Слово о пророке Данииле и Сусанне
Благодать Духа, изобилуя богатством дарований, никогда не перестает проявлять (показывать) свойства, когда и кому пожелает. Переполненная, подобно реке, водами, текущими в жизнь, она в противоположность этим видимым и надземным водам сама руководит проявлениями своей силы. Ее поток не оскудевает, как бывает иногда с теми; она не допускает, подобно им, приливов и отливов, и не охватывает, как они, только той или другой части, но всегда полна и для всех достаточна. Изливаясь на участников полноты, она не становится менее полною, но все также изобилуя благодатью, не знает даже раздаяния и разделения по возрасту. Ибо неизмеримое не измеряется объемом тел, а вступает в связь и проявляется вместе с благородством и чистотой души. Вот почему она ныне сопровождает Самуила, еще младенца, а завтра восхищает Давида от стад своих овец, выделяя его из среды братьев, не обращавших на него внимания вследствие его несовершеннолетия. Иного, взятого от плуга, она помазанием делает совершенным, а также и служащего ныне предметом слова блаженного и поистине мудрого Даниила, еще нежного и совершенно молодого, делает вместе и судьею старцев и пророком. Хотя он был плодом того тяжкого плена, и отечеством его был Вавилон, хотя он казался бесславным вследствие несовершенного возраста и должен был быть робким в виду своего бедственного положения, но благодаря своей добродетели и воспитанию с ранней молодости, в философии, благодаря силе и твердости ума, он даже в этот юный возраст явился обличителем и судьею тех старцев и зрелых вполне. Впрочем, если позволительно, то возвратившись несколько к началу слова, посмотрим, какое величие и блаженство в том, чтобы быть другом Божиим.
Когда Иерусалим во время войны окончательно бил захвачен ассирийцами, народы еврейские были отведены в Вавилон. В толпе военнопленных юношей был и блаженный Даниил и в неприятельской земле жил он незаметным мальчиком, как ничтожный и незначительный спутник несчастного народа, нисколько не выделяясь среди своих единоплеменников и не представляясь ценной военной добычей для врагов: невидный, неизвестный, как благодаря своему возрасту, так и благодаря несчастью, он был видим только для Всевидящего.
Один Бог видел чистую душу отрока, как некую жемчужину, скрытую в морских раковинах, или золото, пребывающее в недрах земли, как прекрасную невесту, скрываемую завесой брачной комнаты. Когда же настало благоприятное время и скрытому нужно было обнаружиться, неизвестному – сделаться известным, презренному стать почитаемым, а сокрытое мраком бедственной участи должно было воссиять, то вот незаметное наитие Духа и уничиженный становится выше всех, не открывавший уст делается мудрецом, изобличителем скрытого, не получивший воспитания – судьею судей. На высокий трон садится тот, кто никогда не был даже слугою в суде. Юноша защищает оклеветанное целомудрие, руководит заблуждающимся народом и отменяет неудачный приговор всего города. Вы только что слышали об этом из чтения и душою, конечно, заняты чудом. И я, оставив то, что в других книгах, что к нашей пользе и удовольствию воспето в псалмах, что советовал Апостол, что со властью заповедал Господь в Евангелиях, склонился именно к этой истории. Ибо вижу, что два юных существа приобрели себе славу, одно в качестве судьи, другое в качестве подсудимой, – вижу Даниила, восхваляемого за приговоры, и Сусанну, за победу получившую венок целомудрия.
Подойдите же, если угодно, любители прекрасного и добродетели, обновим в памяти тот древний суд, поразим примером древнего целомудрия вновь явившееся невоздержание настоящего времени, выставив на позор отроческую старость и воздав дань удивления убеленной сединами юности. О развратные старцы и старейшины народа, нуждающиеся в тысячах наставников для своего исправления, злоумышленники против законных брачных союзов, в засаде подстерегающие целомудрие, строители козней, скорые изобретатели клеветы. Вы блуд устами осуждающие, а прелюбодеяние почитающие, врачи других, сами одержимые болезнью, гробы повапленные, внутри полные нечистот, но украшающие внешность. Вы, великие и сидящие на седалищах судей, прячетесь в чаще деревьев и кустарников, когда замышляете распутство. Смеялся, видя вас, виновник преступлений и советник зла (диавол), видя, как старейшины народа, избранные и уважаемые, подобно каким-то ворам или разбойникам, ползли по земле, чтобы посмотреть на нескромное зрелище, и прятались в кустарниках, подобно лисицам, которые из заросших и тенистых мест подкарауливают домашних птиц и нападают на беспечно отыскивающих корм. О злодейство, подобное тому, которое от начала и до конца совершает губитель человеческих душ! В саду произошло первое падение высоко стоявшего человека, в саду же и теперь старцы, руководимые змием, лишаются славы начальников и вместо судей становятся осужденными, чуждыми жизни и служителями греха. Впрочем, здесь он овладел мужами, женщиной же был побежден, и не нашел у молодой женщины в Вавилоне легкомыслия первой жены. Было бы справедливо сказать, что благодаря Сусанне Вавилон был не нарушением, но исполнением заповедей Божиих, стражем чистоты, городом мужественной женщины, местом победного торжества.
Ее я, оставляя без внимания промежуточное время, приравниваю по сходству добродетели целомудренному Иосифу: честную женщину ставлю наряду с целомудренным мужем, угодную Богу рядом о сыном Израиля. На обоих возлагаю один и тот же венок за целомудрие, и под ноги победителей низвергаю побежденных: под ноги Иосифа бесстыдную египтянку, госпожу свободного раба, а под ноги Сусанны бесчестных старцев. Я делаю их учителями целомудрия, ее – для юных жен, его – для молодости мужей, светильниками вселенной, цветами воскресения, судьями блудников, стражами брачных союзов. Однако, поведем речь только о святой женщине, ибо Иосиф здесь упомянут случайно и, как целомудренный, представлен примером целомудрия.
Когда старцы, как думали, держали добычу уже в руках и выскочили из засады, чтобы сейчас же схватить ее, они не нашли прекраснейшей лани робкою, но противящеюся и им и дракону, виновнику происшедшего, (а лань – животное, опасное для змей, – и удачно избрало слово образ этого животного); они звали, но не были услышаны, угрожали, но не устрашили. Несчастные любовники, наконец, оказываются в затруднении и страдают особенно от двух вещей, от неудачи в страсти и от страха быть изобличенными. Преступные головы изобретают клевету и для освобождения от одного зла вымышляют другое и покрывалом распутства делают убийство. Ибо грешник, когда впадает в первые проступки, как бы канатом привлекает и последующие беззакония. От добра рождается добро, а от зла – подобное ему. Поэтому и теперь убийство возникает в качестве плода распутства, поспешно устраивается заседание синедриона, как будто по поводу великого преступления женщины, и созывается толпа, чтобы посмотреть на обвиняемую. Обвинителями же и судьями были они сами, клевещущая седина пользовалась доверием, и оклеветанная юность была осуждена, так как их выдумка взяла вверх. А народ, возбужденный и страстный, как обычно народ, увлекается неразумным рвением, негодует по заблуждению и следует за желанием старцев. Родители судимой рыдают, муж оплакивает бедствие, дети кричат здесь и там, повиснув на матери, близкой к погибели, весь род прячется от позора. Преславные же судьи, поборники целомудрия, приказали прилично покрытую одеждой (ибо она не забылась даже при смущении от бедствий, имея привычку в соблюдении благоприличия) лишить необходимого покрова, чтобы даже в судилище совершать распутство, удовлетворяя постыдной страсти созерцанием подсудимой. На голову ее возлагали руки (что служило знаком осуждения) прелюбодеи, оскверняющие прикосновением чистое тело, и против нее говорили ложь пред собранием эти прекрасные ревнители истины.
Когда же народ был убежден, приговор произнесен и наказание было близко, тогда оклеветанная обратилась к Судии судей, перенесла суд апелляционный от людей к Богу, обратилась к безошибочному судилищу, и истина не замедлила. – Восстань у меня, наконец, блаженный Даниил, и теперь в слове, как и тогда воздвигнутый Духом, и скажи ты; «неповинен я в крови ее», как и Пилат сказал впоследствии безумным евреям. Возврати народ на судилище, начинай снова суд, плохо законченный, сделай подсудимыми недостойных судей; пусть изменится роль председателей и пусть женщина посмотрит на старцев, как сама она несколько раньше служила зрелищем для города. Пленник, суди граждан, иностранец – туземцев, юноша – старцев. Отдай святые уста Духу, ибо у тебя не нечистые уста, как говорит Исаия, мало себя ценя, и ты не нуждаешься в одном из серафимов и в очистительном угле. Разъедини мудро недостойных судей, чтобы они и твои вопросы не могли отражать так дружно, как напали на женщину в саду. Исследуем разумно каково было начало речей треблаженного отрока: «Обетшалый злыми денми, ныне приспеша греси твои, яже творил еси прежде (судя суды неправедны)1 неповинные убо осуждая, прощая же повинные» (Дан.13:52–53). Какое чудо и какая великая свобода Духа! «Ибо где был дух, там свобода» (ср. 2Кор.3:17). Вы видите, что он даже в самом начале чужд робости, но заглянув в глубину совести и видя, что души стариков переполнены грехами, не ищет свидетелей и доказательств, а по строгости гордо призывает их к суду, так как у пророка приговор был написан на сердце. Каков был его приговор, об этом он ничего не сказал, но немедленно отослал его для наказания; однако, чтобы убедить неразумный народ и судей, легкомысленно судивших по седине обвинителей, а, не по истине, он предпринимает раздельное допрашивание их, и на основании противоречивых показаний изобличает во лжи. Произведши суд, он не палачам передает виновных, но призывает на них ангелов мести, ибо до того простирается сила святых, что и силы невидимые слушаются их.
Что же затем произошло с преступными старцами? Приговор суда был изменен, и они ушли, чтобы смертью уплатить как за прежние беззакония, так и за недавнее согрешение. Весь Вавилон говорил о чудесном событии и в гимнах восхвалял Бога, раскрывшего всем тайные деяния. И Елкия воспрянул духом ради дочери, Иоаким воспел победное торжество жены; дети, плод чистоты и целомудрия, с улыбающимися лицами скакали около матери, и многослезное страдание превратилось в радость. – Вы же народ Христов, выслушав благочестивый и полезный для души рассказ, не относитесь безразлично к слышанному, но делайте это слово средством воспитания и устроения вашей жизни. Жены, подражайте Сусанне, храните верность своим мужам так, как она своему; предпочитайте страдать и подвергаться опасности, нежели распутством прогневлять Бога, бесчестить мужа, разрушать дома и семейства и производить сомнительных детей. Старцы, презирайте таких старцев; власти устрашайтесь гибелью беззаконных судей; юноши, подражайте подобному по возрасту юноше, чтобы тогда, когда таким путем каждый возраст преобразится в образ добра, и всея полнота Церкви стала святою и славною во Христе, Спасителе нашем, которому подобает слава, сила и честь вместе с собезначальным Отцом и всесвятым и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* * *
Примечания
Астерий опустил эти слова.
