Источник

ТРОИЦЫНЫ ДНИ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ.

Исключительно благоприятно прошли эти дни в этом году. Была тревога: сможет ли Владыка Аверкий возглавить, как обычно, наше торжество? Вопреки категорическим запретам врачей Владыка прибыл постоянным возглавителем всех богослужений был епископ Лавр, но Владыка Аверкий неизменно был в храм и то и дело включался в богослужение, не проявляя никаких, самых малейших, признаков своего нездоровья – в частности, даже как то особенно выразительно и углубленно раскрывая в поучениях, предлагаемых им на каждом богослужении, сущность переживаемого наши времени и какое место в нем занимает наш монастырь и неразрывно с ним связанная семинария.

Чрезвычайно блaгoпpиятнa была погода – не было ни жары ни дождя. Уже с вечера, накануне первого дня Троицы, храм был полон, и проявлял народ нарочитую молитвенность. Так было и все дни – народу значительно прибавилось, но молитвенность только усиливалась, превращая все множество людей в единство молитвенного устремления, которое особенно ярко и сильно ощущалось, когда, по обычаю монастырскому, хор после «Иже Херувимы», сходил с клироса и соединялся с народом: весь храм пел всю дальнейшую службу, и молитвенный подъем естественно доходил до своего предела, охватывая всех, но сохраняя полную выдержку – нечто незабываемое!

Причастников было исключительное множество. Повышенная молитвенная настроенность собравшихся естественно находила себе выражение и в желании очистить свою душу в таинстве Святого Причащения – подлинный то был праздник духа.

Непосредственно после, Литургии началась вечерня. О ней так сказал в своем слове Владыка Лавр:

«О преклоняющих свои сердца пред Богом и колена, Господу помолимся».

Скоро на вечерне, которую мы совершим сейчас после Литургии, мы с вами услышим это моление Святой Церкви и затем, по ее призыву, впервые после праздника Святой Пасхи, склонимся коленопреклоненно в наших молитвах к Богу.

На церковном языке нынешний праздник называется Пятидесятницей, потому что Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, ниспослал от Бога Отца Духа Святого на Своих Апостолов в пятидесятный день по Своем Воскресении.

О самом событии сошествии Святого Духа повествует подробно апостольское чтение сегодняшнего дня, которое мы с вами слышали в начале Литургии.

На всенощных бдениях мы часто с вами слышим слова церковной песни: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается». Да, действительно, Святым Духом мы оживотворяемся, возвышаемся к святости Его. Подобно тому, как всякое растение тянется к солнцу, к свету, к теплу, так и наша душа и наш дух – жаждет Бога, ищет веяния Его Духа, стремится к небу, в горний мир.

Все мы с вами сподобились принять благодать Святого Духа в таинстве Миропомазания, но своими греховными делами мы отгоняем от себя эту благодатную и живительную силу.

Теперь же мы с вами на вечерни услышим молитву: «О преклоняющих свои сердца пред Богом и колена, Господу помолимся». Это впервые после праздника Святой Пасхи, Святая Церковь повелевает нам преклонить колена во время чтения трех молитв, в которых мы будем просить Господа даровать нам благодать Святого Духа, как Он в сегодняшний день ниспослал ее Своим Апостолам в Сионской Горнице.

Слушая коленопреклоненно эти молитвы, будем от всего сердца взывать к Богу: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Блаий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися» .

После окончания вечерни вышел с крестом Вл. Аверкий. Всех приглашая к трапезе, он с трогательной теплотой приветствовал собравшихся, являя ту благодатную духовную близость, которая, милостью Божией, связывает монастырь с его паствой.

Столы были разставлены во всех возможных помещениях, очень обширных, в частности, и в особом огромном здании недавно сооруженном архимандритом Пантелеимоном, и все же в главной столовой пришлось некоторым трапезовать во вторую очередь …

Как всегда то бывало, после трапезы превратилась вся окружающая местность в радостное взаимообщение всего духовно породнившегося множества молящихся. Шли, конечно, и беседы паломников с личным составом монастыря, тоже естественно высыпавшимся наружу. Понемногу совершался разъезд тех, кто прибыли на эту лишь нарочито торжественную службу. Но очень значительная часть, большая, чем то бывало обычно, оставалась в монастыре и на следующие дни …

Второй день Св. Троицы – Духов День – был нашим престольным праздником. Народу было по прежнему очень много – теперь уж никто, за какими-нибудь редкими исключениями, не думал об отъезде. Молитвенность как бы только усиливалась – втягивались все больше молящиеся в храмовую молитву в условиях монастырского благолепия, духовно-проникновенного. Утешением и для постоянных участников монастырского богослужения была непривычная атмосфера многочисленного церковного народа, поглощенного молитвенным вниманием. Вечером было малое повечерие с каноном Святому Духу. Нижеследующее слово произнес Владыка Аверкий:

«Пятидесятницу празднуим, и Духа пришествие …»

Так взывает к нам в самом начале сегодняшнего богослужения Святая Церковь. Это значит: «Будем праздновать Пятидесятницу, и пришествие Духа!"…

В пятидесятый день по Своем Воскресении Господь Иисус Христос, исполняя Свое обещание, данное Своим ученикам и Апостолам на Тайной Вечери, ниспослал им Духа Святого, и с той поры Дух Святый пребывает в истинной Церкви, и через нее сообщается всем истинно-верующим. В истинной Церкви – приходится в нынешнее время, братие и сестры, это особенно подчеркивать, ибо никогда еще не были столь напряженными в мире стремления, вместо истинной Церкви Христовой, создать«лжецерковь» – ту «лжецерковь, которая в Апокалипсисе возлюбленным учеником Христовым Иоанном изображается в виде жены-блудницы, седящей на красном драконе. Как нам в нынешнее время понятен этот страшный образ! Как страшна сама эта лжецерковь, и как мы должны опасаться того, чтобы не очутиться нам, вместо истинной Церкви Христовой, в лоне этой лжецеркви! А это так легко при нынешних безчисленных соблазнах, при той страшной сатанинской лжи, которая повсюду сеется в современном мире!

Для того, чтобы получить благодать Святаго Духа, без которой нет и не может быть вечного спасения, необходимо принадлежать к Истинной Церкви Христовой, которая одна только есть сокровищница благодати Святаго Духа.

Дух Святый – Он «жизни Податель»: от Него исходит вся жизнь – он дает жизнь всем тварям, как эту временную земную жизнь, так, в особенности, вечную безсмертную жизнь всем людям.

«Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне» (утрен. антифон 4 гл.).

Празднество в честь Сошествия Святаго Духа есть вместе с тем и празднество в честь Сей Пресвятой Троицы, Которая Вся принимала самое деятельное участие в домостроительства нашего спасения – спасения человеческого рода.

Вот почему так велик, так славен нынешний праздник, именуемый Троицыным-днем!

Один из наших духоносных святителей выразился однажды дерзновенно так: «Велик и славен праздник Рождества Христова; несравненна слава праздника праздников и торжества торжеств Светлого Воскресения Христова, но ни от одного, ни от другого не было бы нам никакой пользы, если бы не сошел ныне Дух Святый» .

Вот, какой это великий праздник, возлюбленные о Господе братие и сестры! И как не праздновать его нам светло и радостно, умоляя Духа-Утешителя, чтобы Он пришел к нам и вселился в наши души, как учит нас молиться Святая Церковь, не только сегодня, но и постоянно во всех ежедневных молитвах:«Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!» Ибо благодать Святого Духа тем велика и важна для нас, что она очищает нас от всякой греховной нечистоты. Единственное зло в мире, мешающее нашему спасению, это – грех, омрачающий наши души, оскверняющий нас и делающий нас неспособными к вечной, блаженной, нетленной жизни, уготованной нам любящим Богом-Отцом, ради крестных заслуг нашего Спасителя Господа Иисуса Христа. Дух Святый уврачевывает все наши греховные язвы и делает нас «новою тварью», способной для вечной нетленной жизни. Аминь.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle