> 1881 Среда, 7 января Четверток, 8 января Пятница, 9 янв<аря> Суббота, 10 ч<исла> Воскресение, 11 янв<аря> Δευτέρα. 12 ч<исла > Вторник, 13 января Среда, 14 января Четверток, 15 янв<аря> Пятница, 16 ч<исла> янв<аря> Суббота, 17 января Воскресение, 18 января Понедельник, 19 янв<аря> Вторник, 20 января Среда, 21 января Четверток, 22 янв<аря> Пятница, 23 ч<исла> Суббота, 24 января Воскресение, 25 янв<аря> Понедельник, 26 ч<исла> Вторник, 27 янв<аря> Среда, 28 января Четверток, 29 ч<исла> Пятница, 30 января Суббота, 31 янв<аря> Февруарь Воскресение, 1 ф<евраля> Понедельник, 2 февр<аля> Вторник, 3 ф<евраля> Среда, 4 февр<аля> Четверток, 5 февр<аля> Пятница, 6 февраля Суббота, 7 февраля Воскресение, 8 февраля Понедельник, 9 февр<аля> Вторник, 10 ф<евраля> Среда, 11 февраля Четверток, 12 ф<евраля> Пяток, 13 февраля Των Ψυχών. 14 ф<евраля> Мясопуст. 15 февр<аля> Понедельник, 16 ч<исла> Вторник, 17 ч<исло> Среда, 18 февраля Четверток, 19 февр<аля> Пятница, 20 ф<евраля> Суббота, 21 февр<аля> Целовник, 22 ф<евраля> Понедельник, 23 ф<евраля> ЧЕТЫРЕДЕСЯТИЦА. Вторник, 24 ф<евраля> Среда, 25 февр<аля> Четверток, 26 февр<аля> Пятница, 27 ф<евраля> Суббота, 28 ф<евраля> Март Воскресение, 1 марта Понедельник, 2 марта Вторник, 3 марта Среда, 4 марта Четверток, 5 марта Пятница, 6 марта Суббота, 7 марта Воскресение, 8 марта Понедельник, 9 м<арта> Вторник, 10 м<арта> Среда, 11 марта Четверток, 12 м<арта> Пятница, 13 марта Суббота, 14 марта Воскресение, 15 марта Понедельник, 16 марта Вторник, 17 м<арта> Среда, 18 м<арта> Четверток, 19 марта Пятница, 20 м<арта> Суббота, 21 м<арта> Воскресение, 22 марта Понедельник, 23 м<арта> Вторник, 24 м<арта> Среда, 25 марта Четверток, 26 м<арта> Пятница, 27 м<арта> Суббота, 28 ч<исла> Воскресение, 29 марта Понедельник, 30 м<арта> Вторник, 31 марта Апрель Среда, 1 апр<еля> 1881 Четверток, 2 апр<еля> Пятница, 3 апр<еля> Суббота, 4 апр<еля> Воскресение, 5 апреля Вел<икий> Понедельник, 6 апр<еля> Вел<икий> Вторник, 7 Вел<икая> Среда, 8 апр<еля> Вел<икий> четверток, 9 Вел<икий> Пяток, 10 ч<исла> Вел<икая> Суббота, 11 ч<исла> Святая Пасха Понедельник, 13 апр<еля> Вторник, 14 апр<еля> Среда, 15 ч<исла> Четверток, 16 ч<исла> Пяток, 17 апр<еля> Суббота, 18 апр<еля> Антипасха, 19 ч<исла> Понедельник, 20 Вторник, 21 апреля Среда, 22 апреля Четверток, 23 апр<еля> Пятница, 24 апр<еля> Суббота, 25 апр<еля> Воскресение, 26 апр<еля> Понедельник, 27 апр<еля> Вторник, 28 ч<исла> Среда, 29 апреля Четверток, 30 апр<еля> Пятница, 1 мая Суббота, 2 мая 1881 Воскресение, 3 мая 1881 Понедельник, 4 мая Вторник, 5 мая Среда, 6 мая Четверток, 7 мая Пятница, 8 мая Суббота, 9 мая Воскресение, 10 мая Понедельник, 11 мая Вторник, 12 м<ая> Среда, 13 мая Четверток, 14 ч<исла> Пятница, 15 мая Суббота, 16 мая Воскресение, 17 мая Понедельник, 18 м<ая> Вторник, 19 мая Среда, 20 мая 1881 Четверток, 21 мая Пятница, 22 мая Суббота, 23 мая Воскресенье, 24 мая Понедельник, 25 м<ая> Вторник, 26 мая Среда, 27 мая Четверток, 28 м(ая) Пятница, 29 мая Суббота, 30 мая Пятидесятница, 31 мая Июнь Понедельник, 1 июня <18>81 Вторник, 2 июня Среда, 3 июня 1881 Четверток, 4 июня 1881 Пяток, 5 июня Суббота, 6 июня Всех Святых. 7 ч<исла> Понедельник, 8 июня Вторник, 9 июня Среда, 10 июня Четверток, 11 июня Пяток, 12 июня Суббота, 13 июня Воскресение, 14 июня <18>81 Понедельник, 15 июня Вторник, 16 ч<исла> Среда, 17 июня 1881 Четверток, 18 ч<исла> Пятница, 19 ч<исла> Суббота, 20 июня Воскресение, 21 июня. 1881 Понедельник, 22 ч<исла> Вторник, 23 ч<исла> Среда, 24 июня 1881 г. Четверток, 25 ч<исла> Пяток, 26 ч<исла> Суббота, 27 ч<исла> Воскресение, 28 ч<исла> Понедельник, 29 ч<исла> Вторник, 30 ч<исла> Июль Среда, 1 июля 1881 Четверток, 2 июля Пятница, 3 ч<исла> Суббота, 4 июля Воскресение, 5 ч<исла> Понедельник, 6 ч<исла> Вторник, 7 июля Среда, 8 июля Четверток, 9 ч<исла> Пятница, 10 июля Суббота, 11 июля Воскресение, 12 июля Понедельник, 13 ч<исла> Вторник, 14 июля Среда, 15 июля Четверток, 16 ч<исла> Пятница, 17 ч<исла> Суббота, 18 июля Воскресение, 19 июля Понедельник, 20 ч<исла> Вторник, 21 июля Четверток, 23 июля Пятница, 24 ч<исла> Суббота, 25 июля Воскресение, 26 июля 1881 Возведен в некое высокое достоинство... Понедельник, 27 ч<исла> Вторник, 28 июля Среда, 29 июля Четверток, 30 ч<исла> Пятница, 31 ч<исла> Augustus Суббота, 1 ч<исла> 1881 Воскресение, 2 авг<уста> Понедельник, 3 авг<уста> Вторник, 4 авг<уста> Среда, 5 августа Четверток, 6 ч<исла> Пяток, 7 авг<уста> Суббота, 8 августа Воскресение, 9 авг<уста> Понедельник, 10 авг<уста> Вторник, 11 авг<уста> Среда, 12 авг<уста> 1881 Четверток, 13 авг<уста> Пятница, 14 Суббота, 15 авг<уста> Воскресение, 16 авг<уста> Понедельник, 17 ч<исла> Вторник, 18 авг<уста> Среда, 19 авг<уста> Четверток, 20 авг<уста> Пяток, 21 авг<уста> Суббота, 22 августа Воскресение, 23 авг<уста> Понедельник, 24 ч<исла> Вторник, 25 ч<исла> Среда, 26 августа Четверток, 27 авг<уста> Пятница, 28 авг<уста> Суббота, 29 авг<уста> Воскресение, 30 авг<уста> Понедельник, 31 ч<исла> Септемврий Вторник, 1 сент<ября> 1881 Середа, 2 сент<ября> Четверток, 3 сент<ября> Пяток, 4 сент<ября> Суббота, 5 сент<ября> Воскресение, 6 сент<ября> Девтера, 7 сент<ября> Вторник, 8 сент<ября> Среда, 9 сент<ября> Четверток, 10 ч<исла> Пятница, 11 сент<ября> Суббота, 12 сент<ября> Воскресение, 13 ч<исла> Понедельник, 14 Вторник, 15 сент<ября> Среда, 16 сент<ября> Четверток, 17 сент<ября> Пятница, 18 сент<ября> Суббота, 19 сент<ября> Воскресение, 20 сент<ября> Понедельник, 21 сент<ября> Вторник, 22 сент<ября> Среда, 23 сент<ября> Четверток, 24 сент<ября> Пятница, 25 ч<исла> Суббота, 26 сент<ября> Воскресение, 27 сент<ября> Понедельник, 28 сент<ября> Вторник, 29 сент<ября> Среда, 30 сент<ября> Октябрь Четверток, 1 окт<ября> 1881 Пятница, 2 окт<ября> Суббота, 3 окт<ября> Воскресенье, 4 окт<ября> Понедельник, 5 окт<ября> Вторник, 6 ч<исла> Среда, 7 октября Четверток, 8 окт<ября> Пяток, 9 окт<ября> Суббота, 10 окт<ября> Воскресение, 11 окт<ября> Понедельник, 12 ч<исла> Вторник, 13 ч<исла> Среда, 14 окт<ября> Четверток, 15 октября Пятница, 16 ч<исла> Суббота, 17 окт<ября> Воскресение, 18 окт<ября> Понедельник, 19 ч<исла> Вторник, 20 ч<исла> Среда, 21 октября Четверток, 22 окт<ября> Пятница, 23 ч<исла> Суббота, 24 окт<ября> Воскресение, 25 окт<ября> Понедельник, 26 окт<ября> Вторник, 27 окт<ября> Среда, 28 окт<ября> Четверток, 29 ч<исла> Пятница, 30 ч<исла> Ноябрь Воскресение, 1 н<оября> 1881 г. Понидилок, 2 н<оября> Вивторок, 3 н<оября> Сэрэда, 4 н<оября> Четвэрг, 5 н<оября> Пьяток, 6 н<оября> Суббота, 7 ноября Воскресение, 8 ноября Понедельник, 9 ноября Вторник, 10 н<оября> Среда, 11 ноября Четверток, 12 н<оября> Пяток, 13 ноября Суббота, 14 ноября Воскресение, 15 н<оября> Понедельник, 16 н<оября> Вторник, 17 н<оября> Среда, 18 ноября Четверток, 19 н<оября> Пятница, 20 ноября Суббота, 21 ноября Воскресение, 22 н<оября> Понедельник, 23 н<оября> Вторник, 24 н<оября> Среда, 25 ноября Четверток, 26 н<оября> Пятница, 27 ноября Суббота, 28 н<оября> Воскресение, 29 н<оября> Понедельник, 30 н<оября> [ЗИМА (по-арабски)] Декабрь Вторник, 1 дек<абря> Среда, 2 декабря Четверток, 3 дек<абря> Пятница, 4 дек<абря> Суббота, 5 дек<абря> Воскресение, 6 декабря Понедельник, 7 дек<абря> Вторник, 8 дек<абря> Среда, 9 дек<абря> Четверток, 10 декабря Пяток, 11 дек<абря> Суббота, 12 декабря Воскресение, 13 декабря Понедельник, 14 дек<абря> Вторник, 15 дек<абря> Среда, 16 дек<абря> Четверток, 17 дек<абря> Пяток, 18 дек<абря> Суббота, 19 дек<абря> Воскресение, 20 дек<абря> Понедельник, 21 дек<абря> Вторник, 22 дек<абря> Среда, 23 дек<абря> Четверток, 24 д<екабря> Пяток, 25 дек<абря> Суббота, 26 дек<абря> Воскресение, 27 дек<абря> Понедельник, 28 дек<абря> Вторник, 29 дек<абря> Среда, 30 декабря Четверток, 31 д<екабря> Фотографии Архимандрит Антонин и его дневник  

 
Предисловие

История русской жизни, духовности и культуры XIX века не может быть правильно оценена и осмыслена вне широкого контекста взаимодействия церковной и светской стихии, без учета изменений системы религиозно-психологических, социальных и культурологических ориентаций в русском обществе. Трезво оценивая ситуацию, благословляя российскую имперскую державность и активно участвуя в ее созидании, лучшие представители Церкви ориентировали общество на творческий, трудно достижимый синтез: открытость и всеотзывчивость к внешнему миру и внешней культуре – и при этом на воцерковление культуры, обогащение человека современного, вполне европейского многовековым опытом православной традиции. Идеалом новой России – от Петра Великого до Александра Третьего – были деятели, способные быть в авангарде, на самом острие европейской науки и цивилизации, оставаясь при этом абсолютно русскими людьми. В этом собственно и состоит чудо и своеобразие того мощного сплава Империи, Церкви и культуры, который называется русским девятнадцатым веком.

К числу таких людей принадлежал архимандрит Антонин (Капустин). Это имя мало известно сегодня нашему читателю. Между тем, это был выдающийся ученый и церковный деятель, востоковед, византинист, археолог, археограф и нумизмат – и одновременно талантливый дипломат и публицист. Десять лет Антонин был настоятелем восстановленной им из руин посольской церкви в Афинах, пять лет служил в Константинополе, почти тридцать лет возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, достойно представляя нашу страну на Ближнем Востоке, отстаивая права православного населения в мусульманской стране, в сотрудничестве и конкуренции с церковными и политическими представителями западных держав.

Главной и неоценимой его заслугой для России стало создание Русской Палестины – приобретение многочисленных земельных участков в Святой Земле, проведение археологических раскопок, строительство храмов и монастырей, паломнических приютов и школ для местного арабского населения.

Уникальным историческим источником и памятником русской духовной культуры является дневник архимандрита Антонина, научная публикация которого давно стала не только научной, но и общекультурной задачей. Дневник хранится в Российском Государственном Историческом Архиве в Санкт-Петербурге и представляет собой каждодневную летопись становления и деятельности русских церковных и светских учреждений в Палестине.

Научно-исследовательский и издательский проект по изучению и изданию «Дневника» архимандрита Антонина осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Святейший Патриарх в своей резолюции на моем письме к нему писал: «Считаю опубликование “Дневника” архимандрита Антонина (Капустина) очень важной научной и общекультурной задачей. Господь да благословит это нужное для науки и истории дело. При наличии таких ученых мужей, которые берут на себя многотрудную задачу по исследованию и публикации трудов приснопамятного архимандрита Антонина, не буду возражать, а почту за честь быть почетным председателем этого уникального труда по изданию “Дневника” выдающегося ученого, византиниста, археолога».

Хорошо известно, с какими сложностями сопряжена деятельность Русской Православной Церкви в Палестине, особенно когда речь идет о восстановлении в Святой Земле русского духовного присутствия и о возвращении России и Русской Православной Церкви их роли и законных прав в регионе. В юридической практике российских дипломатов в Святой Земле «Дневник» в ряде случаев приобретает характер уникального правового документа, вокруг которого могут быть сгруппированы и другие комплексы официальных источников, представляющих значение для обоснования законности приобретений недвижимости, установления владельца, обоснования иных юридических требований.

Огромный интерес представляет «Дневник» Антонина также для исторической и богословской науки, для реконструкции исторических связей России с Восточными Патриархатами – связей, которые и сегодня являются основой формирования церковной политики России в Святой Земле и на Ближнем Востоке.

Все более актуальным становится изучение проблемы русского присутствия в зарубежных странах, в иных этнокультурных и конфессиональных средах. «Человек на все времена», архимандрит Антонин всегда был и оставался подлинным патриотом, поборником имперского величия России, канонических прав и прерогатив Русской Православной Церкви. И при этом, перефразируя слова Достоевского об особом даре русского человека, об Антонине мы с полным правом можем сказать: «Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные!»

Уверен, что чтение «Дневника» доставит истинное удовольствие любому читателю, не лишенному вкуса к хорошей литературе, сочному русскому языку, отечественному прошлому.

Я. Н. Щапов, член-корреспондент РАН

От составителей

Одной из важнейших и интереснейших категорий исторических источников являются дневники выдающихся лиц, которые оставили решающий след в истории страны, Церкви и культуры. Свидетельства, писанные той самой рукой, которой делалась история...

Дневник как разновидность документа обладает своей непростой спецификой. Достоинством жанра является принципиальная возможность с одной стороны, видения и осмысления эпохи через призму личности, с другой – восприятие и понимание личности и ее развития в многоцветном «ореоле» событийной и смысловой повседневности. Взаимодействие души и времени, бытия индивидуального и социального... Многообразие общений, окружений, своих и чужих интерпретаций и мыслей, примерка к идеалам и историческим образцам – и полный субъективизм в оценке собственных сил, порывов, свершений... Если, сознавая – религиозно или философски – свою конечность и недостаточность, человек может все-таки на склоне дней сказать с поэтом:

Был всю жизнь в окруженье,

Только не был в плену, –

можно сказать, что сверхзадача сопутствовавшего ему дневника выполнена.

И тут перед исследователем встает проблема тонкого внутреннего диалога – взаимодействия двух субъектов – историка и героя, являющаяся одной из главных методологических проблем изучения и использования «личных» жанров в историческом исследовании. Автор биографии неизбежно выражает себя через героя, о котором пишет, и через это – особенности, требования и сущность своей эпохи. Дневник как поденная автобиография охватывает мир, направления духовной жизни, исторические периоды в той мере, в какой они представлены в личности и проявляют себя через нее.

Лишь осознав названные особенности и противоречия «личного» источника, историк, работающий с ним, может перейти к проблеме его достоверности и степени точности и объективности в интерпретации событий. Представляя собой – по материалу – беглые, чтобы не сказать летучие, ежедневные наблюдения и впечатления, «мысли вслух», «для себя», для своей памяти, дневники, однако, уже с момента своего создания предназначены для длительного хранения, а следовательно – для потенциального «прочтения потомками». Иногда им приходится ждать этого долго.

К числу замечательных – и доныне практически не востребованных – памятников русской духовной автобиографической литературы относится дневник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894). Необходимость и актуальность издания дневника отчетливо сознается научной общественностью и представителями Русской Православной Церкви.

Делая первый шаг в осуществлении задуманного многотомного научно-издательского проекта, авторы настоящих строк хотели бы сказать следующее. Мы считаем особым для себя счастьем и удачей иметь возможность в течение более десяти лет заниматься изучением и введением в научный оборот этого уникального по многогранности и информативности исторического источника и вполне отдаем себе отчет в трудности и ответственности предпринятой работы.

Редко бывает так, чтобы издатель и комментатор пришелся в меру своему автору и герою. Важнее, чтобы существующие на сегодняшний день научно-исследовательские наработки позволили обеспечить необходимый уровень правильного прочтения и понимания содержащихся в источнике сведений. Все эти годы мы росли с дневником, с подготовкой текстов, статей и публикаций. Несмотря на это, мы все еще не владеем в полном объеме информацией, необходимой для понимания и комментирования дневника. Настоящая оценка и самого памятника, и нашей работы может, очевидно, быть произведена лишь по завершении проекта, окончание которого планируется к 2017 г. – 200-летию архимандрита Антонина.

В связи с масштабностью и трудоемкостью издания принято решение печатать «Дневник» отдельными, за каждый год, выпусками – не в хронологическом порядке, а по мере готовности томов. Каждый том дневника, как страница летописи Русской Палестины, является по-своему самоценным, и в каждом автор присутствует «весь целиком». Мы решили начать с 1881 года, и тому было несколько причин.

В этом году состоялось первое паломничество великих князей Сергия и Павла Александровичей и Константина Константиновича в Святую Землю, подробно описанное в дневнике и имевшее большое значение для Русской Палестины и для создания Императорского Православного Палестинского Общества. Оно было приурочено к годовщине смерти императрицы Марии Александровны и связано с трагической гибелью императора Александра II, размышления о котором важны для понимания мировоззрения о. Антонина. В дневнике этого года нашли отражение и первые этапы созревания и оформления историко-литургических замыслов архимандрита, осуществленных позднее – храма-памятника во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании и идея посвящения будущего Горненского монастыря Небесной Игумении, Божией Матери.

Текст подготовлен по машинописной копии, хранящейся в библиотеке ИППО, и сверен по оригиналу РГИА. Дневниковые записи воспроизводятся по современной орфографии и пунктуации, с сохранением стилистических особенностей оригинала, в том числе всех курсивов, подчеркиваний, разрядок, траурных рамок. Слова и фрагменты текста, выделенные киноварью, отмечены в примечаниях. «Э» оборотное в начале греческих слов (“Элеон” “эпитрахиль”, “эпитимья”) заменено в соответствии с современной орфографией на «е».

Все даты в дневнике даны по старому стилю. Каждая запись предваряется у Антонина указанием дня недели, числа и месяца, причем дни недели могут быть указаны на иностранных языках – греческом, украинском, арабском, а названия месяцев часто пишутся в сокращении. Эти, как и все другие имеющиеся в тексте, сокращения раскрыты в угловых скобках. Названия русских журналов и газет заключены в кавычки. Несколько слов в дневнике остались не разобранными, что отмечено в тексте.

Перевод иноязычных слов и цитат дается под строкой. Богослужебные и библейские цитаты выделены в тексте курсивом. Библейские цитаты, приведенные на церковнославянском, русском и греческом языках, сопровождены примечаниями с синодальным переводом.

Комментарий охватывает большинство имеющихся в тексте имен, названий, исторических реалий. К сожалению, не все встречающиеся в дневнике имена и инициалы поддаются идентификации, круг общения архимандрита был чрезвычайно широк. Дальнейшие исследования позволят уточнить и расширить наши знания.

Составители хотели бы с особой благодарностью почтить память Святейшего Патриарха Алексия II, осенившего проект своим первосвятительским благословением, неизменно проявлявшего интерес к работе и ожидавшего издания дневника архимандрита Антонина.

Выражаем сердечную признательность Святейшему Патриарху Кириллу за многолетнее благосклонное внимание к научным идеям и программам Императорского Православного Палестинского Общества, в том числе к изучению и изданию дневников архимандрита Антонина.

Приносим благодарность Российскому государственному историческому архиву (Санкт-Петербург) и лично директору архива А. Р. Соколову за предоставленную возможность по оцифровке оригиналов дневника, Музею истории религии (Санкт-Петербург) и лично Б. С. Аракчееву и Е. А. Терюковой за право пользования материалами библиотеки и фототеки ИППО, находящихся в собрании музея.

Низкий поклон архиепископу Егорьевскому Марку (Головкову), начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандриту (ныне епископу) Тихону (Зайцеву), игумении Русского Горненского монастыря матушке Георгии и сестрам обители за уникальную возможность работы с материалами Архива РДМ, широко использованными при комментировании текста.

Проект был бы невозможен без многолетней финансовой поддержки Российского гуманитарного научного фонда и благожелательного отношения Ю. Л. Воротникова.

Наконец, но отнюдь не в последнюю очередь, с искренней благодарностью хотим сказать о бескорыстной помощи К. А. Ваха, О. С. и Т. С. Кобловых, В. А. Ромодановской, Г. В. Фролова, трудом которых создавалась электронная версия дневника.

Н. Н. Лисовой, Р. Б. Бутова


Источник: Дневник. Год 1881 // Издание подготовили Н.Н. Лисовой, Р.Б. Бутова; Отв. ред. член корр. Ран Я.Н. Щапов. - М.: "Индрик", 2011. - 384 c., илл.

Вам может быть интересно:

1. Дневник. 1881 – Дневник. Год 1881 архимандрит Антонин (Капустин)

2. Из Румелии архимандрит Антонин (Капустин)

3. Донесения из Константинополя. 1860-1865 архимандрит Антонин (Капустин)

4. Слово на Голгофе. Проповеди и наставления для русских паломников в Иерусалим (1870-1892) архимандрит Антонин (Капустин)

5. Отец Антонин Капустин - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Киприан (Керн)

6. Путешествие по Востоку и его научные результаты профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

7. Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме: Очерк из истории сношений России с православным Востоком протоиерей Фёдор Титов

8. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

9. Дневник паломника на Афон митрополит Арсений (Стадницкий)

10. Книга бытия моего. Том V епископ Порфирий (Успенский)

Комментарии для сайта Cackle