Обмен Посланиями Между Вселенской Патриархией и Святейшим Правительствующим Синодом Российской Православной Церкви (1902–1905 гг.)
Вселенская Патриархия в 1902 и 1904 годах обратилась к Поместным Православным Церквам с посланиями, в которых были предложены для обсуждения вопросы об укреплении братских взаимоотношении Поместных Православных Церквей и православных народов в единстве веры, любви и согласии, об отношении к инославным Церквам, о календарном вопросе и церковной пасхалии.
Ниже приводятся фрагменты из посланий Вселенской Патриархии и ответных посланий Святейшего Правительствующего Синода, касающиеся взаимоотношений Православия и инославия.
Из Послания Вселенской Патриархии Святейшему правительствующему Российскому Синоду 12 июня 1902 года
(...) Богоугодно также и согласно Евангелию спросить мнения Святейших автокефальных Церквей относительно настоящего и будущего отношений наших к двум великим ветвям христианства – западной и протестантской Церквам. Известно, что в нашей Церкви соблюдается правило постоянной за них молитвы и прошений, а у всякого истинного христианина, последующего евангельскому учению единения, есть благочестивая любовь и сердечное единение с ними и со всеми верующими во Христа, но вместе с тем не неизвестно, что эта боголюбезная любовь сталкивается с непоколебимым пребыванием этих Церквей в разномыслии, в коем оставаясь, как на твердом основании, укрепляемом временем, являются совершенно нерасположенными вступить на путь единения, который указывается евангельскою и историческою правдою, или же и проявляют готовность, но в границах и размерах, на коих желаемое догматическое согласие и общение представляются невосприемлемыми для нас. Излишне также говорить, что Святая Соборная и Апостольская Церковь, назданная на основании апостолов и утвержденная божественнейшими богоносными отцами на Вселенских соборах, имеющая своею Главою Пастыреначальника Христа, Своею кровию приобретшего ее, будучи по боговдохновенному и до небес восхищенному апостолу столпом и утверждением истины и телом Христа, – святая, говорим, Церковь есть в действительности едина в тождестве меры и в подобии нравов и обычаев, согласно постановлениям семи Вселенских соборов, и должна быть едина, а не многие церкви, различающиеся друг от друга по догматам и основным установлениям церковного управления. Но всякое невозможное у людей дело возможно у Бога. Поэтому и единение всех, следует надеяться, сделается когда-либо возможным при помощи содействующей Божией благодати, когда люди направятся на стези евангельской любви и мира. Ввиду этого должно наблюдать и заботиться, чтобы по возможности расчистить ведущий к этой цели и ныне неправильный путь, изыскивать точки для соглашения и соединения и для взаимных дозволенных уступок до тех пор, пока не завершится это дело, и тем исполнится к общей радости и пользе изречение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа о едином пастыре и едином стаде. Предполагая поэтому, что предложение о таковом расследовании будет приятно святейшим братьям, смело предлагаем таковой братский вопрос: не будет ли признано благовременным некоторое предварительно рассуждение о том, чтобы приготовить гладкий и широкий путь для любезного взаимного сближения и определить с общего согласия членов всей Православной нашей Церкви основания, меры и средства, какие будут признаны для этого наилучшими?
В связи с вопросом о христианском единстве представляется уместным и вопрос о недавно отделившихся от Римской Церкви западных христианах, которые, приняв название старокатоликов и утверждая, что они содержат все принятое нераздельною Церковью до IX века, а также постановления семи святых и уважаемых Вселенских соборов, себя же возвещают как сущих уже в кафолической Православной Церкви, ищут с нею единства и общения в смысле окончательного формального признания. Похвальна вообще горячая ревность этих боголюбезных христиан о христианской истине и евангельской любви, известны христианскому миру деяния и определения их Собраний, а также догматическое и литургическое учение, изложенное в их катехизических и символических книгах. Но так как относительно выражаемого ими исповедания веры не установлено еще у нас какого-либо вполне определенного и общего мнения, но нашими церковными мужами высказываются различные суждения: одни – непосредственно входящими с ними в общение, другие – издали основательно изучающими, из которых одни относительно такового исповедания заявляют, что в догматическом отношении оно далеко отстоит от чистого Православия, а другие, напротив, рассуждают, что оно не содержит в себе никаких отличий, препятствующих единству веры и церковному общению, ибо исполнено восприятия всего ненарушенного православного учения и Предания, – то мы признали за благо спросить относительно этого важного предмета благочестивого и братолюбивого мнения Святейших и Единоверных Церквей, если только им покажется благовременным и признано будет желанным содействовать осуществлению желания о полном единении с нами названных христиан и тем положить доброе начало к ожидаемому и вожделенному всемирному христианскому единству...
Послания Вселенской Патриархии подписаны Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом и членами Святейшего Синода.
Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии. 25 февраля 1903 года
(...) Что касается наших отношений к двум великим разветвлениям христианства – латинянам и протестантам, то Российская Церковь вместе со всеми Автокефальными Православными Церквами всегда молится, ждет и пламенно желает, чтобы эти некогда чада Матери-Церкви и овцы единого стада Христова, а теперь завистию вражиею отторгнутые и заблудшие, «покаялись и пришли в познание истины», чтобы они снова возвратились в лоно Святой Соборной и Апостольской Церкви, к своему Единому Пастырю. Мы верим искренности веры их во Пресвятую и Живоначальную Троицу и потому принимаем крещение тех и других. Мы чтим апостольское преемство латинской иерархии и приходящих к нашей Церкви клириков их принимаем в сущем их сане (подобно тому как принимаем армян, коптов, несториан и других, не утративших апостольского преемства). «Сердце наше расширено» (2Кор. 6:11), и все возможное готовы мы сделать, чтобы способствовать утверждению на земле вожделенного единства. Но, к великому нашему сожалению и общей скорби всех истинных церковных чад, в настоящее время приходится думать не столько о смягчении наших отношений к западным христианам и о любвеобильном привлечении их обществ к единению с нами, сколько о неустанной и бдительной защите вверенных нам словесных овец от непрестающих нападений и многообразных соблазнов со стороны латинян и протестантов. Нашим возлюбленным и высокочтимым отцам и братиям известны вековые вожделения Рима, послужившие в свое время причиной и отпадения его; известны в истории различные ухищрения его, и явные и тайные, направленные к тому, чтобы подчинить себе православный Восток; известны и ныне существующие и дорого стоящие школы, миссионерские общества, особые монашеские ордена и прочие и прочие учреждения, число которых не перестает возрастать и единственная цель которых – уловить, если возможно, чад Православной Церкви. В частности, на Российскую Церковь давно уже направлены взоры латинства. Не имея возможности соблазнить наш простой, но благочестивый и преданный Церкви народ, они обращаются к членам высшего аристократического общества, привыкшего жить за границей и уже много поколений находящегося в постоянном духовном общении с Западом, и путем тайной пропаганды, путем литературы, печати и т. п., стараются их поколебать в вере отцов и утвердить среди них католичество. Обращение России и русского народа составляет заветную мечту и нескрываемую цель стремлений современного папства. Поэтому, как бы ни были миролюбивы речи латинян, как бы старательно ни выказывали и ни подчеркивали всячески они свою особенную любовь и уважение к Православной Церкви, в частности к русскому народу и государству, эти речи не должны и не могут закрыть от нашего внимания действительность поползновений Рима, и мы по необходимости только еще более усиливаем нашу бдительность и нашу решимость непоколебимо стоять на незыблемой почве Православия и не увлекаться никакими видами ложно понятого мира, несмотря на все стремление наше к единению веры, заповеданному всем христианам самим Христом, Спасителем нашим. (...)
Послания Святейшего Правительствующего Синода Российской Православной Церкви подписаны Высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием, Первоприсутствующим, и членами Синода.
Отношение Православной Церкви к прочему христианскому миру. Решение Третьего Предсоборного Всеправославного совещания. 28 октября–6 ноября 1986 года, Шамбези
1. Православная Церковь искони благожелательно и положительно смотрела на любой диалог, исходя из богословских и пастырских соображений. В последние годы Православная Церковь действительно вступила в богословский диалог со многими христианскими Церквами и исповеданиями, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее пределов, и преследуя объективную цель – подготовить путь к единству.
2. Православная Церковь как Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь вполне сознает свою ответственность за единство христианского мира, признает реальное существование всех христианских Церквей и исповеданий, однако верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и наиболее полном уяснении ими экклезиологического вопроса во всей его полноте, а особенно в области общего у них учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, авторитетно выражают это сознание Православия.
3. Конечно, Православная Церковь, ведя диалог с прочими христианами, не игнорирует трудностей этого дела, однако понимает их в этом стремлении к общему преданию Древней неразделенной Церкви и в надежде, что Святой Дух, который формирует весь институт Церкви, восполнит оскудевающая. В этом смысле Православная Церковь опирается в богословских диалогах не только на человеческие силы их участников, но и уповает на руководство Святого Духа благодатью Господа, Который молился: «Да вси едино будут» (Ин.17:21).
4. Постоянное и активное участие в современных двусторонних богословских диалогах, созываемых Всеправославными совещаниями, является результатом общего решения всех Святых Поместных Православных Церквей, исполненных сознания высшего долга не препятствовать единодушному свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В случае, если какая-либо Церковь решит не назначать своих представителей на какой бы то ни было диалог или сессию диалога при условии, что это решение не является всеправославным, диалог продолжается. Перед началом диалога или сессии диалога обязательно следует обсудить на Православной Комиссии отсутствие какой-либо Церкви и тем самым выразить солидарность и единство Православной Церкви.
5. Проблемы, которые возникают в ходе богословских дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются достаточным основанием для одностороннего отзыва ее представителей или окончательного прекращения участия со стороны какой-либо Поместной Православной Церкви. Как правило, следует избегать ухода какой-либо Церкви из диалога и прилагать необходимые межправославные усилия к восстановлению представительской целостности Православной богословской Комиссии в этом диалоге.
6. Методология, которой придерживаются при проведении богословских диалогов, направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий, на поиск общих моментов христианской веры и предполагает соответствующее информирование Полноты Церкви обо всех этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие невозможно преодолеть, богословский диалог продолжается, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу регистрируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам на будущее.
7. Понятно, что при проведении богословских диалогов всеобщая цель заключается в окончательном восстановлении единства в правой вере и любви. Однако имеющиеся богословские и экклезиологические разногласия допускают некоторую иерархию в отношении имеющихся трудностей в осуществлении всеправославно намеченной цели. Специфика проблем каждого двустороннего диалога предполагает дифференцирование соблюдаемой в нем методологии, но не дифференцирования цели, потому что цель всех диалогов едина (...).
Диалог с римо-католиками
Третье Предсоборное Всеправославное совещание с удовлетворением приветствует уже сделанные конструктивные шаги и видит желание и решимость Православной Церкви продолжать этот важный диалог, который привел к составлению общего текста «Таинство Церкви и Божественной Евхаристии в свете Таинства Святой Троицы» и к совместному изучению темы «Вера, Таинства и единство Церкви».
Вместе с тем наше совещание отмечает и наличие определенных тематических, методологических и прочих проблем, которые затрудняют быстрое и эффективное ведение и продвижение диалога. С целью преодоления по возможности этих проблем и улучшения условий ведения диалога совещание хочет внести некоторые предложения. Разумеется, если предлагаемое встретит одобрение и другой стороны, согласно утвержденной и совместно принятой процедуре ведения диалога.
По вопросу тематики совещание предлагает впредь избирать для диалога не только «объединяющие» обе Церкви темы, но и «разъединяющие» их, в частности, из области экклезиологии. По вопросу методологии совещание предлагает:
а) в начале и в основе всей работы по составлению Подкомиссиями общих текстов первого типа иметь раздельные тексты-проекты – православный и римско-католический;
б) провести в Межправославной Комиссии внутриправославную критику общих текстов, подготовленных Координационным комитетом;
в) санкционировать подготовку двух, а не одного оригинальных текстов: одного на греческом, другого на французском языке – с более активным использованием библейского и святоотеческого языка и терминологии;
г) принимать общие тексты на каждой сессии Смешанной комиссии не почленно, а обеими Комиссиями как сторонами, равно содействующими проведению диалога.
В частности, для беспрепятственного осуществления диалога необходима краткая дискуссия по некоторым острым темам, чреватым нежелательными последствиями, как, например, уния и прозелитизм. Уния, продолжающая существовать как отрицательный момент в жизни наших Церквей и в ее исторических формах, и в современных проявлениях, равно как и осуществляемый в каком бы то ни было виде прозелитизм, – это факты, неприемлемые для Православия, затрудняющие дальнейший ход диалога.
В этой связи предлагаем изучить вопрос об унии и осуществляемом через нее прозелитизме как экклезиологически приоритетный на одной из сессий нашего диалога, а также в связи с отрицательными для Православия и его диалога с Римско-Католической Церковью пастырскими и прочими последствиями унии и прозелитизма предлагаем как можно скорее найти необходимые практические решения (...).
Послание предстоятелей Святых Православных Церквей. Фанар, 15 марта 1992 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Собравшись во Святом Духе на встречу в Фанаре, ныне, 15 марта 1992 года, в Неделю Православия, по инициативе, приглашению и под председательством первого среди нас Вселенского Патриарха господина Варфоломея, а также после выражения готовности со стороны и других братьев Предстоятелей, мы, по милости и благодати Божией Предстоятели Поместных Святейших Патриархатов и Автокефальных и Автономных Православных Церквей:
Варфоломей, Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх, Парфений, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки, Игнатий, Патриарх Антиохийский и всего Востока, Диодор, Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины, Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, Павел, Патриарх Белградский и всей Сербии, Феоктист, Патриарх Бухарестский и всей Румынии, Максим, Патриарх Софийский и всей Болгарии, Илия, Архиепископ Мецхетский и Тбилисский и Католикос- Патриарх всей Грузии (представленный Вселенским Патриархом), Хризостом, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра (представленный Патриархом Александрийским), Серафим, Архиепископ Афинский и всей Греции, Василий, Митрополит Варшавский и всей Польши, Дорофей, Митрополит Пражский и всей Чехословакии, Иоанн, Архиепископ Карельский и всей Финляндии, размышляя в братской любви по вопросам, волнующим Единую Святую Соборную и Апостольскую Православную Церковь и совершив вместе Божественную Евхаристию в Патриаршем соборе Вселенского Патриархата в это воскресенье, которое на протяжении веков было посвящено Православию, заявляем следующее:
Из глубины сердец мы возносим славословие Триединому Богу, Который сподобил нас увидеть друг друга лицом к лицу и обменяться лобзанием любви и мира, причаститься от Чаши Жизни, насладиться Божественным даром всеправославного единства, сознавая ответственность, которая возложена Божественным Провидением на наши плечи, как пастырей Церкви и духовных руководителей, смиренно и с любовью направляем людям доброй воли, особенно братьям-епископам и всей благочестивой Полноте Православной Церкви, благословение Божие, лобзание мира и слово увещания (Евр. 13:22).
Братья мои, радуйтесь о Господе (Флп. 3:1).
Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его (Еф. 6:10).
Святейшая Православная Церковь, сущая по всей Вселенной, пребывая в мире и будучи неизбежно подверженной изменениям, имеющим место в мире, ныне сталкивается с особенно острыми и насущными проблемами, которые желает решать как одно тело, следуя словам святого апостола Павла: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1Кор. 12:26); более того, обращаясь к будущему человечества и всего творения Божия, предвидя наше вступление в третье тысячелетие истории после Рождества Христова, в эпоху быстрых духовных и социальных изменений, и исполняя свой священный долг, желает дать свое собственное свидетельство, давая отчет о надежде, которая в нас (1Пет. 3:15), в смирении, любви и дерзновении.
Двадцатый век можно считать веком великих достижений в области знаний о Вселенной и попыток подчинить творение человеческой воле. В это столетие стали явными как сила, так и бессилие человека. После таких достижений никто не сомневается, что господство человека над окружающей средой не ведет обязательно к счастью и полноте жизни. Люди познали, что без Бога научный и технический прогресс становится средством разрушения природы и социальной жизни. Это в особенности очевидно после падения коммунистической системы. Помимо этого крушения, мы должны признать крах всех антропоцентрических идеологий, породивших в людях духовный вакуум и ощущение незащищенности, что побуждает многих искать спасения в новых религиях и парарелигиозных движениях, сектах или близком к идолослужению поклонении материальным ценностям этого мира. Сегодняшний прозелитизм в любой его форме есть скорее проявление глубокого кризиса современного мира, а не попытка разрешить его. Современная молодежь имеет право знать, что Евангелие и Православная вера противопоставляют любовь ненависти, сотрудничество конфронтации, общение разделению между людьми и народами.
Все вышесказанное требует от православных более глубокого как духовного, так и канонического единства. К сожалению, этому единству часто угрожают группы раскольников, подвергающие сомнению каноническую структуру Православной Церкви. Обсуждая этот вопрос, мы понимали необходимость того, чтобы Святые Церкви при полной солидарности друг с другом, осудили эти раскольнические группы и воздерживались от какого-либо общения с ними до тех пор, пока «они не возвратятся», с тем чтобы тело Православной Церкви не знало того разделения, поскольку «даже кровь мучеников не может искупить грех ереси», и попытки «разорвать Церковь на части есть не меньшее зло, чем ересь» (Иоанн Златоуст).
В этом же духе заинтересованности в единстве всех верующих во Христа мы участвуем в современном экуменическом движении. Это участие основывается на убеждении, что православные должны всеми силами вносить свой вклад в восстановление единства, свидетельствуя о неразделенной Церкви Апостолов, отцов Церкви и Вселенских соборов. Мы надеемся, что в это трудное для Православной Церкви время она должна иметь право полагаться на солидарность, которая неизменно провозглашалась идеалом этого движения, на солидарность всех верующих во Христа.
С горечью и болью в сердце мы заявляем, что некоторые круги Римско-Католической Церкви занялись деятельностью, полностью противоречащей духу диалога любви и истины. Мы с искренним чувством участвовали в экуменических встречах и двусторонних богословских диалогах. После крушений атеистических коммунистических режимов, при которых подвергались гонениям и преследованию многие из Православных Церквей, мы могли бы ожидать братской поддержки или по крайней мере понимания трудностей реальной ситуации, возникшей в результате 50 и даже 70 лет преследований. С точки зрения экономического состояния и наличия пастырских ресурсов во многих Православных Церквах эта ситуация представляется во многих отношениях трагической.
Напротив же, к ущербу желанного пути к христианскому единству, традиционные территории православных стран рассматриваются сегодня как «миссионерские территории», и вследствие этого на них создается сеть миссий и всеми методами, в течение десятилетий осуждаемыми всеми христианами, практикуется прозелитизм. В частности, мы не можем не упомянуть с осуждением деятельность состоящих в общении с Римом униатов на территории Украины, Румынии, Восточной Словакии, на Ближнем Востоке и в других регионах. Их деятельность направлена на подрыв позиций нашей Церкви. В результате создается положение, не совместимое с духом диалога любви и истины, начатого и осуществляемого приснопамятными христианскими руководителями папой Иоанном XXIII и Вселенским Патриархом Афинагором Первым, и наносится этому диалогу тяжелая и трудноизлечимая рана. По сути дела, этот диалог уже свелся к обсуждению проблемы униатства, и вряд ли до решения этого вопроса удастся расширить его рамки. (...)
Приложение. Список пап и антипап 704
Петр, св., апостол, казнен в 64 или 67.
Лин, св., итальянец из Тосканы, 67–76.
Анаклет (Клет), св., римлянин, 76–88.
Климент I, св., римлянин, 88–97.
Эварист, св., грек (из Антиохии?), 97–105.
Александр I, св., римлянин, 105–115.
Сикст I, св., римлянин, 115–125.
Телесфор, св., грек, 125–136.
Гигин, св., грек (из Афин?), 136–140.
Пий I, св., итальянец из Аквилеи, 140–155.
Ашкет, св., сириец, 155–166.
Сотер, св., итальянец из Кампаньи (Фонди?), 166–175.
Элевтерий, св., грек из Никополиса в Эпире, 175–189.
Виктор I, св., африканец, 189–199.
Зеферин, св., римлянин, 199–217.
Каликст I, св., римлянин, 217–222.
[Ипполит, св., римлянин, 217–235].
Урбан I, св., римлянин, 222–230.
Понтиан, св., римлянин, 21.7.230–28.9.235.
Антер, св., грек. 21.11.235–3.1.236.
Фабиан, св., римлянин, 10.1.236–20.1.250.
Вакансия 14 месяцев.
Корнелий, св., римлянин, ...3.251–...6.253.
[Новациан, римлянин, 251].
Луций I, св., римлянин, 25.6.253–5.3.254.
Вакансия 2 месяца.
Стефан I, св., римлянин, 12.5.254–2.8.257.
Сикст II, св., грек (из Афин?), 30.8.257–6.8.258.
Вакансия 11,5 месяца.
Дионисий, св., происх. неизв., 22.7.259–26.12.269.
Феликс I, св., римлянин, 5.1.269–30.12.274.
Евтихиан, св., итальянец из Луни, 4.1.275–7.12.283.
Кай, св., далматинец, 17.12.283–22.4.296.
Вакансия 2 месяца.
Марцеллин, св., римлянин, 30.6.296–25.10.304.
Вакансия 43 месяца.
Марцелл I, св., римлянин, 27.5 (или 26.6) 308–16.1.309. Вакансия 3 месяца.
Евсевий, св., грек, 18.4.309–17.8.309 (или 310).
Вакансия 22,5 (или 10,5) месяца.
Мильтиад (Мельхиад), св., африканец, 2.7.311–11.1.314. Сильвестр I, св., римлянин, 31.1.314–31.12.335.
Марк, св., римлянин, 18.1.336–7.10.336.
Вакансия 4 месяца.
Юлий I, св., римлянин, 6.2.337–12.4.352.
Либерий, римлянин, 17.5.352–24.9.366.
[Феликс II, римлянин, ...355–22.11.365].
Дамасий I, св., испанец, 1.10.366–11.12.384.
[Урсин, римлянин, 366–367].
Сириций, св., римлянин, 15 или 22 или 29.12.384–26.11.399. Анастасий I, св., римлянин, 27.11.399–19.12.401.
Иннокентий I, св., итальянец из Альбано, 22.12.401–12.3.417. Зосима, св., грек, 18.3.417–26.12.418.
Бонифаций I. св., римлянин, 28 или 29.12.418–4.9.422. [Евлалий, (римлянин?), 418–419].
Целестин I, св., итальянец из Кампаньи, 10.9.422–27.7.432. Сикст III, св., римлянин, 31.7.432–19.8.440.
Лев I Великий, св., итальянец из Тосканы, 29.9.440–10.11.461. Иларий,св., сардинец, 19.11.461–29.2.468.
Симплиций, св., итальянец из Тиволи, 3.3.468–10.3.483. Феликс III (II), св., римлянин, 13.3.483–1.3.492.
Геласий I, св., африканец, 1.3.492–21.11.496.
Анастасий II, римлянин, 24.11.496–19.11.498.
Симмах, св., сардинец, 22.11.498–19.7.514.
[Лаврентий, 498, 501–505].
Г’ормизд, св., итальянец из Фрозиноне, 20.7.514–6.8.523. Иоанн I, св., итальянец из Тосканы, 13.8.523–18.5.526. Вакансия 1,5 месяца.
Феликс IV (III), св., итальянец из Саннио, 12.7.526–22.9.530. Бонифаций II, римлянин, 22.9.530–17.10.532.
[Диоскор, александриец, 22.9.530–14.10.530].
Вакансия 1,5 месяца.
Иоанн II, римлянин, Меркурий, 2.1.533–8.5.535. (Первый папа,
сменивший имя при вступлении на престол).
Агапит I, св., римлянин, 13.5.535–22.4.536.
Сильверий, св., итальянец из Кампаньи, 1 или 8.6.536–11.11.537.
Вигилий, римлянин, 29.3.537 (возведен на папский престол при жизни Сильверия) – 7.6.555.
Вакансия 10 месяцев.
Пелагий I, римлянин, 16.4.556–4.3.561.
Вакансия 4,5 месяца.
Иоанн III, римлянин, 17.7.561–13.7.574.
Вакансия 11 месяцев.
Бенедикт I, римлянин, 2.6.575–30.7.579.
Вакансия 4 месяца.
Пелагий II, римлянин, 26.11.579–7.2.590.
Вакансия 7 месяцев.
Григорий I Великий, св., римлянин, 3.9.590–12.3.604.
Вакансия 6 месяцев.
Сабиниан, итальянец из Блеры в Тоскане, 13.9.604–22.2.606.
Вакансия 12 месяцев.
Бонифаций III, римлянин, 19.2.607–12.11.607.
Вакансия 9 месяцев.
Бонифаций IV, св., итальянец из области Марси, 25.8.608–8.5.615.
Вакансия 5 месяцев.
Деусдедит или Адеодат I, св., римлянин, 19.10.615–8.11.618.
Вакансия 13,5 месяца.
Бонифаций V, неаполитанец, 23.12.619–25.10.625.
Гонорий I, итальянец из Кампаньи, 27.10.625–12.10.638.
Вакансия 20 месяцев.
Северин, римлянин, 28.5.640–2.8.640.
Вакансия 3,5 месяца.
Иоанн IV, далматинец, 24.12.640–12.10.642.
Вакансия 1 месяц.
Теодор I, грек, 24.11.642–14.5.649.
Вакансия 2 месяца.
Мартин I, св., итальянец из Тоди, ...7.649–16.9.655.
Евгений I, св., римлянин, 10.8.654–2.6.657 (избран при жизни Мартина I, сосланного императором Константом II в Херсонес).
Вакансия около 2 месяцев.
Виталиан, св., итальянец из Сеньи, 30.7.657–27.1.672.
Вакансия 2,5 месяца.
Адеодат II, римлянин, 11.4.672–17.6.676.
Вакансия 4,5 месяца.
Дон или Домн, римлянин, 2.11.676–11.4.678.
Вакансия 1,5 месяца.
Агафон, св., сицилиец, 27.6.678–10.1.681.
Вакансия 8 месяцев.
Лев II, св., сицилиец, 17.8.682–3.7.683.
Вакансия около 12 месяцев.
Бенедикт II, св., римлянин, 26.6.684–8.5.685.
Вакансия 2,5 месяца.
Иоанн V, сириец, 23.7.685–2.8.686.
Вакансия 2,5 месяца.
Конон, происх. неизв., 21.10.686–21.9.687.
[Теодор, ...687].
[Пасхалий, ...687].
Сергий I, св., сириец, 15.12.687–8.9.701.
Вакансия 1,5 месяца.
Иоанн VI, грек, 30.10.701–11.1.705.
Вакансия 2 месяца.
Иоанн VII, грек, 1.3.705–18.10.707.
Вакансия около 3 месяцев.
Сизинний, сириец, 15.1.708–4.2.708.
Вакансия 1,5 месяца.
Константин, сириец, 25.3.708–9.4.715.
Вакансия 1,5 месяца.
Григорий II, св., римлянин, 19.5.715–11.2.731.
Вакансия 1 месяц.
Григорий III, св., сириец, 18.3.731–28.11.741.
Захария, св., грек, 10.12.741–22.3.752.
Стефан II (III), римлянин, 26.3.752–26.4.757.
После смерти Захарии был избран римский пресвитер Стефан, который умер через 4 дня, и, хотя, согласно существовавшим тогда каноническим правилам, считалось, что он начал понтификат, в официальные списки пап он не входит. Все же в «Annuario pontificio» Стефан II, как и все последующие, имеет двойной порядковый номер, который обычно опускается. Павел I, св., римлянин, ...4; 29.5.757–28.6.767.
В дальнейшем если перед годом начала понтификата стоит двойная дата, то первая указывает на число избрания, а вторая-коронации. [Константин, итальянец из Непи, 28.6; 5.7.767–769].
[Филипп, 31.7.768]. Тотчас по избрании был заточен в монастырь.
Стефан III (IV), сицилиец, 1; 7.8.768–24.1.772.
Адриан I, римлянин, 1; 9.2.772–25.12.795.
Лев III, св., римлянин, 26; 27.12.795–12.6.816.
Стефан IV (V), римлянин, 22.6.816–24.1.817.
Пасхалий I, св., римлянин, 25.1.817–11.2.824.
Евгений II, римлянин, ...2–5.824–...8.827.
Валентин, римлянин, ...8.827–...9.827.
Григорий IV, римлянин, ...827–...1.844.
|Иоанн, ...1.844].
Сергий II, римлянин, ...1.844–27.1.847.
Лев IV, св., римлянин, ...1; 10.4.847–17.7.855.
Бенедикт III, римлянин, ...7; 29.9.855–17.4.858.
[Анастасий, прозванный Библиотекарь, ...8.855–...9.855].
Николай I Великий, св., римлянин, 24.4.858–13.11.867.
Вакансия 1 месяц.
Адриан II, римлянин, 14.12.867–14.12.872.
Иоанн VIII, римлянин, 14.12.872–16.12.882.
Марин I, тосканец, 16.12.882–15.5.884.
Адридн III, св., римлянин, 17.5.884–...11.885.
Стефан V (VI), римлянин, ...9.885–14.9.891.
Формоз, итальянец, епископ Порто, 6.10.891–4.4.896.
Бонифаций VI, римлянин, ...4.896–...4.896.
Стефан VI (VII), римлянин, ...5.896–...8.897.
Роман, тосканец, ...8.897–...11.897.
Теодор II, римлянин, ...12.897–...12.897.
Иоанн IX, итальянец из Тиволи, ...1.898–...1.900.
Бенедикт IV, римлянин, ...1–2.900–...7.903.
Лев V, итальянец из Ардеа, ...7.903–...9.903.
Вакансия 4 месяца.
[Христофор, римлянин, ...7 или ...9.903–...1.904].
Сергий III, римлянин, 29.1.904–14.4.911.
Анастасий III, римлянин, ...4.911–...6.913.
Ландон, итальянец из Сабинской области, 7.913–...2.914.
Иоанн X, итальянец из Тоссиньяно, близ Имолы, ...3.914–...5.928.
Лев VI, римлянин, ...928–...12.928.
Стефан VII (VIII), римлянин, ...12.928–2.931.
Иоанн XI, римлянин, ...2–3.931–...12.935.
Лев VII, римлянин, 3.1.936–13.7.939.
Стефан VIII (IX), римлянин, 14.7.939–...10.942.
Марин II, римлянин, 30.10.942–...5.946.
АгапитІІ, римлянин, 10.5.946–...12.955.
Иоанн XII, итальянец, Октавиан из графов Тускуло, 16.12.955–14.5.964.
Лев VIII, римлянин, 4; 6.12.963–1.3.965 (избран при жизни Иоанна XII).
Бенедикт V, римлянин, 22.5.964–4.7.966. Если Лев VIII был законным папой, то Бенедикт V, который был низложен на Верховном синоде в Латеране Львом VIII и императором Оттоном I 23.6.964, является антипапой.
Иоанн XIII, римлянин, 1.10.965–6.9.972.
Бенедикт VI, римлянин, 19.1.973–...6.974.
Вакансия 3 месяца.
[Бонифаций VII, римлянин, Франконе, ...6–...7.974, затем ...8.984–...7.985].
Бенедикт VII, римлянин, ...10.974–10.7.983,
Вакансия 4,5 месяца.
Иоанн XIV, итальянец из Павии, Пьетро, ...12.983–20.8.984.
Иоанн XV, римлянин, ...8.985–...3.996.
Григорий V, саксонец, Бруно из герцогов Каринтии, 3.5.996–18.2.999,
Вакансия 3,5 месяца.
[Иоанн XVI, итальянец из Россано, Джованни Филагато, ...4.997–...2.998].
Сильвестр II, француз из Оверни, Герберт, 2.4.999–12.5.1003.
Иоанн XVII, римлянин, Сикконе, ...6.1003–...9.1003.
Иоанн XVIII, римлянин, Фазано, ...1.1004–...7.1009.
Сергий IV, римлянин, Пьетро, 31.7.1009–12.5.1012.
Бенедикт VIII, итальянец, Теофилакт, из графов Тускуло, 18.5.1012–9.4.1024. [Григорий, 1012].
Иоанн XIX, итальянец, Роман, из графов Тускуло, ...4–5.1024–...1032.
Бенедикт IX, итальянец, Теофилакт, из графов Тускуло, ...1032–...1044.
Сильвестр III, римлянин, Джованни, 20.1.1045–10.2.1045.
Бенедикт IX (второй раз), 10.4.1045–1.5.1045.
Григорий VI, римлянин, Джованни Грациано, 5.5.1045–20.12.1046.
Климент II, саксонец, Шидгер из рода Морслебен и Торнбург, 24; 25.12.1046–9.10.1047.
Бенедикт IX (третий раз), 8.11.1047–17.7.1048.
Дамас II, баварец, Поппо, 17.7.1048–9.8.1048.
Лев IX, св., эльзасец, Бруно, из графов Эгисхейм-Дагсбург, 12.2.1049–19.4.1054.
Виктор II, немец, Гебгард, из графов Долленштейн-Гиршберг, 16.4.1055–28.7.1057.
Стефан IX (X), лотарингец, Фридрих, из гоафов Лотарингских, 3.8.1057–29.3.1058.
[Бенедикт X, римлянин, Джованни, 5.4.1058–24.1.1059].
Николай II, из Бургундии, Жерар, 24.1.1059–27.7.1061.
Александр II, итальянец, Ансельмо из Баджио, 1.10.1061–21.4.1073. [Гонорий II, веронец, Кадал, 28.10.1061–...1072].
Григорий VII, св., итальянец из Тосканы, Гильдебранд, 22.4; 30.6.1073–25.5.1085.
Вакансия 12 месяцев.
[Климент III, из Пармы, Виберто, 25.6.1080; 24.3.1084–8.9.1100].
Виктор III, блаж., итальянец из Беневента, Дауферий (Дезидерий), 24.5.1086–16.9.1087.
Вакансия 6 месяцев.
Урбан II, блаж., француз, Оддон де Лажери, 12.3.1088–29.7.1099.
Пасхалий II, итальянец из Бьеда близ Равенны, Раньеро, 13; 14.8.1099–21.1.1118.
[Теодор, епископ Сан Руфино, ...1110].
[Альберт, епископ Сабины, ...1102].
[Сильвестр IV, римлянин, Манджинульфо, 18.11.1105–...1111].
Геласий II, итальянец из Гаэты, Джованни Каэтани, 24.1; 10.3.1118–28.1.1119.
[Григорий VIII, француз, Морис или Бурден, 8.3.1118–...1121].
Каликст II, Ги, из Бургундии, 2; 9.2.1119–13.12.1124.
Гонорий II, итальянец из Фьяньяно близ Имолы, Ламберто, 15; 21.12.1124–13.2.1130.
[Целестин И, римлянин, Теобальдо Буккапекус, ...12.1124].
Иннокентий II, римлянин, Грегорио Папарески, 14; 23.2.1130–25.1.1143.
[Анаклет II, римлянин, Пьетро Петри Леонис, 14; 23.2.1130–25.1.1138].
[Виктор II, Григорий, ...3.1138–29.5.1138].
Целестин II, итальянец из Читтади Кастелло, Гвидо, 26.9; 3.10.1143–8.3.1144.
Луций II, болонец, Джерардо Каччанемичи, 12.3.1144–15.2.1145. Евгений III, блаж., пизанец, Бернардо, вероятно из рода Паганелли ди Монтеманьо, 15; 18.2.1145–8.7.1153.
Анастасий IV, римлянин, Коррадо, 12.7.1153–3.12.1154.
Адриан IV, англичанин, Николай Брейкспир, 4; 5.12.1154–1.9.1159.
Александр III, сиенец, Роландо Бандинелли, 7; 20.9,1159–30.8.1181.
[Виктор IV, итальянец из Монтичелло близ Тиволи, Оттавиано де Монтичелло, 7.9;4.10.1159–20.4.1164].
[Пасхалий III, итальянец из Кремы, Гвидо да Крема, 22; 26.4.1164–20.9.1168].
[Калликст III, итальянец из Ареццо, Джованни, аббат Струми, ...9.1168–29.8.1168].
[Иннокентий III, итальянец из Седзе, Ландо, 29.9.1179–...1180].
Люций III, итальянец из Лукки, Убальдо Алючиньоли, 1; 6.9.1181–25.9.1185.
Урбан III, миланец, Уберто Кривелли, 25.11; 1.12.1185–20.10.1187.
Григорий VIII, итальянец из Беневента, Альберто де Морра, 21;25.10.1187–17.12.1187.
Климент III, римлянин, Паоло Сколари, 19; 20.12.1187–...3.1191.
Целестин III, римлянин, Джачинто Бобоне, 30.3; 14.4.1191–8.1.1198.
Иннокентий III, итальянец, согласно традиции, родился в Ананьи, по современным изысканиям в Гавиньяно близ Рима, Лотарио, из графов Сеньи, 8.1; 22.2.1198–16.7.1216.
Гонорий III, римлянин, Ченчио Савелли, 18; 24.7.1216–18.3.1227.
Григорий IX, итальянец из Ананьи, Уголино, из графов Сеньи, 19; 21.3.1227–22.8.1241.
Вакансия 2 месяца.
Целестин IV, миланец, Гоффредо Кастильони, 25; 28.10.1241–10.11.1241.
Вакансия 19 месяцев.
Иннокентий IV, генуэзец, Синибальдо Фиески, 25; 28.6.1243–7.12.1254.
Александр IV, итальянец, согласно традиции, родился в Ананьи, по современным изысканиям в городе Иенне близ Рима, Ринальдо, из графов Сеньи, по новейшим исследованиям из синьоров Иенны, 12; 20.12.1254–25.5.1261. Урбан IV, француз из Труа, Жак Панталеон, 29.8; 4.9.1261–2.10.1264.
Вакансия 4,5 месяца.
Климент IV, француз, ГиФулькоди, 5; 15.2.1265–29.11.1268.
Вакансия 33 месяца.
Григорий X, блаж., итальянец из Пьяченцы, Тебальдо Висконти, 1.9.1271; 27.3.1272–10.1.1276.
Иннокентий V, блаж., савоец, Пьетро ди Тарантасиа, 21.1.; 22.2.1276–22.6.1276.
Адриан V, генуэзец, Оттобоно Фиески, 11.7.1276–18.8.1276.
Иоанн XXI, португалец, Пьетро Юлиани или Петр Испанский, 8; 20.9.1276–20.5.1277.
Пьетро Юлиани ошибочно считал, что после Иоанна XIX существовал папа Иоанн XX.
Вакансия 6 месяцев.
Николай III, римлянин, Джованни Гаэтано Орсини, 25.11; 26.12.1277–22.8.1280.
Вакансия 6 месяцев.
Мартин IV, француз, Симон де Брион, 22.2; 23.3.1281–28.3.1285.
Мартином II и III ошибочно сочли Марина I и Марина II Гонорий IV, римлянин, Джакомо Савелли, 2.4; 20.5.1285–3.4.1287.
Вакансия 10,5 месяца.
Николай IV, итальянец из Асколи, Джироламо Маши, 22.2.1288–4.4.1292.
Вакансия 27 месяцев.
Целестин V, св., итальянец из Исернии, Пьетро дель Мурроне, 5.7; 29.8.1294–13.12.1294.
Бонифаций VIII, итальянец из Ананьи, Бенедетто Каэтанн, 24.12, 1294; 23.1.1295–11.10.1303.
Бенедикт XI, блаж., итальянец из Тревизо, Никколо Боккасини, 22; 27.10.1303–7.7.1304.
Вакансия 12 месяцев.
Климент V, француз, Бертран де Го, 5.6; 14.11.1305–20.4.1314.
Вакансия 27 месяцев.
Иоанн XXII, француз из Кагора, Жак Дюэз, 7.8; 5.9.1316–4.12.1334.
[Николай V, итальянец из Корваро близ Риети, Пьетро Райналлуччи, 12; 22.5.1328–25.8.1330].
Бенедикт XII, француз, Жак Фурнье, 20.12.1334; 8.1.1335–25.4.1342.
Климент VI, француз, Пьер Роже, 7; 19.5.1342–16.12.1352.
Иннокентий VI. француз, Этьен Обер, 18; 30.12.1352–12.9.1362.
Урбан V. блаж., француз, Гильом де Гримор, 28.9; 6.11.1362–19.12.1370.
Григорий XI, француз, Пьер Роже де Бофор, 30.12.1370; 5.1.1371–27.3.1378.
Урбан VI, неаполитанец, Бартоломео Приньяно, 8; 18.4.1378–15.10.1389.
Бонифаций IX, неаполитанец, Пьетро Томачелли, 2; 9.11.1389–1.10.1404
Иннокентий VII, итальянец из Сульмоны, Косма (Козимо) Мильорати. 17.10; 11.11.1404–6.11.1406.
Григорий XII, венецианец, Анджело Коррер, 30.11; 19.12.1406–4.7.1415.
Вакансия 28 месяцев.
[Климент VII, Роберт, из графов Женевских, 20.9; 31.10.1378–16.9.1394]. Избран папой одновременно с Урбаном VI кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр.
[Бенедикт XIII, испанец из Арагона, Педро де Луна, 28.9; 11.10.1394–23.5.1423].
Избран одновременно с Бонифацием IX кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр. Низложен Констанцским собором 26.7.1417. После его смерти назначенные им кардиналы избрали нового антипапу Климента VIII (Хиль Санчес Муньос), 10.6.1423–26.7.1429, а затем Бенедикта XIV (Бернард Гарнье), 12.11.1425–1430.
[Александр V, с острова Крит, Петр Филарго, 26.6; 7.7.1409–3.5.1410].
[Иоанн XXIII, неаполитанец, Балтазар Косса, 17; 25.5.1410–29.5.1415].
Мартин V, римлянин, Оддо Колонна. 11; 21.11.1417–20.2.1431.
Евгений IV, венецианец, Габриэле Кондульмер, 3; 11.3.1431–23.2.1447.
[Феликс V, Амедей, герцог Савойский, 5.11.1439; 24.7.1440–7.4.1449].
Николай V, итальянец из Сарцаны, Томмазо Парентучелли, 6; 19.3.1447–24.3.1455.
Каликст III, испанец из Хативы близ Валенсии, Алонсо де Борха (Борджа), 8; 20.4.1455–6.8.1458.
Пий II, сиенец, Энеа Сильвио Пикколомини, 19.8; 3.9.1458–15.8.1464.
Павел II, венецианец, Пьетро Барбо, 30.8; 16.9.1464–26.7.1471.
Сикст VI, итальянец из Савоны, близ Генуи, Франческо делла Ровере, 9; 25.8.1471–12.8.1484.
Иннокентий VIII, генуэзец, Джованни Баттиста Чибо, 29.8; 12.9.1484–25.7.1492.
Александр VI, испанец из Хативы близ Валенсии, Родриго де Борха (Борджа), 11; 26.8.1492–18.8.1503.
Пий III, сиенец, Франческо Тодескини-Пикколомини, 22.9; 8.10.1503–18.10.1503.
Юлий II, итальянец из Савоны близ Генуи, Джулиано делла Ровере, 31.10; 26.11.1503–21.2.1513.
Лев X, флорентиец, Джованни Медичи, 11; 19.3.1513–1.12.1521.
Адриан VI, из Утрехта, Адриан Флоренс, 9.1; 31.8.1522–14.9.1523.
До 1978 г. последний папа неитальянец.
Вакансия 2 месяца.
Климент VII, флорентиец, Джулио Медичи, 19; 26.11.1523–25.9.1534.
Павел III, римлянин, Алессандро Фарнезе, 13.10; 3.11.1534–10.11.1549.
Вакансия 2,5 месяца.
Юлий III, римлянин, Джованни Мария Чокки дель Монте, 8; 22.2.1550–23.3.1555.
Марцелл II, итальянец из Монтепульчиано, Марчелло Червини, 9; 10.4.1555–1.5.1555.
Павел IV, неаполитанец, Джанпьетро Караффа, 23; 26.5.1555–18.8.1559.
Вакансия 4 месяца.
Пий IV, миланец, Джованни Анджело Медичи, 25.12.1559; 6.1.1560–9.12.1565.
Пий V, св., итальянец из Боско близ Алессандрии, Антонио (Микеле)
Гислиери, 7; 17.1.1566–1.5.1572.
Григорий XIII, болонец, Уго Бонкомпаньи, 13; 25.5.1572–10.4.1585.
Сикст V, итальянец из Гроттаммаре близ Рипатрансоне, Феличе Перетти, 24.4; 1.5.1585–27.8.1590.
Урбан VII, римлянин, Джованни Баттиста Кастанья, 15.9,1590–27.9.1590.
Вакансия 2 месяца.
Григорий XIV, итальянец из Кремоны, Никколо Сфондрати, 5; 8.12.1590–16.10.1591.
Иннокентий IX, болонец, Джованни Антонио Факкииетти, 29.10; 3.11.1591–30.12.1591.
Климент ѴПІ, флорентиец, Иполлито Альдобрандини, 30.1; 9.2.1592–5.3.1605.
Лев XI, флорентиец, Алессандро Медичи, 1; 10.4.1605–27.4.1605.
Павел V, римлянин, Камилло Боргезе, 16; 29.5.1605–28.1.1621.
Григорий XV, болонец, Алессандро Людовизи, 9; 14.2.1621–8.7.1623.
Урбан VIII, флорентиец, Маффео Барберини, 6.8; 29.9.1623–29.7.1644.
Вакансия 1,5 месяца.
Иннокентий X, римлянин, Джованни Баттиста Памфили, 15.9; 4.10.1644–7.1.1655.
Вакансия 4 месяца.
Александр VII, сиенец, ФабиоКиджи, 7; 18.4 1655–22.5.1667.
Климент IX, итальянец из Пистойи, Джулио Роспильози, 20; 26.6.1667–9.12.1669.
Вакансия 4 месяца.
Климент X, римлянин, Эмилио Альтьери, 29.4; 11.5.1670–22.7.1676.
Иннокентий XI, блаж., итальянец из Комо, Бенедетто Одескальки, 21.9; 4.10.1676–12.8.1689.
Александр VIII, венецианец, Пьетро Оттобони, 6; 16.10.1689–1.2.1691.
Вакансия 5 месяцев.
Иннокентий XII, итальянец из Спинадзолы близ Венозы, Антонио Пиньятелли, 12; 15.7.1691–27.9.1700.
Вакансия 2 месяца.
Климент XI, итальянец из Урбино, Джованни Франческо Альбани, 23.11; 8.12.1700–19.3.1721.
Иннокентий XIII, римлянин, Микеланджело деи Конти, 8; 18.5.1721–7.3.1724.
Вакансия 2 месяца.
Бенедикт XIII, итальянец из Гравины, Пьетро Франческо (Винченцо Мария) Орсини, 29.5; 4.6.1724–21.2.1730.
Вакансия 4,5 месяца.
Климент XII, флорентиец, Лоренцо Корсини, 12; 16.7.1730–8.2.1740.
Вакансия 6 месяцев.
Бенедикт XIV, болонец, Просперо Ламбертини, 17; 22.8.1740–3.5.1758.
Климент XIII, венецианец, Карло Реццонико, 6; 16.7.1758–2.2.1769.
Вакансия 3,5 месяца.
Климент XIV, итальянец из Сан Арканджело близ Римини, Джованни Винченцо Антонио (Лоренцо) Ганганелли, 19.5; 4.6.1769–21.9.1774.
Вакансия 4,5 месяца.
Пий VI, итальянец из Чезены, Джованни Анджело Браски, 15; 22.2.1775–29.8.1799.
Вакансия 6,5 месяца.
Пий VII, итальянец из Чезены, Барнаба (Грегорио) Кьярамонти, 14; 21.3.1800–20.8.1823.
Лев XII, итальянец из Дженги близ Фабриано, Аннибале делла Дженга, 28.9; 5.10.1823–10.2.1829.
Пий VIII, итальянец из Чинголи. Франческо Саверио Кастильони, 31.3; 5.4.1829–30.11.1830.
Григорий XVI, итальянец из Беллуно, Бартоломео Альберто (Мауро) Каппеллари, 2; 6.2.1831–1.6.1846.
Пий IX, итальянец из Сенигаллии, близ Анконы, Джованни Мария Мастаи-Ферретти, 16; 21.6.1846–7.2.1878.
Лев XIII, итальянец.из Карпинето, близ Ананьи. Джиоаккино Печчи, 20.2; 3.3.1878–20.7.1903.
Пий X, св., итальянец из Риезе, близ Тревизо, Джузеппе Сарто, 4; 9.8.1903–20.8.1914.
Бенедикт XV, генуэзец, Джакомо делла Кьеза. 3; 6.9.1914–22.1.1922.
Пий XI, итальянец из Дезио, близ Милана, Акилле. Ратти, 6; 12.2.1922–10.2.1939.
Пий XII, римлянин, Эудженио Пачелли, 2; 12.3.1939–9.10.1958.
Иоанн XXIII, итальянец из Сотто иль Монте, близ Бергамо, Анджело Джузеппе Ронкалли, 28.10; 4.11.1958–3.6.1963.
Павел VI, итальянец из Кончезио, близ Брешии, Джованни Баттиста Монтини, 21; 30.6.1963–6.8.1978.
Иоанн Павел I, итальянец из Форно ди Канале, близ Беллуно, Альбине Лучани, 26.8; 3.9.1978–28.9.1978.
Иоанн Павел II, поляк из г. Вадовицы, близ Кракова, Кароль Войтыла, 16; 16.10.1978–2.4.2005.
Бенедикт XVI, немец из Марктль-ам-Инн, Бавария, Йозеф Алоис Ратцингер, 19.4.2005...
* * *
В публикуемом списке имена антипап даются в квадратных скобках.