«Церковь Объединения» в Западной Европе

Германия

О начальном периоде деятельности ЦО в Германии пишет один из ведущих экспертов по вопросам новых религиозных движений лютеранский пастор Томас Гандоу в своей книге «Империя „преподобного» Муна». Движение Муна он изучает с 1968 года. В «эпоху Берлинской стены» Т. Гандоу служил в приходе в районе Берлин-Шпандау; за свою церковную и миссионерскую деятельность он был объявлен врагом народа и находился под наблюдением Министерства безопасности ГДР («Штази») и КГБ.

«Церковь» Муна в Западной Германии появилась в начале 1960-х годов, рассказывает Т. Гандоу. Тогда ею руководил Петер Кох, действовавший как миссионер движения Муна в Германии с 1963 года (сам он вступил в движение еще в США). Он перевел на немецкий «Божественный Принцип». В 1964 году во Франкфурте была зарегистрирована группа под названием «Общество объединения всемирного христианства».

С 1973 года начинается новый этап развития движения в Германии: его немецкое отделение открыло свой центр в Эссене. Результаты миссии за первый год потребовали открытия собственных домов обучения для двух- и семидневных курсов и для курса в 21 день. Были учреждены два учебных центра: в Таунусе, недалеко от Франкфурта-на-Майне, мунисты арендовали старую мельницу, которую удалось приспособить для целей учебного центра; затем они купили мельницу Регельсмюле близ Альфельда в Верхней Франконии288.

В бывшей ФРГ учение Муна поначалу воспринималось с сочувствием. Как и Корея, Германия была разделена на две части, и «сатана царствовал за Берлинской стеной, как выше 38-й параллели». Как и Южная Корея, ФРГ решила взять реванш, став великой экономической державой. Немецкое чудо служило образцом для корейского чуда. И наконец, два первых «верховных наставника» ЦО из неазиатов были немцами – Райнер Винсенц и Пауль Вернер289.

В молодости Р. Винсенц был одним из фюреров гитлер-югенда, но после войны «перековался». Впрочем, это не должно вызывать удивление: ведь и Мария-Дэви Христос, Мария Цвигун, в 1970-х годах активный комсомольский функционер в Киеве, провозгласила себя живым Богом, и стала главой «Семьи» под названием «Белое братство». Действительно, ЦО (и ее молодежное крыло «ВАИП») благодаря своей одержимости имеет сходство и с комсомолом, и с гитлерюгендом. Один из лидеров ЦО в Германии свидетельствует: «Мы похожи на гитлеровское молодежное движение своим пылким идеализмом. Полное посвящение себя делу является другим сходством. Мы преданы своему лидеру. Но аналогия не является точной, поскольку идеализм, который порождает это движение, отличается от нацистского, потому что это – религиозный идеализм»290.

Для осуществления своих проектов в Западной Германии мунисты начали сбор средств, обращаясь к жителям страны с просьбой о пожертвованиях. О своей принадлежности к ЦО мунисты предпочли не упоминать: обычно они говорили, что собирают деньги на помощь голодающим детям Африки, на спасение тропических лесов Южной Америки и другие гуманные цели. (В Берлине, в год юбилея Мартина Лютера (1983), они собирали пожертвования и на «миссию Виттенберга» (колыбель Реформации).)291

В Берлине, Франкфурте и Эссене есть места, называемые «священной землей», которые Мун сам обустроил еще в 1965 году. Здесь проводятся особые молитвенные собрания и праздники обетов. Для придания большей значимости событию праздник произнесения обетов, в частности, проводится первого числа каждого месяца. На этих уже «восстановленных» местах Бог отныне «волен услышать наши молитвы», считают мунисты, и поскольку молитвы здесь обладают большей эффективностью, то и молятся здесь как можно чаще292.

В середине 1970-х годов агитационная работа движения Муна пережила в Западной Германии расцвет и увенчалась участием в предвыборной кампании ХДС/ХСС 1976 года. Однако в результате последовало твердое и однозначное политическое размежевание соответствующих партий и возросла критичность общественного мнения в отношении ЦО. Федеральным правительством Германии был подготовлен подробный отчет, осуждавший деятельность ЦО, а сам Мун был объявлен в стране персоной нон грата. Тем не менее, в 1983 и 1985 годах Мун через своих людей взял под контроль два крупных немецких станкостроительных завода – «Вандерер» в Хааре под Мюнхеном и «Хайлигенштадт» в Гессене под Франкфуртом293.

ЦО ФРГ давно пыталась завязать контакты с Восточной Германией. Немецкие мунисты обращались за содействием к воссоединявшимся с семьями в ГДР и к известным беженцам «из-за стены», чтобы через них установить контакты с восточными землями. В то же время производились попытки влиять на режим Эриха Хонеккера с помощью многочисленных демонстраций, а также символических акций. О некоторых из них рассказывает Томас Гандоу.

Например, 1 мая 1984 года «Межуниверситетская Ассоциация по изучению Принципов» (CARP) начала особую акцию, в ходе которой 12 ее членов доставили в Восточный Берлин книги о «божественных принципах» – «интеллектуальное сокровище» «преподобного» Муна. Они раздавали книги тем, кто на вопрос о том, верит ли он в Бога, отвечал «да».

В то же время CARP устроила в Западном и Восточном Берлине, как и в семи местах вдоль Берлинской стены, участки «священной земли», места, которые благодаря особому ритуалу были отняты у сатаны и подпали под владычество Муна, дабы дать его последователям возможность регулярно собираться там на молитву. К символическим действиям относится и выступление мунистов 17 июня 1985 года на Бернауэр-штрассе, когда представители 21 нации с обзорной вышки кричали на всех своих языках под проливным дождем: «Братья и сестры на Востоке! Мы вас никогда не забудем!» В 1987 году в Западном Берлине прошел конгресс мунистской организации CARP, во время которого состоялась демонстрация, под звуки корейского барабана направившая свои колонны к Берлинской стене.

После падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года тогдашний вице-президент «Конфедерации ассоциаций за единство обществ обеих Америк» (CAUSA) Дитер Шмидт отправился в Восточный Берлин, дабы активизировать деятельность мунистов в коммунистическом «застенке». А в ноябре 1992 года Д. Шмидт, бывший врач и функционер CARP и CAUSA, возглавил руководство объединенными немецкими мунистами. Что же касается Берлинской стены, то решающая роль в ее падении приписывается «слезной молитве» сына и наследника Муна Хын Джина294.

На 1995 год в Германии насчитывалось 2500 приверженцев ЦО.295 В Вербальной ноте посольства ФРГ от 22 ноября 1995 года в очередной раз указывалось на опасность ЦО как молодежной секты (данный термин используется на Западе в смысле «деструктивная религиозная организация»)296. Таков цивилизованный ответ объединенной Германии на экспансию «Церкви Объединения».

В 1995 г. Германия запретила въезд Муна на свою территорию. Крупнейшие партии – ХДС и СПГ запретили своим членам состоять в мунитских организациях. Этот запрет вызвал негативную реакцию ряда политических и общественных деятелей в некоторых странах. В 2001 году официальный протест выразил тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл, а июле 2006 года 40 известных политиков направили письмо протеста канцлеру ФРГ Ангеле Меркель.

В результате Верховный суд Германии отменил вердикт суда низшей инстанции, запрещающий Сан Мен Муну и его супруге въезд в Германию и, учитывая общую иммиграционную политику, во все 14 стран Шенгенского соглашения. Верховный Суд ФРГ заявил, что он отменяет вердикт суда низшей инстанции, поскольку он нарушил положения Конституции Германии касательно религиозной свободы и права на религиозную практику. В вердикте Верховного Суда, в частности, говорится: «Суд низшей инстанции основывал свое решение исключительно на обстоятельствах, касающихся международных аспектов деятельности истца, которые по определению не являются основанием для государственных институтов. Что же касается вопроса о значении личной встречи членов религиозной общины со своим духовным лидером, то авторитетным здесь может считаться только мнение самой общины».

Как заявили в пресс-службе муновской «Федерации за всеобщий мир», власти Германии пытались использовать Шенгенские соглашения, которые были заключены, помимо прочего, с целью сохранения национальной безопасности, с тем, чтобы «не допустить распространения религии Муна». Но впоследствии и юристы правительства Германии согласились в том, что визит этого проповедника не станет угрозой национальной безопасности. Соглашаясь с этим, Верховный Суд также указал: «Необходимо четко обозначить, что, в соответствии с Шенгенским соглашением, подобного рода запрет означает наличие реальной угрозы общественной безопасности, а также порядку или национальной безопасности. Отнюдь не является очевидным, что приезд супругов Мун несет в себе угрозы, которые позволяют обосновывать запрет на въезд для них».297

Считается, что принцип свободы совести, свободы верить во что бы то ни было – будь то «преподобный» Мун или поклонение ветряной мельнице – это закон, обязательный к исполнению.298

Франция

Во Франции ЦО начала свою деятельность в начале 70-х годов. Тогда это была всего лишь крохотная группка во главе с миссионером из Германии Райнером Винсенцем, человеком, который только что обратил в мунизм бывшего семинариста Анри Бланшара, впоследствии президента французского отдела ЦО299.

В 1981 году Мун пытался приобрести в районе города Эври под Парижем целый домен, состоящий из огромного участка земли и особняка жилой площадью в 900 квадратных метров. Во Франции Мун успешно действовал через уже знакомую нам организацию «Конференция ассоциаций за единство обществ обеих Америк» (CAUSA), учрежденную в 1980 году.

Влиятельные французские деятели присоединялись к CAUSA, чтобы «защищать христианскую цивилизацию везде, где она находится в опасности». Во Франции у Муна появились влиятельные друзья среди журналистов правой ориентации. В конце 1980-х годов генеральным секретарем западноевропейского отделения CAUSA был Пьер Сейрак, он же – депутат Национального фронта от департамента Нор. «Многие члены и друзья CAUSA были избраны по всей Франции», – сообщал в своем письме, разосланном членам Конференции, Лоран Лядус, один из тогдашних руководителей французского филиала этой организации300.

Во Франции под контроль ЦО перешла международная ювелирная фирма «Кристиан Бернар», меховые компании и др. Однако именно коммерция стала той «арбузной коркой», на которой поскользнулись мунисты во Франции. В начале 1986 года здесь проходил громкий процесс по обвинению крупных функционеров ЦО в укрытии от налогообложения. Тогда на скамье подсудимых в 11-й Палате парижского Трибунала оказались лидеры французского отделения «Семьи» – братья Анри и Реми Бланшары, не уплатившие налог с прибыли одной из фирм, созданной ЦО. Однако заседание закончилось неудачей для обвинения: оба проповедника были оправданы за отсутствием достаточных доказательств и под давлением «сектантской общественности», а также коррумпированных чиновников. Однако сам прецедент весьма напомнил судебное дело Муна 1984 года в США.

В 1974 году мунисты вовлекли в «Семью» сына известной общественной деятельницы – Клэр Шамполлион, доктора языкознания, профессора, заслуженного председателя Комитета по защите семьи и традиционных ценностей (Франция). Вместе со своим мужем она занялась сбором сведений о деятельности ЦО во Франции и в других странах мира. Вот данные, представленные К. Шамполлион в Хорошевском суде (Москва) относительно французского филиала ЦО.

Во Франции Мун пытался войти в союз с ультраправым Жан-Мари Ле Пеном. В 1984 году некий румынский диссидент с весьма сомнительным прошлым, который только что сделался французским гражданином и вступил в мунистскую организацию, был помещен в список «Национального фронта» по выборам в Европейский парламент и был избран. Ле Пен не скрывал, что человек, который хочет, чтобы его поместили в его список, должен платить, так как его партия не финансируется государством. По причинам, не до конца известным, этот человек – Густав Пордеа – не выставил свою кандидатуру на следующих выборах 1989 года, но вместо него кандидатом был назначен лидер французских мунистов; он был избран, его имя Пьер Сейрак (племянник бывшего президента французских предпринимателей). И вновь организация Муна заплатила за его выборы. До этого Сейрак был избран в Национальное собрание Франции по списку Ле Пена (1986 год).

Кампания мунистов была весьма заметной. Их типография в Нормандии отпечатала и распространила многотомный тираж плакатов и листовок в поддержку Ле Пена; они расклеивались и раздавались вручную молодыми мунистами со всей Европы и даже из Японии. Все это стоило вложенных денег. Сейрак сопровождает Муна в его поездках в Японию и в другие страны. Похоже, Муна убедили, что у Ле Пена есть хорошие шансы прийти во Франции к власти. Во всяком случае, никакая другая партия не вступила в союз с Муном.

Ни один из членов «Национального фронта» Ле Пена не был переизбран в Национальное собрание Франции. В 1994 году Сейрак «оформил развод» с «Национальным фронтом». Каждая из сторон уверяла, что у нее непримиримые противоречия с другой. С тех пор ЦО не слишком заметна во Франции. Она ищет себе союзников, прикрываясь названием «Семья» или «Федерация женщин за мир во всем мире». Г-н Мун даже сумел въехать во Францию и появился на встрече в Париже (в 1995 году), где он произнес длинную речь, с восхищением воспринятую приблизительно 1200 последователями из Западной Европы (въезд в Великобританию и в Германию ему не был позволен)301.

В июле 2000 года депутаты Национального собрания Франции единогласно приняли сенсационный законопроект. В нем впервые в мировой практике вводится понятие такого уголовного преступления, как «манипуляция сознанием». Наказание за это преступление предусматривает от трех до пяти лет тюрьмы и от 300 до 500 тысяч франков штрафа. В день дебатов по поводу этого закона в пивной «Бурбон», прямо напротив Национального собрания, собрались представители трех влиятельных сект: сайентологи, мунисты и раэлиты. На совместной пресс-конференции они заклеймили позором депутатов, которые в тот момент обсуждали меры борьбы со злоупотреблениями сектантов.

«Беспокойство последователей Хаббарда, Муна и Раэля нетрудно понять: Франция уже этой осенью (2000 г.) станет первым на Западе государством, чье законодательство предусматривает возможность роспуска секты, – отмечалось в российской печати. – Правда, для этого будет необходимо, чтобы секта или ее руководители были как минимум дважды приговорены судом за совершение преступных действий. Но и такая осторожная формулировка не нравится многим»302.

Представитель секты Муна говорил о «сектуальном преследовании» по аналогии с сексуальным, которое карается законом. Аналогичную игру слов, но прямо противоположную по смыслу, позволил себе в ходе парламентских дебатов один из депутатов: он назвал секты «сект-шопами», уподобив их секс-шопам, которые нельзя открывать ближе чем в 100 метрах от школы303.

На проблему сект во Франции смотрят весьма серьезно. «Renseignements generaeux» – спецслужба МВД Франции – занимающаяся, в частности, наблюдением за сектами, сформулировала 10 критериев, формирующих само понятие «секта», причем если хотя бы один из них имеет место, организацию считают сектой:

дестабилизация сознания;

непомерные финансовые притязания (поборы);

навязывание разрыва с прежним окружением;

покушение на физическое здоровье;

вербовка детей;

антиобщественные высказывания;

нарушение общественного порядка;

привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям;

нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);

попытки проникновения во властные структуры304.

«Два парламентских доклада (в 1995 и 1999 гг.) показали, что феномен этот требует самого пристального внимания, – отмечалось в российской прессе по поводу проблемы сект и принятого в отношении них закона. – В первом докладе приводится список 172 сект, представляющих, по мнению служб безопасности, определенную угрозу обществу. Общее число членов этих сект оценить трудно; по различным источникам, оно колеблется от 160 до 400 тысяч человек».

Однако закон был сформулирован слишком жестко, и это вызвало критику не только со стороны сектантов, но и со стороны крупнейших религиозных общин Франции. Их представители высказывали опасения, что такие формулировки могут привести к злоупотреблениям. «Я боюсь, что необходимый закон против сект станет для некоторых ракетой-носителем антирелигиозной борьбы», – заявил уполномоченный по делам сект парижского епископата монсиньор Жан Вернет. Председатель Федерации протестантов Франции высказался еще более резко: «Эти тексты нацелены и на нас, и завтра мы можем подвергнуться уголовному преследованию на том же основании, что и сектантские движения... Если завтра пастор убедит кого-либо присоединиться к его общине, не обвинят ли его в манипулировании сознанием?»305 Представляется, что Франция, наряду с другими западноевропейскими странами, своего рода образец либерального подхода к религиозному плюрализму, пример современной попытки уравновесить интересы различных людей в их праве исповедовать свое прочтение Священного Писания и защитить тех из них, кто подвергается агрессивной форме проповедования одного из таких прочтений.

Великобритания

О положении ЦО в Великобритании рассказывает профессор Айлин Баркер, возглавляющая факультет социологии Лондонской школы экономики и политических наук (Лондонский университет).

В своей книге «Новые религиозные движения» она комментирует статистические данные, относящиеся к деятельности ЦО в Англии. Для начала А. Баркер приводит данные «Христианского справочника», согласно которым «в 1970 г. в Британии было всего 50 мунистов; сейчас же (на 1989 г.) их насчитывается 500»306. Далее следует комментарий самой исследовательницы: «Поскольку Церковь Объединения появилась в Англии только в 1970 году, практически любой рост покажется неимоверным, если его демонстрировать как историческую диаграмму, тогда как подобный же прирост в 450 человек на фоне 516 739 зарегистрированных методистов или даже 107 767 Свидетелей Иеговы почти незаметен, – пишет А. Баркер. – Если обратиться к тенденции или характеру распределения статистических данных, количество мунистов в Британии достигло своего пика – чуть больше 1000 членов (из которых англичане составляли едва ли половину) – в 1978 году, когда в Британию было послано несколько сотен членов „Международного всемирного крестового похода» с миссией „евангелизации». Неудивительно, что, когда в 1981 году „крестоносцы» покинули Великобританию, число мунистов в стране упало; оно продолжало падать и тогда, когда английских членов начали отправлять с миссией за океан. Число вступающих в движение с тех пор соответствовало числу покидающих его. Это означает, что в 1980-х годах ситуация в „Британской Семье» была достаточно стабильной, при этом к „Британской Семье» относили всех, вступивших в Церковь Объединения в Британии, независимо от их национальности»307.

Далее А. Баркер приводит любопытное наблюдение: более 60% присоединившихся к движению Муна за четыре месяца 1978 года в течение последующих двух с половиной лет вышли из него. Этот процесс исследовательница определила как депрограммирование и подсчитала, что примерно две трети подвергшихся ему больше не вернулись в ЦО (данные верны для Запада). Она, правда, считает, что большинство покинувших «церковь» со временем оставили бы ее по собственной воле308. Действительно, процент покинувших ЦО в странах Западной Европы выше, чем где-либо в мире.

На Западе деятельность ЦО вызвала едва ли не самые ожесточенные споры. В Великобритании ЦО проиграла судебный процесс, на котором обвиняла газету «Daily Mail» в клевете. Газета опубликовала на своих страницах статью о том, что движение разрушает семьи и применяет к своим членам методы «промывки мозгов». Присяжные предложили лишить Движение статуса благотворительной организации. После тщательного расследования, проводимого Генеральным прокурором в течение нескольких лет, обвинение было отвергнуто. В процессе ЦО с газетой «Daily Mail» Баркер сама давала показания на стороне мунистов, что не помешало ей быть по приглашению главного прокурора свидетелем обвинения в деле против ЦО, названном «делом о благотворительности»309.

На чьей бы стороне ни выступала А. Баркер, она старается быть объективной по отношению к ЦО. Так, она пишет, что «огульное обвинение лидеров Церкви Объединения в том, что они толкают своих последователей на проституцию и самоубийства, могло возникнуть вследствие того, что это движение путают, например, с Детьми Бога или движением Народный Храм. Мысль о том, что мунистов могут склонять к проституции, будет звучать абсурдно для любого, кто хоть немного знаком с движением и его программой. Кроме того, хотя после Джонстаунской трагедии стали активно циркулировать слухи о том, что многие другие движения также готовят своих последователей к массовому самоубийству, нет совершенно никаких достоверных свидетельств о том, что Церковь Объединения когда-либо призывала или подготавливала к этому своих верующих»310.

Исследовательница также вскользь замечает, что, подобно многим движениям, гордящимся помощью в избавлении своих членов от наркотической зависимости, мунисты также ведут войну с наркомафией311. По мнению Баркер, студент, попавший в общину мунистов, еще не потерян для общества: «Практикующим членам Церкви Объединения, например, случалось достичь высших академических степеней в Кембридже и получить степень доктора философии в американских университетах, таких, как Гарвард, Йель и Чикагский университет. Некоторые выдержали суровые адвокатские экзамены»312.

Однако на этом «позитивные свидетельства» заканчиваются. Как бы то ни было, «Семья» разрушает традиционный семейный уклад большинства англичан, пришедших в секту Муна. А. Баркер обращается к опыту одного «успешно» депрограммированного англичанина. Примерно через шесть месяцев после ухода из движения он так описывал свое состояние: «Я знаю: Объединенная Семья, в общем-то, давала не те ответы, которые мне были нужны. Теперь, когда я покинул ее, я понимаю, что эти вопросы по-прежнему не дают мне покоя. Я так виноват перед родителями за причиненное им горе и тревогу... Я понимаю, что должен вернуться к учебе, чтобы как-то загладить свою вину, но не могу поверить, что это есть то, к чему я предназначен. Я знаю, назад дороги нет, но и вперед мне некуда идти»313.

Подводя итог сказанному, А. Баркер призывает реально оценивать влияние мунистов в стране: «Коренным образом собираются изменить свою жизнь отнюдь не 8000 человек, подписавших бланк о своем членстве в обществе мунистов, а всего лишь около 300 членов, составляющих британское „Ядро"»314.

Для противодействия новым религиозным движениям в Англии была зарегистрирована благотворительная организация, официально связанная с Лондонской школой экономики и политических наук, – ИНФОРМ. Она была основана в 1988 году при финансовой поддержке Министерства внутренних дел Великобритании, а также Англиканской Церкви и других традиционных христианских Церквей. Среди тех, кто обращается в ИНФОРМ за помощью, – родственники и друзья людей, оказавшихся вовлеченными в деятельность того или иного движения, бывшие приверженцы так называемых новых религиозных движений (НРД), сотрудники частных агентств, ученые, студенты, а также церкви и церковные учреждения, школы, государственные учреждения и организации (включая полицию), средства массовой информации.

Наличие этой организации сдерживает миссионерское рвение новых религиозных движений. Представители нескольких из них (в том числе Церковь Сайентологии, Международное Общество Сознания Кришны, ЦО и др.) сообщили в ИНФОРМ о своем желании помогать разбираться в недоразумениях или проблемах, возникающих между юными членами этих общин и их родителями. Родитель может воспользоваться этим предложением сам, либо через посредника, в качестве которого может выступать, например, духовное лицо из приходской церкви или представитель гражданских властей, действующий от имени родителей.

В ноябре 1993 года в Великобритании было принято решение Министерства иностранных дел прекратить субсидирование организации ИНФОРМ, подвергающейся жесткой критике со стороны церквей, родителей и бывших членов сект за поддержку многих из наиболее печально известных религиозных сектантских организаций в Великобритании. Г-н Мил, являющийся секретарем Парламентской рабочей группы по сектам и наблюдающий за деятельностью многих религиозных сект в Великобритании, заявил, в частности: «Я лично счастлив услышать, что правительство наконец прекратило субсидировать ИНФОРМ. Хотя ИНФОРМ продолжает действовать и противостоять всем тем, кто занимается распространением информации о сектах, я приветствую тот факт, что деньги налогоплательщиков не будут поступать в организацию, с которой заигрывают многие религиозные секты»315. Как уже было упомянуто, многочисленные негативные факты, связанные с деятельностью ЦО, позволили влиятельной английской газете «Daily Mail» назвать организацию Муна типичной «сектой». Оскорбленный Мун, уверявший, что создал Церковь, а не секту, подал на издание в суд. Однако процесс, ставший одним из самых дорогостоящих за всю историю британской юриспруденции, был в конце концов выигран «Daily Mail». В результате 300 наиболее активных английских мунистов были вынуждены перебазироваться в Германию, а в Великобритании Мун объявлен персоной нон грата.

Швейцария и Австрия

Швейцария известна как страна, где сосредоточены штаб-квартиры различных международных организаций. В середине 1980-х годов в Женеве по инициативе Муна и при его финансовой поддержке был создан «Всемирный Совет по религиозным свободам». Президентом этого Совета стал последователь Муна американец Джозеф Пейдж. Однако поначалу связи этого Совета с ЦО не афишировались. Мунисты хотели привлечь к участию в работе Всемирного Совета тех религиозных деятелей и мирян Запада, которые не признают Муна в качестве нового «мессии»316.

Отношение к Муну в Швейцарии в настоящее время характеризует красноречивый факт. По сообщению ИТАР – ТАСС («Новости с пяти континентов») от 15 июля 1996 года, Федеральное управление швейцарской полиции в июле 1996 года обратилось к швейцарцам, решившим провести отпуск в США, с предупреждением остерегаться во время поездки религиозной секты Муна317.

В Австрии ЦО существует под названием «Общество объединения всемирного христианства» с 1966 года. В 1974 году Общество было запрещено на основании антиправового характера религиозной деятельности и вводящего в заблуждение наименования, «не соответствующего реальной деятельности». Однако Общество продолжало функционировать под названием «Новый центр», а после запрещения и его – как «Новая деятельность» и «Международная федерация победы над коммунизмом»318.

Если говорить о распространении деятельности ЦО на Западе в целом, то необходимо учитывать следующее. По словам А. Баркер, «несмотря на частые утверждения о том, что движение обладает мощной способностью контролировать своих членов, процент ухода из „Церкви Объединения» довольно высок. В западных странах ей никогда не удавалось привлечь более 10 000 постоянных членов»319.

В апреле 1984 года Европарламент опубликовал документ, в котором чрезвычайно резко осуждалось движение Муна и было принято специальное решение № 1–47/84, где говорилось об опасности, которую несет обществу деятельность ЦО: «Европарламент... 2. Призывает правительства всего Сообщества заботиться о том, чтобы секте Муна не предоставлять никаких особых статусов, не допускать никаких попустительств, не давать никаких особых привилегий. 3. Призывает оповестить комиссию по делам молодежи, культуре, образованию, информации и спорту о деятельности последователей Муна и опасности, которую они представляют для общества...»320

В заключение несколько слов о Восточной Европе. Осенью 1989 года сюда направился Квак Чон Ван, председатель мунистских организаций ICF («Международный культурный фонд») и IRF («Международный религиозный фонд»). В октябре 1989 года он прибыл в Польшу, где, по его словам, добился аудиенции у Леха Валенсы. (Мунистская организация «Академия профессоров за мир во всем мире» (FWPA) была разрешена в Польше уже с июня 1989 года.) Все дальнейшие мероприятия должны были проводиться под прикрытием PWPA, но вскоре удалось непосредственно и открыто развернуть в Польше всю палитру муновских организаций, и началась их миссионерская деятельность.

На конференции, проведенной 8–11 декабря 1989 года, удалось собрать мунистских лидеров со всей Восточной Европы, – «подпольщиков», которые к этому времени получили академические звания и стали «профессорами». В Венгрии ЦО Муна тоже устроила конференцию по проблемам воспитания в Европе. В ней принял участие даже генеральный секретарь Венгерского Совета Церквей321. Как видим, мунисты захватили страны Восточной Европы. Широко развернулась их деятельность и на территории бывшего Советского Союза...

* * *

288

См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 38–39.

289

См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 122–123.

290

Цит. по: Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 183.

291

См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 58.

292

См.: Там же. С. 64.

293

См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 123.

294

Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 39, 100.

295

За рубежом, № 4, 1995, С. 8.

296

См.: Кривельская Н. Религиозная среда обитания. С. 78. (?)

297

Портал-Credo. Ru 13–11–2006.

298

Портал-Credo.ru 15.11.2006

299

См.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 29.

300

См.: Там же.

301

См.: Секты против Церкви. С. 460–461.

302

Бангерский А. Франция объявила войну сектам // НГ-Религия. 2000. 28 июня.

303

См.: Там же.

304

См.: Там же.

305

Там же.

306

Цит. по: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 177.

307

Там же.

308

Там же. С. 118, 120.

309

Там же. С. 264, XLV. Ученого вызывают в суд в качестве так называемого свидетеля-эксперта. Суд ожидает от него объективных, профессиональных сведений о предмете. Для следствия не имеет значения, какова личная позиция свидетеля-эксперта и какой стороне он лично симпатизирует. В одном случае специалист может быть призван выступать на стороне защиты, в другом – на стороне обвинения.

310

Там же. С. 36.

311

Там же. С. 59.

312

Там же. С. 66.

313

Цит. по: Там же. С. 125.

314

Там же. С. 176.

315

Там же. С. 338. (Сообщение для прессы от 15 ноября 1993 года.)

316

См.: Правда. 1987. 28 окт.

317

См.: Кривельская Н. Религиозная экспансия против России. М., 1998. С. 47.

318

См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 39.

319

Баркер А. Новые религиозные движения. С. 265.

320

Цит. по: Кривельская Н. Религиозная среда обитания. М., 1998. С. 79.

321

См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 101.

Комментарии для сайта Cackle