Послание к Дамасскому эмиру, по внушению царя римлян, изложенное простым языком приспособительно к пониманию сарацин1

Источник

Письмо твое, визирь, отправленное к нам из Эмата, мы получили и радуемся твоему телесному здоровью, потому что у христиан есть обычай радоваться телесному здоровью врагов, ибо учение Христа, Бога истинного, таково: «любите врагов ваших» и «добро желайте ненавидящим вас» (Мф.5:44). Но вместо чистой и непорочной веры ты выдаешь за добрую веру сарацин, которая происходит от закона прельстившаго вас Магомета, как учит вас Коран и Фолкан (τὸ φολκάν?). Не полна ли она нечистоты, приводящей вас в особенности к блудодеянию с женами и иным многим постыдным и непотребным делам? А что нечиста ваша вера, ясно (будет) из следующего: так как вы требовали, чтобы мы внимательно выслушали написанное тобою к нам, то и сам выслушай нас с размышлением, приличным людям.

Мы, христиане, слышали многих пророков, предвозвестивших пришествие Христа, Сына Божия и Бога в мир, и делами, которые Сам Иисус Христос сотворил на земле, убедились (в этом) и уверовали в Него. Ибо все, что предвозвестили пророки о Христе, то Он и исполнил: и то, что Он имеет родиться от Девы и сотворит на земле многие чудеса, будет воскрешать мертвых, больных делать здоровыми, изгонять демонов, и то, что Он будет распят беззаконными иудеями, через три дня воскреснет и взойдет на небеса, и то, что посредством двенадцати бедных и простых учеников мир научится вере в Него. А что касается вашего суесловия, что и Адам не родился от жены, то мы много смеялись несмыслию тех, которые говорят так. Ибо Адам, когда еще не было другого человека, был первый создан Богом; а Христос, Сын Божий и Бог, когда было много людей и когда все рождались женами от соития мужского, один только родился от единой Девы. Не исповедуете ли и вы этого (когда говорите), что Слово Божие вошло в Святую Марию, матерь Христову, чрез слух Ее, и что Она зачала Христа Иисуса и родила Его? Но говоря, что Слово Божие вошло чрез слух во Святую Марию, зачем думаете, что звук (глас) вошел в слух Девы? Звук не есть вещь, имеющая субстанцию и могущая пребывать, – он тотчас рассеевается в воздухе. Так, не звук вошел в Деву, а посредством звука мыслимый Сын Божий и Бог вошел, и вселился, и родился от Нее во спасение человеков. Ибо Он взял от чистых кровей Святой Девы, как художник берет какой-нибудь материал и делает вещь, как золотых дел мастер делает из золота серьги, или перстень, или что-нибудь иное. Так и Сын Божий во утробе Святой Девы Марии взял, как материал, чистые крови Ее, и сотворил человека, и вселился в него, и родился от Нее человеком совершенным, не переставая в тоже время быть и Богом совершенным, как Бог и Сын Божий, и был сопричислен к людям и волею пострадал за нас, о чем писали и ученики Его, апостолы. А что не звук вошел во Святую Марию Деву, но посредством звука мыслимый Сын Божий и Бог, – об этом послушай.

Если кто-нибудь рассказывает тебе о каком-либо человеке, что он таков-то и таков-то, то звук ли оный входит в тебя или мысль посредством звука, и человек, обозначаемый этим звуком, есть и пребывает в твоей душе? Во всяком случае, если имеешь разум, ты должен сказать, что человек, обозначенный звуком, находится в душе моей; человек, обозначенный звуком, не иссчезает, подобно звуку, в воздухе. Так и во Святую Деву Марию посредством гласа ангельского вселился являемый этим гласом Сын Божий и Бог, и родился с человеком, которого Он (Сам) образовал, и сопричислился к людям.

Если же ты говоришь: как Пресвятой Бог вошел в утробу Девы, где кровь и нечистоты, то я тебе скажу, как мог Бог, создавая в начале Адама и Еву, простереть руку и создать члены мужчины и женщины? Как тогда, создавая Адама и Еву, Бог не делал ничего недостойного Себя, а напротив, достоин великой похвалы за то, что не возгнушался сделать это, так и теперь, ради спасения людей сделавший (тоже самое) при посредстве Святой Девы, Он достоин похвалы, а не порицания или хуления.

Если так случилось и с Адамом, и со Христом, то в отношении к рождению без отца Адам подобен Христу.

Что касается тех, которые говорят, что и Иезекииль воскрешал мертвых, то мы много смеялись такой болтовне. Ибо сам Иезекииль в пророчестве своем о мертвых костях истолковывал, что он говорит не о мертвых костях, а называет мертвыми пленных, отведенных в Вавилон и потом опять возвратившихся на свое место. Ибо прибавляет: «сыне человечь, сия кости весь дом израилев есть; тии бо глаголют: сухи быша кости наша, ...убиени быхом», т. е. омертвели, и тотчас говорит: «и изведу вас, людие мои, от гроб ваших в землю вашу» (Иез.37:11–12). Как же вы считаете за истинное бытие то, что́ говорится приточно? На ваше возражение: как вы утверждаете, что Бог имеет Сына, и как Он родил Его, еда жену имать Бог, якоже и человецы? – мы отвечаем: этого человек, имеющий душу человеческую, ни понять, ни выразить не может, чтобы, слыша о рождении, не стал искать жены и мужа и плотского соития, и чтобы не стал рассуждать недостойно о рождении, приличествующем Богу. Так поступает человек несмысленный. И когда ты слышишь от человека, что человек ἐχορτάσθη, разве думаешь, что человек насытился, наевшись «травы», ибо от χόρτος (трава) происходит слово насыщаются (χορτάζεσθαι)? Как слыша о насыщении, не думаешь, что человек насытился травою (ибо человек не траву ест, а хлеб и мясо и этим насыщается), так и слыша о рождении, мысли о рождении сообразно с предметом, а не применительно к природе живущих, что делаете вы, сарацины, будучи страстными, и су́дите о Боге вследствие своей нечистоты и тупоумия, и подобно скотам, которые не могут человеческой мыслью судить ни о какой природе и мыслить о ней по ее достоинству и о словах, которыми она обозначается.

Мы утверждаем, что Бог имеет не только Сына, но и Святого Духа, что мы называем Святою Троицею. Сына же мы называем и Словом, чтобы посредством слова «Сын» мыслить Его единосущным Богу Отцу, подобно тому как порождения людей и других животных единосущны с родившими их. Называя же Его Словом, мыслим, что Он без телесного страдания исходит от Отца, подобно тому, как и из нашего ума слово исходит без всякого страдания. Также (мыслим мы) и о Духе. Ибо как это солнце, будучи единым, имеет свет и теплоту, не чуждые солнцу, но близкие ему, исходящие из его природы, и одно называется светом, другое теплотою, которые не чужды друг другу, потому что они от солнца, из одного источника, и свет делает видимым все, что в мире, а теплота солнечная оживотворяет все – и растения, и животных, так и Бог Отец чрез Сына Своего, воплотившегося спасения ради нашего, Господа Иисуса Христа и Бога, просвещает помышление словесных естеств, чтобы достойно нам мыслить о подлежащих вещах и о всем, случающемся с ними. Не имея этого света в сердцах ваших вы, сарацины, живете, как слепые, и не можете различить божественное и человеческое дело. Дух же Святой освящает нас и избавляет от грехов, чтобы мы, подобно вам, сарацинам, не пребывали в грязи и нечистоте, как свиньи. И мы называем Сына Богом и Духа Святого Богом, подобно тому, как свет солнца называем солнцем, потому что, когда чрез какое-нибудь отверстие солнечный луч входит в дом и освещает дом, мы говорим, что солнце вошло и осветило дом. И опять, когда идя мы согреваемся силою теплоты солнечной, мы говорим, что солнце согрело нас. Вот – доказательство, что в Троице мыслится нами и веруется Бог.

А что́ вы суесловите, что христиане крест Христов делают равночестным Христу, потому что на нем Он распялся, то говорить это несвойственно людям разумным и сведущим. Так как и вы поклоняетесь плащу Магомета, то я спрашиваю вас: зачем вы поклоняетесь плащу и одежду делаете равною человеку? Если вы упрекаете нас за поклонение кресту, потому что на нем был пригвожден Христос, то тем более мы можем упрекнуть вас за поклонение Магометову плащу, как Магомету. Но Христос был распят и воскрес; а Магомет, не предвозвещенный ни одним из пророков, и мертвых не воскрешавший, и сам не воскресший, достоин ли почитания, – будь то сам он или плащ его? – Таким образом, за то, о чем вы суесловите, вы сами более достойны порицания, потому что человека, который не был предвозвещен пророками, не сотворил чудес, и не родился от Девы без мужа, вы считаете и почитаете за пророка.

Как вы дерзаете называть Магомета пророком, когда он был человек нечистый и развратный? Увидев, что друг его Русулуле имеет красивую жену, и желая соблудить с нею, но не находя средств к этому, он сказал Русулуле, будто Бог открыл ему, что жена его соблудила. Когда же Русулуле сказал, что за это дело он убьет ее, Магомет отвечал: не убивай ее, но разведись с нею и пусть ее возьмет другой, и после того как она очистится от блудодеяния своего посредством того, что ее возьмет другой, тогда опять возьми ее, и отпустится блудодеяние ее. Когда же Русулуле сделал это и развелся с нею, то ее взял Магомет, соблудил с нею и совершил с нею студодеяние свое, и потом сказал Русулуле, чтобы он опять взял ее, что́ и было сделано. И он дал вам закон, чтобы и вы делали это, когда соблазнитесь тем, что жены ваши соблудили, что и делают некоторые: женщину берут люди строгой нравственности, так называемые очистители, и спят с нею на одной постели, положив между собою обнаженный меч. И вы не думаете о том, несмысленные, что некоторые и с утесов бросаются, чтобы только насладиться этою нечистотой. Да если и положить посредине меч, – что сто́ит лежащему удалить его, и оскверниться с нею? Ибо какой человек, лежа с женщиной на кровати, не осквернится с нею; во всяком случае, ваш очиститель не целомудреннее Иосифа, но и сей последний ни чем (иным) воздержался от осквернения с своею госпожею, как только тем, что убежал от нее, когда она схватила его. Но Магомет, впавший в прелюбодеяние с женою Русулуле, сделал это и постановил для вас, чтобы вы были не только тайными развратниками, но и явными. Он старался только о том (чтобы угодить вам); видя, что вы невоздержны по отношению к ложу, и зная, что вы особенно любите нечистоту по отношению к женщинам, он и установил делать это. Как же вы дерзаете называть его пророком, посланным от Бога?

Нас убеждают почитать Христа и поклоняться Ему, как Богу истинному, чистая Его жизнь, которую Он проводил и узаконил, и воскресение из мертвых, потому что что́ пророки предвозвестили о Нем, то́ Он и сделал. Да и доныне чудодействует каждый год в день Его воскресения святый и честный гроб Его. Погасив всякий огонь в Иерусалиме, где находится св. гроб Его, христиане приготовляют кандила ἀντρίου καὶ τουβίου ; эмир, что в Иерусалиме, стоит близ св. гроба – при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма св. воскресения и восклицают: «Господи, помилуй»; тогда внезапно является молния и кандила зажигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь. А гроб Магомета объемлет тьма и мрак во все дни жизни вашей.

На несмысленное же вопрошение ваше, волею или неволею распялся Христос, мы отвечаем, много посмеявшись над вами и по этому поводу: Христос распялся волею согласно с пророчествами о Нем. Ибо, Он был распят не за свои собственные грехи, потому что пророк Исаия говорит о Нем, что Он «греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (Ис.53:9), и »за беззакония людей Моих, – говорит Бог о Нем чрез того же пророка Исаию, – ведеся на смерть» (Ис.53:8). И той грехи наша понесе и о нась болезнует, так что Он распялся волею для спасения людей. А иудеев мы упрекает не за то, что они, распяв Его, исполнили волю Его, потому что евреи сделали это не для того, чтобы исполнить волю Его и предсказанное о Нем пророками, а потому, что они, будучи нечестивыми, удовлетворяли своему враждебному чувству. Представим и пример.

Положим, что кто нибудь имеет врага, у которого на теле веред и опухоль, доставляющая ему много страданий. Если враг его придет с намерением не исцелить его, а убить, и ударит его мечом по опухоли, но тот не умрет, а опухоль, удручавшая его, прорвется и уничтожится, и он избавится от удручавшей его опухоли и выздоровеет, то неужели имеющий смысл и рассудок может сказать, что он облагодетельствовал своего врага, ибо как хотевший убить оказался исцелителем болезни? Еще вы суесловите: как вы называете Христа Богом, когда Сам Христос говорит о Себе: «восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашму, Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17). – Но скажи мне: если сын вашего главнаго начальника скажет войску его: иду к отцу моему и отцу вашему, начальнику моему и начальнику вашему, то неужели начальник будет отцем в том же смысле по отношению к сыну, как и по отношению к войску? Размыслите об этом повнимательнее, и познаете свое несмыслие, потому что вы сами не знаете, о чем говорите и разсуждаете.

Иисуса же Навина как дерзаете вы называть равным Христу, потому что он остановил солнце? Ведь, Иисус Навин остановил солнце ради военной нужды словом своей молитвы к Богу; а Христос ничего не говорил, но когда мир увидел Творца своего распятым и обезчещенным, он пришел в смятение и «солнце убо помрачися, земля же потрясеся и вострепета», видя Содетеля своего умершвляема и укоряема, подобно тому, как раб, видя господина своего в безчестии и не вынося обиды, причиняемой его господину, бьет себя и исполняется скорби. А о том, что вы овладели всем светом, подобает вам скорее плакать, чем радоваться. Ибо мы, по благодати сыны Божии, любимые Им, терпим скорби, потому что «егоже любит Господь, наказует» (Евр.12:6), – говорит Писание наше, и любящий сына своего наказывает его, это и Сам Христос возвестил нам: «в мире скорбни будете» (Ин.16:33). И пророк Давид говорит: «не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему беззаконие» (Пс.36:7). Как вы не перестанете беззаконовать и убивать людей, когда пророк говорит: «не радуйся смерти человеческой, ниже погибели живущих» (Прем.1:13)? Хотя и сам ваш лжепророк Магомет говорит в Коране: не убивай человека, который не воюет с тобою и не поднимает оружия на тебя, не убивай ни земледельца, ни женщины, ни монаха, ни священника, однако вы и заповедь своего лжепророка не соблюдаете, но убиваете и тех, которые выходят против вас с оружием, и тех, которые не воюют с вами. А что вы хвалитесь, будто пользуясь особенным расположением Божиим, воюете и завладеваете светом, то что скажете (если напомним), что вас победил Парамитис и истребил, также и Андроник истребил вас 18 тысяч на одном месте. Где же была добрая вера сарацин, когда они таким образом все подпали одной смерти? Где также была вера ваша, когда и Гимерий уничтожил и истребил целое войско ваше? Впрочем, уповаем, что время ваше уже исполнилось, и вы окончательно погибнете.

Обратили мы внимание и на учение самого вашего Магомета о том, что по смерти вы войдете в рай, и будете иметь там по семи коней и по семи жен и блудодействуя с ними будете всегда иметь их девами, и будете также иметь там три реки, из вина, меда и молока, которыми будете питаться и жить. Но, спрошу я вас прежде всего о женах: для чего Бог сотворил женщину? Конечно, для того, чтобы она оплодотворялась от мужчины и рождала детей, преемников их в мире, а не для удовольствия и нечистоты. Спрошу вас потом и о реках. Питаясь из них, будете ли вы извергать оную пищу или нет? Во всяком случае, ядущий оную пищу часть ее будет издерживать на образование тела, а излишнее и ненужное будет извергать. Итак, неужели вы допускаете в рай и самые нечистоты ваши? И если все сарацины в раю будут извергать нечистоты, то не наполнят ли они в короткое время весь рай этими последними? Если же, как полагают некоторые из ваших мнимых мудрецов, пища не будет испражняема, но излишнее и ненужное будет удаляемо потом [из] всего тела, то мы скажем: если в нынешней тленной жизни нечистоты удаляются чрез одно отверстие, и это отверстие делается зловонным, разве не сделается зловонным и отвратительным все тело, если ненужное из пищи будет извергаться всем телом посредством пота? Поэтому, рай ваш и вы сами будете полны нечистот и зловония, и где найдете столько благовоний, чтобы намазываться, о чем вы так тщательно стараетесь в этой тленной жизни?

Если же говорите, какая нужда была воплотиться Богу, – то выслушай. Адама, согрешившего в раю, Бог осудил смертию, и так как надлежало опять отменить осуждение смерти, то Бог послал Сына Своего Бога, чтобы Сын Божий и Бог разрешил осуждение смерти, подобно тому как и царский сын посылается отцем своим, чтобы он отменил наказание отца своего. А что уничтожено Христом наказание смерти, ясно из следующего: Сам Христос, быв умерщвлен иудеями, воскрес из мертвых и потому не умирает. Если же вы скажете, что, хотя Христос и разрешил осуждение смерти, мы умираем как прежде Христа, так и после Него, то выслушайте. Так как угодить Богу в мире имеют многие, которых Он предопределил прежде сотворения мира по недоведомой глубине Своей премудрости, то было бы несправедливо, если бы Бог открыл окончательное (всеобщее) воскресение и, таким образом, повредил бы тем, которые имеют приблизиться к Нему своей доброй жизнью. Поэтому, Христос, воскресши из мертвых, показал нам, что и мы, сохранив заповеди Его, сподобимся такой же славы и воскреснем вместе с телами своими, с которыми жили на земле. А прежде пришествия Христова не было никакой надежды на воскресение мертвых. Со времени этого воскресения Христова открылось, что и прочие люди воскреснут с телами своими, чтобы сделавшие благое прияли с телами своими благое, а сделавшие злое прияли с телами своими злое.

Вот – что мы отвечаем на вашу болтовню; а относительно прочего, что сказано вами о распоряжениях благого царя, – особый ответ, особое суждение и апология.

* * *

1

Из греческой рукописи московской Синодальной библиотеки (по описанию Mathaei № 302).


Источник: Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. Исследование Н. Попова. - М.: Типография А. И. Снегиревой, 1892. - С. 296-304.

Комментарии для сайта Cackle