Адам

Ада́м

1) имя пер­вого чело­века, родо­на­чаль­ника всего чело­ве­че­ства; первый чело­век, обла­да­тель этого имени;
2) Новый Адам – имя, при­ла­га­е­мое к гос­поду Иисусу Христу; Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. Адам сотво­рен Богом в шестой день тво­ре­ния мира по образу и подо­бию Божьему: «И сказал Бог: сотво­рим чело­века по образу Нашему и по подо­бию Нашему» (Быт.1:26).

adam - Адам

Что озна­чает имя «Адам»?

Согласно дово­дам ряда линг­ви­стов, бук­валь­ный пере­вод имени Адам (Adam) с еврей­ского языка озна­чает «крас­ный», при этом Adamah – пере­во­дится как земля (пер­во­на­чально, по-види­мому, крас­но­зем). В Библии слово «Адам» исполь­зу­ется не только в зна­че­нии имени соб­ствен­ного, но и в зна­че­нии «чело­век» (Быт.5:2; ср. гре­че­ский текст). Оно входит в выра­же­ние «сыны Ада­мовы», кото­рое не огра­ни­чи­ва­ется охва­том лишь пер­вого поко­ле­ния потом­ков Адама и Евы. Им могут быть названы «люди» — «сыны чело­ве­че­ские» (Притч.8:31; Пс.44:3). Упо­треб­лен­ное в един­ствен­ном числе выра­же­ние «сын чело­ве­че­ский» может обо­зна­чать кон­крет­ного чело­века (Иез.2:1), любого чело­века (Иер.49:18).

Как был создан Адам?

О созда­нии пер­вого чело­века в Свя­щен­ном Писа­нии сооб­ща­ется в сле­ду­ю­щих словах: «И создал Гос­подь Бог чело­века из праха зем­ного, и вдунул в лице его дыха­ние жизни, и стал чело­век душею живою» (Быт.2:7). В связи с тем, что Адам создан из праха зем­ного, он назван перст­ным (1Кор.15:47). Между тем, как ясно сле­дует из Писа­ния, наряду с веще­ствен­ным телом Адам обла­дал неве­ще­ствен­ной душой. Таким обра­зом, Адам был создан дву­со­став­ным. Кроме того, из содер­жа­ния книги Бытия явствует, что Адам был создан по образу и подо­бию Божию. С одной сто­роны, он был наде­лен такими чер­тами, кото­рые отоб­ра­жали в нем Боже­ствен­ные совер­шен­ства. С другой сто­роны, пре­бы­вая в пер­во­здан­ном состо­я­нии, он не был скло­нен ко злу, и до тех пор, пока не про­изо­шло его укло­не­ние в грех, был чистым и невин­ным. Согласно Боже­ствен­ному твор­че­скому замыслу, если бы он выбрал путь доб­ро­воль­ного послу­ша­ния Богу, посте­пенно он все больше и больше упо­доб­лялся бы своему Созда­телю, обо­жи­вался, пре­об­ра­зу­ясь в бога по бла­го­дати.

Почему Бог создал Адама?

Адам – венец твор­че­ского акта Бога. Он пред­став­ляет суще­ство, кото­рое завер­шает собой тво­ре­ние мира и увен­чи­вает его совер­шен­ство. Впро­чем, Сам Бог не нуж­дался ни в тво­ре­нии вообще, ни в тво­ре­нии чело­века в част­но­сти. Бог сотво­рил мир по бла­го­сти, и в этом мире чело­веку пред­на­зна­ча­лась особое место, особая роль. По слову св. Мак­сима Испо­вед­ника, Адам был при­зван «соеди­нить любо­вью при­роду твар­ную с при­ро­дой нетвар­ной, явля­ясь в един­стве и тож­де­стве стя­жа­нием бла­го­дати». И в другом месте: «Для того Он сотво­рил нас, чтобы мы стали при­част­ни­ками Боже­ского есте­ства и при­част­ни­ками самой веч­но­сти, и яви­лись Ему подоб­ными по обо­же­нию от бла­го­дати, через кото­рую совер­ша­ется всякое суще­тво­ре­ние суще­ству­ю­щего, и воз­ник­но­ве­ние из не сущих» (св. Максим Испо­вед­ник).

Почему Бог создал Еву из Адама, а не из праха зем­ного?

В силу того, что Ева создана не из праха зем­ного, а из ребра Адама, Адам видел в ней не просто помощ­ника, какими для него могли быть и живот­ные, но помощ­ника, подоб­ного, во многом рав­ного ему самому: «И сказал чело­век: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет назы­ваться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2:23) Заме­тим, что и само слово «жена» (евр. Issah), упо­треб­лен­ное в данном кон­тек­сте (на языке ори­ги­нала), явля­ется одно­ко­рен­ным по отно­ше­нию к слову «муж» (Is) (Быт.2:23). Кроме того, в силу про­ис­хож­де­ния Евы от Адама все люди вообще, вклю­чая и саму пра­ма­терь (Еву), имеют единый корень, еди­ного родо­на­чаль­ника, все еди­но­сущны между собой, все явля­ются род­ствен­ни­ками.

Был ли у Адама пупок?

Адам и Ева были созданы непо­сред­ственно Богом, а не через обыч­ный про­цесс родов. Таким обра­зом, они, скорее всего, пупков не имели.

Где именно жили Адам и Ева после их изгна­ния из Рая?

Детально об этом в Библии не сооб­ща­ется.

Почему Бог не оста­вил Адама одного, а создал жен­щину – Еву?

Появ­ле­ние жены обу­слов­лено тем, что чело­век имел потреб­ность в обще­нии. «И сказал Гос­подь Бог: не хорошо быть чело­веку одному; сотво­рим ему помощ­ника, соот­вет­ствен­ного ему» (Быт.2:18). Созда­ние жены – это одна из глав­ных пред­по­сы­лок для жизни чело­века в любви, кото­рая явля­ется непре­мен­ным усло­вием его «пре­бы­ва­ния» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в любви пре­бы­вает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4.16).

Сколько детей было у Адама?

Библия не назы­вает точное число. У Адама и Евы роди­лись Каин (Быт.4:1), Авель (Быт.4:2), Сиф (Быт.4:25) и другие сыно­вья и дочери (Быт.5:4).

adam eva avel - Адам
Вильям Бугро. «Первый траур». 1888 (Быт.4).

Кто больше согре­шил – Адам или Ева?

По мнению про­фес­сора А. П. Лопу­хина, грех Адама намного больше греха Евы, потому что жена была иску­шена самим диа­во­лом, а Адам нару­шил запо­ведь только по при­меру Евы: «Если Еву в паде­нии, до неко­то­рой сте­пени, изви­няла ее срав­ни­тель­ная при­род­ная сла­бость, пре­уве­ли­ченно-фор­маль­ное и чисто внеш­нее пред­став­ле­ние о запо­веди, нако­нец, непо­сред­ственно-чув­ствен­ное впе­чат­ле­ние от древа, то Адам, полу­чив­ший от самого Бога гроз­ную запо­ведь и на самом себе испы­тав­ший столько про­яв­ле­ний боже­ствен­ной любви, не имел ника­ких смяг­ча­ю­щих его вину обсто­я­тельств, так что его грех есть чисто духов­ное пре­ступ­ле­ние и тяже­лее греха Евы».

Что про­изо­шло после гре­хо­па­де­ния Адама?

Гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей тра­ги­че­ски разъ­еди­нило чело­века и Бога и отра­зи­лась на самой чело­ве­че­ской при­роде. Чело­век сде­лался тлен­ным и смерт­ным, рас­по­ло­жен­ным ко злу, удо­бо­пре­клон­ным к воз­дей­ствию на него падших духов.

Почему апо­стол Павел назы­вает Адама обра­зом буду­щего, ведь Адам отно­сится к про­шлому?

Святой апо­стол Павел назы­вает Адама не только «первым чело­ве­ком» (1Кор.15:47), но и «обра­зом буду­щего» (Рим.5:14), имея в виду Сына Чело­ве­че­ского Иисуса Христа (1Кор.15:45, 1Кор.15:47). Он про­ти­во­по­став­ляет пер­вого и вто­рого Адама: в резуль­тате гре­хо­па­де­ния пер­вого Адама и он сам, и его потомки были ввер­жены в пучину греха, тогда как в резуль­тате спа­си­тель­ных дей­ствий вто­рого людям был открыт путь к вечной бла­жен­ной жизни. Таким обра­зом, будучи сыном Адама по рож­де­нию и воз­рож­ден­ным во Христе, хри­сти­а­нин нахо­дится в посто­ян­ной связи с первым и вторым Адамом. Он при­зван «отло­жить преж­ний образ жизни вет­хого чело­века, истле­ва­ю­щего в обо­льсти­тель­ных похо­тях… и облечься в нового чело­века, создан­ного по Богу, в пра­вед­но­сти и свя­то­сти истины» (Еф.4:22-24).

Сколько лет прожил Адам?

Как и все пат­ри­архи до Потопа, Адам прожил долгую по совре­мен­ным меркам жизнь. После рож­де­ния Сифа Адам жил 800 (700) лет, родил еще сыно­вей и доче­рей (Быт.5:1–4) и умер, согласно биб­лей­скому повест­во­ва­нию, в воз­расте 930 лет (Быт.5:5).

Что озна­чает образ «глава Адама», встре­ча­ю­щийся на изоб­ра­же­ниях Рас­пя­тия Гос­подня?

В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии сло­жи­лась древ­няя тра­ди­ция изоб­ра­жать череп Адама на иконах Рас­пя­тия. Череп / череп и кости изоб­ра­жа­ются ниже уровня вер­шины горы, часто – на фоне ико­но­гра­фи­че­ского эле­мента, напо­ми­на­ю­щего разлом. Часто такие изоб­ра­же­ния сопро­вож­да­ются над­пи­са­ни­ями «Г. Г.» – «гора Гол­гофа» и «Г. А.» – «глава Ада­мова». Иногда возле головы Адама, несколько ниже нее, бывают пред­став­лены скре­щен­ные кости рук: при этом правая пере­кры­вает левую, как при погре­бе­нии или при­ча­ще­нии, впро­чем, иногда кости бывают изоб­ра­жены по-дру­гому. Это изоб­ра­же­ние свя­зы­вают с пре­да­нием, согласно кото­рому там, где был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (на Гол­гофе) прежде были захо­ро­нены останки пер­вого чело­века.

Какова посмерт­ная участь Адама?

Во вре­мена Вет­хого Завета умер­шие люди схо­дили душами в ад. Согласно Пра­во­слав­ному Пре­да­нию, отме­чен­ному, в част­но­сти, в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии, туда же, душой, сошел и Адам, откуда, затем был выве­ден Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом вместе с душами многих других людей. Об этом же сви­де­тель­ствуют и бого­слов­ские (бого­слу­жеб­ные) тексты, к при­меру, вос­крес­ный кондак 1‑го гласа: «Вос­кресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совос­кре­сил еси, и есте­ство чело­ве­че­ское яко Бога вос­пе­вает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Вла­дыко, Ева, ныне от уз избав­ля­ема, раду­ется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, вос­кре­се­ние».

Почему Адам про­слав­лен в лике святых?

Счи­та­ется, что, понеся нака­за­ние за грех, Адам и Ева не отвер­ну­лись от Бога, и рев­ностно моли­лись ему. Гос­подь принял их молитвы и слезы пока­я­ния и про­стил им грех их.

Когда совер­ша­ется память пра­отца Адама?

Память пра­отца Адама в пра­во­слав­ном кален­даре совер­ша­ется в Неделю святых пра­о­тец и Неделю святых отец, это два послед­них вос­кре­се­нья Рож­де­ствен­ского поста.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки