Как жить?

Источник

В одной очень поучительной книге есть следующий рассказ: «Некоторый старец поведал: Была девица очень преклонных лет, преуспевшая в страхе Божием. Я спросил ее, что привело ее к монашескому жительству. Она, прерывая слова вздыханиями, рассказала старцу следующее: «Это было еще в детском возрасте, когда скончались мои родители. Отец мой был человек скромный и тихого нрава, но слабого и болезненного телосложения, он был весь погружен в заботу о своем спасении и большую часть времени проводил в посте и страданьях. Мать же, наоборот, ведя жизнь в высшей степени рассеянную и развратную, проводила время в пьянстве и расточила всё, принадлежавшее дому. Отец, истомленный продолжительною болезнью, скончался. После его смерти мать, получивши большую свободу, окончательно сделала дом свой домом разврата. Но умирает и она. По кончине матери я стала размышлять о том, чью жизнь избрать себе в образец подражания: отца ли, который жил скромно, тихо и воздержно, провел всю жизнь в печали и болезни, или жить, как мать жила: она всю жизнь свою провела в пьянстве, пользуясь здоровьем и счастьем. Когда я согласилась избрать жизнь, подобную жизни матери своей, настала ночь и я уснула. Во сне предстал мне некто высокий ростом, взором страшный и обличил меня в принятом решении. Когда же я упросила его даровать мне прощение, он сказал мне: «Пойди и повидай обоих – и отца и мать твоих, – потом избери жизнь по желанию твоему.» С этими словами он, схватив меня за руку, повлек. Привел он меня на большое поле, красоты неизреченной, со многими садами и плодовитыми разнообразными древами, ввел меня в эти сады. Там встретил меня отец, обнял, поцеловал, назвал своею дочерью. Я заключила его в объятия свои и просила, чтобы мне остаться с ним. Он ответил: «Ныне это невозможно, но, если последуешь стопам моим, то придешь сюда по прошествии непродолжительного времени.» Когда я опять начала просить о том, чтобы остаться, показывавший мне виденное снова схватил меня за руку, повлек и сказал: «Пойди, я покажу тебе и мать твою, как горит она в огне, чтобы знать тебе, по жизни которого из родителей твоих направить жизнь твою.» Поставив меня в дому мрачном и темном, где живет скрежет зубов и горе, он показал мне печь, горящую огнем и кипящую смолу; какие-то страшилища стояли у устья печи. Я взглянула во внутренность печи и увидала в ней мать мою, она погрязла по шею в огне, скрежетала зубами, горела огнем, тяжкий смрад разливался от червя не усыпающего. Увидав меня, она воскликнула с рыданием, назвала дочерью: «Увы, мне дочь моя! Страдания эти – последствия собственных дел моих. Воздержание и все добродетели казались мне достойными посмеяния; я думала, что жизнь моя в сладострастии и разврате никогда не окончится; пьянство и объедение я не признавала грехами. И вот я наследовала геенну, подверглась этим казням за краткое наслаждение грехами; за ничтожное веселье расплачиваюсь страшными муками. Вот какую получают награду за презрение Бога! Объяли меня всевозможные, бесконечные бедствия. Ныне время помощи! Ныне вспомни, что ты вскормлена грудью моею, ныне воздай мне, если ты получила от меня когда-либо что-либо! Умилосердись надо мною, дочь моя, подай мне руку твою, и выведи меня из этого места!» Её вопль извлек у меня слезы; я также начала стонать, испускать вопли и рыдание. Эти вопли и рыдания разбудили моих домашних; они достали огня и спрашивали меня о причине столь громкого стенания. Я поведала им виденное мое. Тогда я решила последовать жизни отца моего, будучи удостоверена какие муки уготованы для произволяющих проводить порочную жизнь».

И перед тобою, христианин, две дороги: одна – привольное, развеселое житье: ешь, пей, веселись, а другая – отречение от себя, исполнение воли Божией, пост, молитва, духовные и телесные подвиги. Выбирай из них которую хочешь! Но помятуй и то, что чуть только рассказывалось и выбирай потому себе такую дорогу, такой образ жизни, за который на том свете тебе не пришлось бы раскаиваться. Больше же всего опасайся того пути, который приводит людей к вечным душевным и тесным мучениям. А такой путь, как это видно из вышеприведенного рассказа, есть жизнь в свое удовольствие, жизнь в балах, гостях, веселье, пьянстве, разврате, картежной игре и других пороках. Крадя людей у царствия Божия, такая жизнь еще здесь на земле приводит их к угрызениям совести, неудовлетворенности, скуке и болезням. А о том, что их ждет в будущей жизни – о вечном огне и нескончаемых муках страшно даже и подумать. Если ты, человек, не находишь себе места от боли одного самого ничтожного твоего члена – зуба, то помысли о том КАК ТЯЖЕЛЫ И НЕВЫНОСИМЫ ДЛЯ ТЕБЯ БУДУТ ЗАГРОБНЫЕ МУКИ, МУКИ ВСЕГО ТВОЕГО ТЕЛА, МУКИ ВЕЧНЫЕ! Если и теперь совесть заставляет даже и самых закоренелых преступников сдаваться в руки правосудия, то поразмысли о тех ВЕЛИЧАЙШИХ И ВЕЧНЫХ ТЕРЗАНИЯХ СОВЕСТИ, КОТОРЫЕ ЖДУТ ТЕБЯ, нарушителя заповедей Божиих, любящего излишества, всегдашнее веселье, карты и пьянство!»


Источник: Брошюры священномученика Аркадия (Остальского). [Электронный ресурс] // Бутовский полигон – Русская Голгофа.

Комментарии для сайта Cackle