Его же слово о Закхее
Город Иерихон был столицей хананеян, которой некогда, после осады и разрушения, овладел Иисус Навин, и которую теперь истинный Иисус, пришедши, удостоил врачеванья.
Слепец увидел свет, а народ уверовал: всякий язык прославлял Иисуса, и в прозревшем слепце каждый глаз увидел неожиданного учителя о чуде и спасении, который не словами, а делами учил учеников истине.
Всякая несправедливость – зло и нечто, достойное ненависти, а несправедливость мытаря преимущественно, ибо у него нет вовсе никакого благовидного предлога ко греху. Ведь для других можно найти некоторую необходимость и корень зла, из чего возникает несправедливость, а мытарь – зверь, нечестивейшая язва, сидящая при больших дорогах. Болел этой болезнью и Закхей, прежде чем приблизился к Иисусу, болезнью, которая по глубине учения была хуже болезни иерихонского слепца, ибо тот болел вследствие повреждения тела, а этот болел повреждением самой души.
Нe давай другим чужого, но обиженным возвращай собственное, ибо Бог не принимает милостыню от хищника.
Мытарь – прекрасный судья и управитель для себя: «если у кого что отнял, возвращу четверицею», говорит он не другим (ибо это не заслуживает награды и неугодно Богу), но самим потерпевшим.
«Днесь спасение дому сему бысть, яко и сей сын Авраама есть». Как может быть сыном Авраама, происходящий из Иерихона Ханаанского? Что общего по роду между Авраамом и хананеянами? Очевидно, что хотя по плоти он не был сыном Авраама, но по правам и делам, вместе и по приближению ко Христу, он и был и признавался гораздо более истинным сыном великого патриарха, чем изсшедшие из чресл его. Так, и Апостол назвал Елиму сыном диавола, и Господь сказал иудеям: «вы отца вашего диавола есте». Точно также (назван) и Закхей, потому что он подражал вере Авраама, ибо как тот, будучи призван, покинул родину, так и этот оставил мытницу и хранившееся там богатство, почему и Христос, сама истина, объявил его сыном Авраама.
