«Второе пришествие»
История человечества делится, по Муну, на три периода: эпоха Авраама – формирование рода человеческого, эпоха Иисуса – развитие человечества; наконец, эпоха Муна, который явился на землю, чтобы завершить священную миссию и освободить людей от сатаны84.
Когда же закончилась «эпоха Иисуса» и наступила «эпоха Муна»? Для ответа на этот вопрос надо познакомиться с некоторыми взглядами Муна на историю XX века, излагаемыми им, как всегда, лапидарно.
Согласно Муну, результаты Первой мировой войны таковы: «Подъем коммунистического мира со Сталиным в центре как с символическим представителем Господа Второго пришествия на стороне сатаны, стремящимся создать псевдовыражение Царства Небесного на земле». Результаты Второй мировой войны: «Разгром Гитлера и его государства и распространение коммунизма на мировом уровне со Сталиным в центре предвещают конец духовного царства, сосредоточенного на Иисусе, и начало эпохи возникновения новых небес и земли, сосредоточенных на Господе Второго пришествия»85.
А в межвоенное время произошло событие, ради которого и был совершен экскурс в историю. Это рождение Мессии, Господа Второго пришествия, которое «должно было прийтись на период между 1917 и 1930 гг.86 Мысль эта для Муна не случайна, она кочует из книги в книгу: Второе пришествие наступило «приблизительно в период между 1917 и 1930 [годами]»87.
Кстати сказать, Мун не оставляет своим последователям сомнения в том, что третья мировая война неизбежна, однако возможны два варианта ее развития, и один из них – это «внешняя вооруженная борьба» против коммунизма и всех врагов Муна. Но, чтобы не уподобляться свидетелям Иеговы с их учением о неизбежном Армагеддоне, мунисты предлагают иной – мирный, облегченный – ее вариант. Это может быть «внутренняя идеологическая конфронтация –> полное разрешение –> осуществление идеального мира»88. Тем не менее, подобно лидерам движения «Свидетели Иеговы», Мун и его последователи тоже занимаются предсказанием конца света. Вначале было предсказано, что в 1967 году наступит Тысячелетнее Царство. Когда этого не случилось, было решено, что последний период существования мира состоит из трех семилетних частей: первая – с 1960 по 1967 год, вторая – с 1968 по 1974 год и третья – с 1975 по 1981 год. С муновскими «семилетками» тоже ничего не получилось. Потом дата наступления конца света была отложена на 2001 год, но вновь мимо... А где же явился (или явится) Мессия? Вот ответ из первоисточника: «Мессия явится там, где два мира, демократия и коммунизм, противостоят друг другу, то есть там, где лицом к лицу сталкиваются Божия любовь и сатанинская ненависть. Эта линия конфронтации прошла по 38-й параллели Корейского полуострова. Это не только передовая линия демократии и коммунизма, это также линия Фронта между Богом и сатаной, образованная в результате Провидения восстановления». И еще: «Народ, среди которого явится Мессия, должен быть объектом Сердца Бога. Исходя из этого, Корея – это страна, которую подготовил Бог»89.
В книге «Божественный Принцип» Мун не вполне логично разъясняет свой взгляд на перенос функции Мессии от «второго Адама» (Иисуса) к «третьему Адаму» (к нему самому): «Когда Христос придет, все объединится. Бог навсегда упразднит ад. Цель Его творения будет достигнута... Божественный Принцип говорит, что Бог желает восстановить всех людей в первоначальном состоянии творения, и Бог достигает своей цели. Бог имел в виду, чтобы Адам оставался таким, каким он Его создал, но Адам пал. Иисус пришел как второй Адам. Однако, не признав Его как своего Мессию, евреи убили Иисуса. Теперь Бог имеет другую центральную фигуру, через которую Он реализует окончательное восстановление человечества»90.
Итак, самовыдвижение Господа Второго пришествия произведено, и теперь необходимо найти себе последователей среди приверженцев различных мировых религий. Решая эту задачу, Мун заявляет, что поставлен на свое служение, кроме Иисуса, еще и Буддой, и Мухаммедом. А мунисты сознательно допускают ложное истолкование Священного Писания с целью убедить людей в том, что ориентация на культы Востока совместима с христианством и что даже в них исполняются пророчества Библии.
В муновских учебных пособиях, рассчитанных на европейского читателя, воспитанного в христианской традиции, при изложении истории христианства особый акцент делается на Реформации, начатой Мартином Лютером в 1517 году. А в русском варианте пособий ставится задача переключения «народа-богоносца» с почитания Святой Руси на «обожествление» Страны Утренней Свежести.
Читаем первоисточник: «В христианском мире многие священники и верующие, наделенные даром духовного прозрения, получали новые откровения о том, что Второе пришествие произойдет в Корее, и многим глубоко религиозным людям было явлено, что Корея станет центром спасения мира»91. В своей убежденности Мун необорим: «Корея – соответствует условиям, на которых Бог избирает страну для Второго пришествия Мессии»92.
Некоторые отечественные религиоведы, «наделенные даром духовного прозрения», совершили такой плавный переход: «Естественно, в богословских воззрениях неправославной церкви встречается немало неожиданного и непривычного для православного верующего, – писал в своё время кандидат исторических наук Лев Семенов. – Однако если рассматривать это учение (мунизм. – а. А.) с точки зрения религиоведения, то оно предстает как раз на редкость стройным, логичным и обоснованным этапом развития религиозной мысли и практики. В сопоставлении с традиционным христианством оно выглядит закономерным углублением и развитием идей Реформации, разрабатывающим содержание откровения, полученного основателем, на базе проникновенной интерпретации канонических книг Библии. Степень же новизны этого учения сопоставима с новизной раннехристианских идей, как известно, пугавших в своем время правоверных книжников кажущимся противоречием духу ветхозаветной традиции»93.
Эта цитата демонстрирует поразительный факт: ЦО, как, похоже, никакое другое новое религиозное движение, обладает особой привлекательностью для образованных людей, «достигших степеней известных»... Почему так происходит? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, но, во всяком случае, должно быть отвергнуто предположение о том, что интеллектуалов привлекает этот «на редкость стройный, логичный и обоснованный этап развития религиозной мысли и практики», новизна учения, «сопоставимая с новизной раннехристианских идей», – любой добросовестный религиоведческий анализ сводит на нет эти утверждения. Может быть, привлекает центральное положение мунизма – учение о Мессии и, закономерно, сам «мессия» – Сан Мен Мун, «сотни раз растрогавший Бога до слез»?
* * *
См.: Новые религиозные организации России... С. 203.
Пособие для изучающих Божественный Принцип. С. 125, 127.
Принцип Объединения в основных чертах. С. 385.
Пособие для изучающих Божественный Принцип. С. 135.
Там же. С. 128.
Принцип Объединения в основных чертах. С. 391–392, 387.
Цит. по: Порублев Н. Культы и мировые религии. М., 1994. С. 241.
Принцип Объединения в основных чертах. 2-е изд. М., 1995. С. 94.
Пособие для изучающих Божественный Принцип. С. 137.
Семенов Л. Христос и... третья мировая война // Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11. Лев Семенов – автор предисловий к мунистскому журналу «Родник надежды» (№1,2 за 1996 год, тираж 20 тыс. экз.).