Том III
«Сила Моя совершается в немощи»165
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие новопостриженные сестры во Христе! Вы восприняли начаток ангельского образа в радостные пасхальные дни. Покаяние является преимущественно уделом монашествующих. Более того, монашество считается образом сугубого покаяния, поэтому всякий человек достоин монашества, как всякий достоин покаяния. Однако покаяние и радость пасхальная – это две стороны одного и того же чувства. Через покаяние мы приходим к радости сердечного понимания и ощущения воскресения Христова.
Как известно, преподобный Серафим Саровский посредством покаянных монашеских подвигов достиг такого возвышенного духовного состояния, что всякого человека в течение всего года, а не только в Пасху или Святую Пятидесятницу он с необыкновенной любовью встречал пасхальным приветствием: «Христос воскресе, радость моя!» Преподобный Григорий Синаит говорит, что покаянный плач монаха является плачем радостотворным, то есть творящим радость. Действительно, через покаяние мы достигаем такой глубокой неотъемлемой духовной радости, что все земные удовольствия и утешения кажутся ничтожными, жалкими, достойными всякого презрения. Они как бы не существуют для человека, постигшего истинную духовную радость о воскресшем Господе Иисусе Христе.
Сегодня канун праздника святых жен-мироносиц. Эти верные ученицы Спасителя, несмотря на то что, казалось бы, со смертью Господа все было кончено (как в те дни полагали все Его ученики), пришли ко гробу Спасителя, чтобы отдать Ему последний долг – помазать миром Его тело. Несмотря на свою женскую немощь, они в отличие от апостолов, которые боялись преследования иудеев, не поддались малодушию, но пришли на гроб рано утром, когда беззащитным женщинам вообще опасно выходить из дому. Однако миро оказалось уже не нужным, потому что Господь Иисус Христос воскрес из мертвых и не нуждался в погребальных обрядах. Жены-мироносицы являются для нас примером мужества, примером исполнения слов Спасителя, открытых апостолу Павлу: Сила Моя совершается в немощи (2Кор. 12, 9). И с того времени, на протяжении уже почти двух тысяч лет, многие девицы и женщины служат Богу различными подвигами, и в особенности угодным Богу полным отречением от мира, безраздельной преданностью Спасителю.
Мы знаем, что жены-мироносицы были проповедницами и совершали апостольское служение. Они были одними из первых, если не первыми, как Мария Магдалина, свидетельницами воскресения Христова. Поэтому пусть немощи женского естества, какими бы они ни были, не послужат вам препятствием к совершению иноческого подвига, не станут оправданием в том, в чем вы видите трудность, а может быть, и некую скорбь иноческой жизни. Во Христе Иисусе нет ни мужского пола, ни женского, но новое творение, как сказал апостол Павел. Принимая начаток ангельского образа, мы как бы проповедуем всему миру, что в будущей жизни люди не будут ни жениться, ни выходить замуж, но будут подобны ангелам на Небесах. Не будет ни мужского пола, ни женского.
Поэтому восприняв в эти пасхальные, радостные дни начаток ангельского образа, превозмогайте немощи и недостатки женского естества, в чем бы они ни состояли: будь то физическая слабость, или дурные наклонности женской природы, или что-то иное, кажущееся непреодолимым природным свойством. Пренебрегая всем этим, служите Богу так же мужественно и ревностно, как совершали свое служение в ту Пасхальную радостную ночь святые жены-мироносицы. Поздравляю вас, сестры, и желаю вам быть ревностными служительницами, ревностными чадами возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых. Аминь.
* * *
*Слово на постриг в рясофор. Ново-Тихвинский женский монастырь, 18 мая 2002 года.