Источник

«Мнози бо суть звани, мало же избранных».

Мысли на неделю 28-ую по Пятидесятнице.

Почему же это «мало избранных»? Разве Господь пристрастен – одних избирает, а других отвергает? Разве Он не ко всем людям относится одинаково, как любящий Отец к Своим чадам? Да не подумает кто-либо этого, да не возводит такой хулы на нашего любящего Отца Небесного – Бога!

Нет, братие! Господь всем нам одинаково желает добра: Он, как учит Писание, «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити»  (1Тим. 2, 4).

Почему же тогда «мало избранных»?

Потому что люди сами бегут от Господа, они сами не желают себе того добра, того высочайшего, ни с чем земным несравнимого блага, которого желает для них Щедрый и Милостивый Господь.

Это наглядно и живо показано в евангельской притче «о званных на вечерю», в которой Сам Господь Иисус Христос ярко изобразил те причины, почему избранный народ Божий, во главе со своими вождями и представителями, отверг пришедшего к нему Мессию-Господа и отказался от участия во спасении, которое Промысл Божий в первую очередь для него уготовал.

Царство Небесное и его вечное блаженство, которое уготовал Господь всем людям, представлено в этой притче под образом великой вечери, или ужина-пира. Хозяин этого пира приглашает гостей на этот пир, единственно по любви своей, и никого не ведет на пир насильно. Каждому «званному» – приглашенному гостю предоставляется на его волю, принять это приглашение или его отвергнуть. Так и Всещедрый Господь всех людей зовет в Свое Небесное Царство, единственно по любви Своей, желая добра человеку, желая всех сделать блаженными; Он никого не принуждает, никого не насилует, не заставляет идти против воли. В Царство Небесное входят люди только добровольно, входят лишь те, которые откликаются на зов Божий, отзываются на призыв Божий.

Но что же оказывается на деле?

Господь всех людей с великой отеческой любовью зовет к Себе – призывает в Свое Небесное Царство, Он ни для кого не делает исключения – Он всех хочет осчастливить, всем даровать вечное блаженство. У Господа все «званные», но – увы! мало оказывается «избранных».

Почему же это?

Да потому, что люди сами легкомысленно пренебрегают зовом Божиим и отказываются от уготованного им блаженства в Царстве Небесном, как в этой евангельской притче все приглашенные, словно сговорившись, все вдруг начали отказываться. Один говорит: «я купил поле, и мне нужно пойти посмотреть его», а другой: «я купил пять пар волов и иду испытать их». Третий говорит: «Я женился и потому не могу придти».

Какая это жизненная картина, братие, изображающая не только евреев, отвергших пришедшего к ним Мессию-Христа, благодаря своему крайне-материалистическому умонастроению, но и нас, современных христиан, предпочитающих всякаго рода земные блага вечному спасению! Евреи представляли себе имеющего придти Мессию земным царем, который даст им чисто-земное благополучие, а потому отвергли и даже со злобою распяли истинного Мессию, учившего их искать не земных благ, а «Царствия Божия и правды Его» (Матф. 6, 33). Но не таково ли умонастроение и у многих христиан современных, которые с досадой отмахиваются от евангельского учения, не хотят слышать о Царствии Божием и небесном рае, а ищут земного блаженства, стремясь на земле создать для себя райское житие, наслаждаясь не вечной Правдой Божией, а удовлетворением своих страстей и похотей?!?

Не так ли в наши дни многие у нас извиняют свое нехождение в храм, пренебрежительное отношение к делам благочестия и к заботе о спасении своей собственной души от вечной погибели разными чисто-житейскими своими заботами и попечениями?

Пристращаются всецело ко всему земному и тленному, погружаются целиком в водоворот житейской суеты, гоняются за ничтожными и обманчивыми призраками земного счастия и материального благосостояния, а о главном – о «едином на потребу» забывают. Пренебрегают призывом любящего Господа на Его таинственную вечерю в Царствии Небесном, а потому и лишаются ее – лишаются величайшей радости и вечной блаженной жизни, губят себя навеки, игнорируя многозначительное предостережение Господне: «Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою»?  (Мк. 8, 36).

Но этим подлинным безумцам все нипочем: ими владеет сумасшедшая жажда властолюбия и честолюбия, безконечного накопления всевозможных земных благ и стяжаний, удовольствий и наслаждений. В этом стихийном вихре погони за земным, они забывают о небесном – о необходимости достойным образом приготовить себя к вступлению в ожидающую всех нас вечную жизнь.

Не думают такие люди и о том, что ведь можно одновременно заботиться и о теле и о душе. Это не возбранено совсем, но только надо, чтобы забота о душе стояла на первом месте и чтобы заботы о теле не поглощали собою всего человека, не переступали бы границы дозволенного Законом Божиим и не заставляли бы его пренебрегать душой и делом своего вечного спасения.

Итак, вот почему «мало избранных»!

Иудейские первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи сами не захотели стать избранниками Божиими, будучи слишком привязаны ко всему земному и ища власти, богатства и прочих земных благ, отвергли и даже распяли на кресте пришедшего к ним для спасения их душ Мессию, а потому и услышали от него строгий приговор: «Отъимется от вас Царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его»  (Матф. 21, 43), что так ярко и сильно и исполнилось на них в последующей истории этого некогда избранного народа Божия. И они продолжают, в своей прежней безумной мечте, стремиться к земному владычеству, к стяжанию всевозможных земных благ и, забывая об истинном, уже пришедшем Мессии, ждут, по своему вкусу и настроению, другого «Мессию», за которого и примут имеющего придти перед кончиной мipa Антихриста, о чем предрек Сам Господь Иисус Христос, сказав им: «Аз приидох во Имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете»  (Ин. 5, 43). Этот «ин», по древнему еще верованию Церкви, и будет Антихрист, который увлечет всех за собой обещанием земного благосостояния и всевозможных земных благ.

Но, увы, пойдут за Антихристом не только отвергшие Христа иудеи, но и многие, очень многие из «христиан», только имя это носящих, но «силы его отвергшихся» – «христиан» лишь по имени.

Где будем тогда мы с вами, братие и сестры? Что мы для себя предпочтем: зов Божий на Его таинственную вечерю, уготовляющую нам вечную радость, вечное блаженство в Царствии Небесном, или суетные земные блага и «временную греха сладость», скоропреходящие и разсеивающиеся, как дым?

Не будем же теми безумцами, которые оскорбляют любовь Божию пренебрежением к Его Божественному зову! Будем знать и помнить, что главное и самое страшное из адских мучений – этогорькое раскаяние, горькое сожаление о том, что мы сами себя погубили: будучи «званными», не пожелали быть и «избранными» и через это безразсудно лишили себя вечного счастия, вечного блаженства в непрестанном общении с нашим любящим Отцом-Богом в Его Небесном Царствии. Аминь.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle