А.Г. Дунаев

Аполлоний

Аполлоний († между 183 и 185), мч. Римский (память 18 апр. по Римскому мартирологу, 21 апреля по актам), один из ранних апологетов, принявший мученическую кончину при имп. Коммоде. По сведениям блж. Иеронима (De vir. illustr. 42; Ep. 70 ad Magnum / PL. 22. Col. 667), А., «сенатор города Рима», был привлечен к суду как христианин по доносу своего раба Севера, хотя Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. V 21) и сохранившиеся судебные акты ничего не говорят о сенаторском достоинстве А. и личности доносчика. Обвинитель был вскоре казнен, тем не менее А. предстал перед судом рим. префекта Перенния (180–185). Святой мужественно исповедал себя христианином и отказался принести жертву богам и образу императора. Не добившись от А. отречения, Перенний передал дело в сенат, перед к-рым А. произнес блистательную речь в защиту христианства. По словам Евсевия, в соответствии с «древним законом» христиан, представших перед судом, можно было отпустить только после их отречения; мученика приговорили к обезглавливанию (согласно греч. версии актов, ему были перебиты голени).

В древности был распространен текст апологии Аполлония, которую тот, возможно написав заранее, произнес перед сенатом. Евсевий включил ее в свое собрание мученических актов, не сохранившееся до наст. времени. Подлинный текст актов на арм. языке с апологией был впервые опубликован в 1874 г., но привлек внимание ученых лишь в 1893 г., а в 1895 г. болландисты обнаружили и опубликовали греч. версию, дошедшую в единственной рукописи под заглавием «Мученичество апостола Аполлоса, [прозванного] также Саккеем».

Акты и апология Аполлония являются важным промежуточным звеном между подлинными мученическими актами, имевшими хождение в кругу христиан, и традицией лит. обработок житий-мученичеств, в к-рых апологии были необходимым элементом. В научной лит-ре высказываются осторожные сомнения в подлинности текста, однако внимательный анализ обоих довольно близких вариантов (арм. и греч.) не позволяет признать эти сомнения основательными. Множество латинизмов, юридические подробности судебного процесса, о к-рых не могли знать позднейшие составители, высокий философский уровень и оригинальность апологии Аполлония, а также редкие фрагменты и варианты чтения античных философов, приводимые в ней, могут служить доказательством того, что акты восходят непосредственно к подлинным протоколам судебного разбирательства над Аполлонием.

В связи с апологией возникает ряд важных и до конца не разрешенных совр. наукой вопросов, касающихся в первую очередь юридической стороны процесса над Аполлонием. Так, из текста Евсевия неясно, был ли казнен доносчик из-за того, что «согласно императорскому указу» нельзя было принимать доносы «на таковых» (т. е. христиан; ср., однако, перевод Руфина: «Закон, повелевавший наказывать представленных христиан» – GCS. Bd. 9/1. S. 487), либо их нельзя было принимать «от таковых», т. е. рабов). После казни обвинителя процесс над Аполлонием мог состояться или после повторного иска иного лица (что не исключено, хотя и маловероятно), или как офиц. гос. расследование. Во втором случае неясна юридическая база для судебного преследования мученика. Акты и Евсевий упоминают о «постановлении сената» (τὸ δόγμα τῆς συγκλήτου), по которому Аполлоний был привлечен к суду и казнен. Вопросы о том, что представляет собой это постановление и каково его отношение к «постановлению» имп. Коммода, упоминающемуся в греч. версии актов (Acta gr. 45), а также почему дело Аполлония велось не полномочным представителем императора (Переннием), а было передано в сенат, пока не нашли достаточно убедительных объяснений.

Богословское и философское содержание апологии доказывает хорошее образование Аполлония, не являвшегося тем не менее «профессиональным» философом; сдержанная сила, последовательность аргументации, подлинная убежденность и готовность пострадать за веру, благородство поведения и мыслей обвиняемого побудили А. Гарнака назвать защиту Аполлония «самой благородной апологией христианства, дошедшей до нас от древности».

Источники и литература

Изд.: BHO, N 79; BHG, N 149; Vitae et Passiones Sanctorum. Venetiis, 1874. Vol. 1. P. 138–143 [арм. версия]; Sancti Apollonii Romani Acta graeca ex codice Parisino graeco 1219 / AnBoll. 1895. T. 14. P. 286–294 [греч. версия]; Klette E.-Th. Der Prozess und die Acta S. Apolloni / TU. 1896. Bd. 15/2. S. 92–131 [греч. текст и нем. пер. греч. и арм. версий]; Max, Prinz von Sachsen. Der heilige Märtyrer Apollonius von Rom. Mainz, 1903; Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Oxf., 1972. P. 90–105 [греч. текст и англ. пер.]; Акты и апология св. Аполлония / Предисл., коммент., библиогр., пер. с древнегреч. А. Г. Дунаева, пер. с древнеарм. В. А. Арутюновой-Фиданян / СДХА. с. 373–406.

Лит.: Остроумов С. [И.] Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства II в. М., 1886; он же. Гонение на христиан в царствование Коммода / ПО. 1890. № 11/12. С. 701–702; Seeberg R. Das Martyrium des Apollonius / Neue kirchliche Zschr. 1893. Bd. 4. S. 836–872; Harnack A. Der Prozess des Christen Apollonius vor dem praefectus praetorio Perennis und dem römischen Senat / SAWW. 1893. Bd. 37. S. 721–746; Mommsen Th. Der Prozess des Christen Apollonius unter Commodus / Ibid. 1894. Bd. 27. S. 497–503; Hardy E. G. Christianity and the Roman Government. L., 1894. p. 200–208; Болотов. Лекции. т. 2. С. 103–105; Geffcken J. Die Acta Apollonii / Nachrichten der Göttinger Akademie. 1904. S. 262–284; idem. Die Christlichen Martyrien / Hermes. 1910. T. 45. P. 486 ff.; Callewaert C. Questions de droit concernant le procès du martyr Apollonius / Revue des questions historiques. 1905. Т. 77. Р. 353–375; DACL. Т. 4. Соl. 1633–1646, 2131–2136; Zeiller J. Nouvelles observations sur l'origine juridique des persécutions contre les chrétiens aux deux premiers siècles / RHE. 1951. T. 46. P. 521–533; idem. Sur un passage de la Passion du martyr Apollonius / Mélanges Jules Lebreton. 1952. T. 2. P. 153–157; Griffe E. Les Actes du martyr Apollonius et le problème de la base juridique des persécutions / Bull. de littérature ecclésiastique. 1952. T. 53 (72). N 2. P. 65–76; Sordi M. L'apologia del martire romano Apollonio, come fonte dell' «Apologeticum» di Tertulliano e i rapporti fra Tertulliano e Minucio / Rivista di Storia della Chiesa in Italia. 1964. Vol. 18. P. 169–188; Tibiletti G. Gli «Atti di Apollonio» e Tertulliano / Atti della Accademia delle Scienze di Torino. 1964/1965. Vol. 99. P. 295–337; idem. Il Cristianesimo come «inganno» negli «Atti di Apollonio» / Aevum. Mil., 1967. Vol. 41. Fasc. 5/6. P. 511–515; Gabba E. Il processo di Apollonio / Mélanges d'archéologie, d'épigraphie et d'histoire, offerts à J. Carcopino. P., 1966. P. 397–402; Freudenberger R. Die Überlieferung vom Martyrium des römischen Christen Apollonius / ZNW. 1969. Bd. 60. S. 111–130; Schwartz J. Autour des Acta S. Apoll[o]nii / Revue d'histoire et de philosophie religieuses. 1970. T. 50. P. 257–261; Lanata G. Gli atti dei martiri come documenti processuali. Mil., 1973. P. 145–157 [Библиогр.]; Prete S. «Confessioni Trinitarie» in alcuni Atti di martiri del sec. II (Giustino, Apollonio, Policarpo) / Augustinianum. 1973. Vol. 13. P. 469–482; Paulsen H. Erwägungen zu Acta Apollonii 14–22 / ZNW. 1975. Bd. 66. S. 117–126; EEC. Р. 59–60; Saxer V. Martyrium Apollonii Romani: analyse structurelle et problèmes d'authenticité / Rendiconti della Pontifica Accademia di Archeologia. 1982/84. Vol. 55–56. P. 265–298.



А. Г. Дунаев


Источник: Дунаев А.Г. Аполлоний. // Православная Энциклопедия. 2001. Том 3. С. 68-69.

Комментарии для сайта Cackle